Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 806 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 201000 Биотехнические сис стр. 4

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык". Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2

Структура ООП бакалавриата

Код УЦ ООП, раздела
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
Б.1
Гуманитарный, социальный и экономический циклБазовая частьзнать:- основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа проблем;- лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (для иностранного языка);- основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире;- основы экономики и организации производства, систем управления предприятиями; основы трудового законодательства;уметь:- анализировать и оценивать социальную информацию; планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;- применять современные экономические методы, способствующие повышению эффективности использования привлеченных ресурсов для обеспечения научных исследований и промышленного производства;владеть:- иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников;- навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений;- навыками критического восприятия информации.
30-40
15-20
Иностранный языкИсторияФилософияЭкономика иорганизацияпроизводстваОК-1 - ОК-9,ОК-14,ОК-17 - ОК-19
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
Б.2
Математический и естественнонаучный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:- основные понятия и методы математического анализа, аналитической геометрии, линейной алгебры, теории функций комплексного переменного, теории вероятностей и математической статистики, дискретной математики;- фундаментальные законы природы и основные физические законы в области механики, термодинамики, электричества и магнетизма, оптики и атомной физики;- проблемы экологии;- основные химические понятия и законы;уметь:- применять математические методы, физические и химические законы для решения практических задач;владеть:- методами решения дифференциальных и алгебраических уравнений, дифференциального и интегрального исчисления, аналитической геометрии, теории вероятностей и математической статистики, математической логики, функционального анализа;- навыками практического применения законов физики, химии и экологии.
65-75
32-38
МатематикаФизикаХимияЭкологияОК-10ПК-1ПК-2ПК-5ПК-17
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
Б.3
Профессиональный циклБазовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:- технологию работы на ПК в современных операционных средах, основные методы разработки алгоритмов и программ, структуры данных, используемые для представления типовых информационных объектов, типовые алгоритмы обработки данных;- элементы начертательной геометрии и инженерной графики, геометрическое моделирование, программные средства компьютерной графики;- критерии, отечественные и международные стандарты и нормы в области безопасности жизнедеятельности;- основные этапы системного анализа; системные аспекты управления; функциональные характеристики сложных систем; особенности биологического объекта как объекта исследований;- теоретические основы механики, методы составления и исследования уравнений статики, кинематики и динамики;- основные определения, топологические параметры и методы расчета электрических цепей;- характеристики и параметры полупроводниковых приборов;- базовые элементы аналоговых и цифровых устройств;- принципы действия средств измерений, методы измерений различных физических величин; роль измерения в медико-биологической практике;- теоретические основы метрологии и стандартизации, условия осуществления сертификации;- основные характеристики измерительных преобразователей и электродов;- классификацию медицинских электронных приборов, аппаратов, и систем;- основные понятия систем автоматизированного проектирования;- этапы и стадии жизненного цикла медицинской техники;- проблемы обеспечения надежной работы технических средств в условиях медико-биологической организации;уметь:- использовать стандартные пакеты прикладных программ для решения практических задач;- представлять технические решения с использованием средств компьютерной графики и геометрического моделирования;- грамотно действовать в аварийных и чрезвычайных ситуациях, оказывать первую помощь пострадавшим;- проводить анализ и расчет линейных цепей переменного тока, анализ и расчет электрических цепей с нелинейными элементами;- применять методы диагностических исследований;- использовать технические средства для измерения различных физических величин;- использовать методы автоматизации схемотехнического проектирования электронных устройств;- применять принципы и методы построения моделей, методы анализа, синтеза и оптимизации при создании и исследовании биотехнических систем;- использовать инструментальные программные средства в процессе разработки и эксплуатации систем управления;- выбирать вычислительные средства для проектирования устройств и систем управления;- выполнять проекты технического обеспечения биотехнических систем на базе типовых средств;- грамотно использовать правовые основы и нормативные документы, регламентирующие методики обслуживания и метрологическое обеспечение медицинской техники;- проводить поверку приборов и комплексов различного назначения;владеть:- методами построения современных проблемно-ориентированных прикладных программных средств;- современными программными средствами подготовки конструкторско-технологической документации;- принципами и методами моделирования, анализа, синтеза и оптимизации систем;- принципами построения измерительных приборов и систем с микропроцессорным управлением;- типовыми пакетами прикладных программ, применяемых при проектировании аппаратов, приборов и систем медицинского назначения;- общими представлениями об основных технологических процессах обслуживания медицинской техники;- навыками работы с современными аппаратными и программными средствами исследования и проектирования биотехнических систем;- методами оценки надежности, испытания на безопасность обслуживания медицинской техники;- методами и средствами разработки и оформления технической документации.
105-115
52-62
1. Информационные технологии.2. Инженерная и компьютерная графика.3. Безопасность жизнедеятельности.4. Прикладная механика.5. Конструкционные и биоматериалы.6. Метрология, стандартизация и технические измерения.7. Электротехника и электроника.8. Системный анализ.9. Биофизические основы живых систем.10. Технические методы диагностических исследований и лечебных воздействий.11. Узлы и элементы биотехнических систем.12. Автоматизация обработки биомедицинской информации.13. Управление в биотехнических системах.14. Биотехнические системы медицинского назначения.ОК-11 - ОК-13ОК-15ПК-3 - ПК-7ПК-8 - ПК-12ПК-18 - ПК-20ПК-22ПК-30ПК-31ПК-32ПК-13ПК-15ПК-16
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки)
Б.4
Физическая культура
2
(400 ч)
ОК-16
Б.5
Учебная и производственная практикипрактические умения и навыки определяются ООП вуза
12-15
ОК-3ОК-11 - ОК-13ОК-15ПК-23 - ПК-26ПК-8 - ПК-12ПК-13 - ПК-17ПК-18ПК-19ПК-27ПК-28ПК-29ПК-31ПК-23
Б.6
Итоговая государственная аттестация, включая подготовку выпускной квалификационной работы
12
ОК-1 - ОК-3ОК-8 - ОК-14ПК-5ПК-6ПК-9 - ПК-11ПК-21ПК-22ПК-30
Общая трудоемкость основной образовательной программы
240
______________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий и организации внеаудиторной работы (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Учебный процесс должен предусматривать встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе должен составлять не менее 20 процентов от общего объема аудиторных занятий. Лекционные занятия не могут составлять более 40 процентов общего объема аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения студентами.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 32 академических часа. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется:
при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными.
7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать:
лабораторные практикумы по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области физики, химии, безопасности жизнедеятельности, метрологии, стандартизации и технических измерений, электротехники и электроники; узлов и элементов биотехнических систем, автоматизации обработки биомедицинской информации, биотехнических систем медицинского назначения;
практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области иностранного языка, математики, физики, информационных технологий, инженерной и компьютерной графики, прикладной механики, экономики и организации производства; конструкционных и биоматериалов, электротехники и электроники; системного анализа, технических методов диагностических исследований и лечебных воздействий, узлов и элементов биотехнических систем, управления в биотехнических системах, автоматизации обработки биомедицинской информации;
лабораторные практикумы и/или практические занятия по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей, курсов) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули, курсы);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей, курсов) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей, курсов) на основании аттестации;
обязанность выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел ООП бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
выступать с докладом на конференциях.
7.16. Реализация ООП бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 50 процентов, ученую степень доктора наук и/или ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (курсов, модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.