Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
Код УЦ ООП | Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
Б.1 | Гуманитарный, социальный и экономический циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории;- основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления;- основные нормативные правовые документы;- основные понятия и модели неоклассической и институциональной микроэкономической теории, макроэкономики и мировой экономики;- основные макроэкономические показатели и принципы их расчета;уметь:- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;- ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;- применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;- использовать иностранный язык в межличностном общении и профессиональной деятельности;- ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности;- использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности;- проводить анализ отрасли (рынка), используя экономические модели;- использовать экономический инструментарий для анализа внешней и внутренней среды бизнеса (организации);владеть:- навыками целостного подхода к анализу проблем общества;- навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении на иностранном языке;- навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста на иностранном языке по проблемам экономики и бизнеса;- экономическими методами анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства. | 38-48 28 | ИсторияФилософияИностранный языкПравоведениеИнституциональная экономика**Социология**Психология** | ОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-8ОК-9ОК-10ОК-11ОК-12ОК-13ОК-14 |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 10-20 | |||
Б.2 | Математический и естественнонаучный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- основные понятия и инструменты алгебры и геометрии, математического анализа, теории вероятностей, математической и социально-экономической статистики;- основные математические модели принятия решений;- основные понятия и современные принципы работы с деловой информацией, а также иметь представление о корпоративных информационных системах и базах данных;уметь:- решать типовые математические задачи, используемые при принятии управленческих решений;- использовать математический язык и математическую символику при построении организационно-управленческих моделей;- обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные;- применять информационные технологии для решения управленческих задач;владеть:- математическими, статистическими и количественными методами решения типовых организационно-управленческих задач;- программным обеспечением для работы с деловой информацией и основами Интернет-технологий. | 34-44 24 | МатематикаСтатистика (теория статистики, социально-экономическая статистика)Методы принятия управленческих решенийИнформационные технологии в менеджменте | ОК-15ОК-16ОК-17ОК-18 |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 10-20 | |||
Б.3 | Профессиональный циклБазовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- основные этапы развития менеджмента как науки и профессии;- принципы развития и закономерности функционирования организации;- роли, функции и задачи менеджера в современной организации;- основные бизнес-процессы в организации;- принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования;- типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования;- основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля;- виды управленческих решений и методы их принятия;- основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами;- типы организационной культуры и методы ее формирования;- основные теории и подходы к осуществлению организационных изменений;- содержание маркетинговой концепции управления;- методы маркетинговых исследований;- основы маркетинговых коммуникаций;- назначение, структуру и содержание основных финансовых отчетов организации;- основные стандарты и принципы финансового учета и подготовки финансовой отчетности;- основные показатели финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности, деловой и рыночной активности, эффективности и рентабельности деятельности;- основные системы управленческого учета;- фундаментальные концепции финансового менеджмента;- принципы, способы и методы оценки активов, инвестиционных проектов и организаций;- роль и место управления персоналом в общеорганизационном управлении и его связь со стратегическими задачами организации;- причины многовариантности практики управления персоналом в современных условиях;- бизнес-процессы в сфере управления персоналом и роль в них линейных менеджеров и специалистов по управлению персоналом;- основные теории стратегического менеджмента;- теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества организации;- содержание и взаимосвязь основных элементов процесса стратегического управления;- основы генезиса концепции корпоративной социальной ответственности (КСО), роль и место этики бизнеса в системе КСО;- основные направления интегрирования КСО в теорию и практику стратегического управления;- основные теории корпоративных финансов;- модели оценки капитальных (финансовых) активов;- источники финансирования, институты и инструменты финансового рынка;- принципы организации операционной деятельности, основные методы и инструменты управления операционной деятельностью организации;- основные концепции и методы организации операционной деятельности;- основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций;уметь:- ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;- анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;- анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;- организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;- анализироватькоммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;- диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию;- разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность;- использовать информацию, полученную в результате маркетинговых исследований;- ставить и решать задачи операционного маркетинга;- использовать техники финансового учета для формирования финансовой отчетности организации;- анализировать финансовую отчетность и составлять финансовый прогноз развития организации;- калькулировать и анализировать себестоимость продукции и принимать обоснованные решения на основе данных управленческого учета;- оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения;- оценивать риски, доходность и эффективность принимаемых финансовых и инвестиционных решений;- уметь оценивать принимаемые финансовые решения с точки зрения их влияния на создание ценности (стоимости) компаний;- анализировать состояние и тенденции развития рынка труда с точки зрения обеспечения потребности организации в человеческих ресурсах;- оценивать положение организации на рынке труда, разрабатывать систему мероприятий по улучшению имиджа организации как работодателя;- проводить аудит человеческих ресурсов организации, прогнозировать и определять потребность организации в персонале, определять эффективные пути ее удовлетворения;- разрабатывать мероприятия по привлечению и отбору новых сотрудников и программы их адаптации;- разрабатывать программы обучения сотрудников и оценивать их эффективность;- использовать различные методы оценки и аттестации сотрудников и участвовать в их реализации;- разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации;- разрабатывать корпоративные, конкурентные и функциональные стратегии развития организации;- идентифицировать, анализировать и ранжировать ожидания заинтересованных сторон организации с позиций концепции КСО;- диагностировать этические проблемы в организации и применять основные модели принятия этичных управленческих решений;- разрабатывать инвестиционные проекты и проводить их оценку;- обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования;- проводить оценку финансовых инструментов;- планировать операционную деятельность организации;- применять модели управления запасами, планировать потребность организации в запасах;- организовывать переговорный процесс, в том числе с использованием современных средств коммуникации;владеть:- методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль);- современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;- методами разработки и реализации маркетинговых программ;- методами анализа финансовой отчетности и финансового прогнозирования;- современным инструментарием управления человеческими ресурсами;- методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы;- методами формирования и поддержания этичного климата в организации;- методами инвестиционного анализа и анализа финансовых рынков;- методами управления операциями;- навыками деловых коммуникаций;методами планирования карьеры. | 134-138 52 | Теория менеджмента (история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение)МаркетингУчет и анализ (финансовый учет, управленческий учет, финансовый анализ)Финансовый менеджментУправление человеческими ресурсамиСтратегический менеджментКорпоративная социальная ответственностьБезопасность жизнедеятельностиЛидерство**Деловые коммуникации**Управление изменениями**Инвестиционный анализ**Корпоративные финансы**Финансовые рынки и институты**Управление операциями**Бизнес-планирование**Управление проектами** | ОК-19ОК-20ОК-21ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14ПК-15ПК-16ПК-17ПК-18ПК-19ПК-20ПК-21ПК-22ПК-23ПК-24ПК-25ПК-26ПК-27ПК-28ПК-29ПК-30ПК-31ПК-32ПК-33ПК-34ПК-35ПК-36ПК-37ПК-38ПК-39ПК-40ПК-41ПК-42ПК-43ПК-44ПК-45ПК-46ПК-47ПК-48ПК-49ПК-50 |
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки) | 82-86 | |||
Б.4 | Физическая культура | 2 | ОК-22 | |
Б.5 | Учебная и производственная практикипрактические умения и навыки определяются ООП вуза | 6-10 | ОК-8ОК-13ОК-19ПК-8ПК-47ПК-49 | |
Б.6 | Итоговая государственная аттестация | 12 | ОК-5ОК-6 ПК1-50*** | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 240 |
______________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточных аттестаций.
** Выбор вузом одной дисциплины из приведенного перечня.
*** Конкретные профессиональные компетенции выбираются вузом в зависимости от формы итоговой государственной аттестации и наличия профиля обучения.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия для формирования у обучающихся умений и навыков в области менеджмента, экономики, математики и количественных методов, информационных технологий, маркетинга, учета и анализа финансов.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики производится в виде защиты обучающимся выполненного индивидуального или группового задания и представления отчета, оформленного в соответствии с правилами и требованиями, установленными вузом.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
осуществлять сбор, обработку и анализ информации по теме (заданию);
участвовать в проведении научных исследований или выполнении разработок;
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
выступить с докладом на конференции.
7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее 10 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.