уметь осуществлять выбор материалов для изделий различного назначения с учетом эксплуатационных требований и охраны окружающей среды (ПК-12);
уметь оценивать риски и определять меры по обеспечению безопасности технологических процессов (ПК-13);
организационно-управленческая деятельность:
уметь применять методы технико-экономического анализа (ПК-14);
использовать принципы производственного менеджмента и управления персоналом (ПК-15);
уметь использовать организационно-правовые основы управленческой и предпринимательской деятельности (ПК-16);
уметь организовывать работу коллектива для достижения поставленной цели (ПК-17);
научно-исследовательская деятельность:
иметь способности к анализу и синтезу (ПК-18);
уметь выбирать методы исследования, планировать и проводить необходимые эксперименты, интерпретировать результаты и делать выводы (ПК-19);
уметь использовать физико-математический аппарат для решения задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК-20);
уметь использовать основные понятия, законы и модели термодинамики, химической кинетики, переноса тепла и массы (ПК-21);
уметь выбирать и применять соответствующие методы моделирования физических, химических и технологических процессов (ПК-22);
проектная деятельность:
уметь выполнять элементы проектов (ПК-23);
уметь использовать стандартные программные средства при проектировании (ПК-24);
уметь обосновывать выбор оборудования для осуществления технологических процессов (ПК-25).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата
6.1. Основные образовательные программы бакалавриата предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
Код УЦ ООП | Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (Зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
Б.1 | Гуманитарный, социальный и экономический циклБазовая частьВ результате изучения базовой части циклаобучающийся должен:знать:- основные этапы исторического развития России,- основные направления, школы философии,- профессиональную терминологию на иностранном языке,- основы экономических теорий и экономических систем,- основные законы микро- и макроэкономики,- экономику предприятия, принципы оценки результатов его хозяйственной и финансовой деятельности, основы бухгалтерского учета и налоговой системы,- основы менеджмента, принципы построения организационных структур и распределения функций управления;уметь:- использовать философские категории в познании окружающего мира,- переводить общие и профессиональные тексты с иностранных языков,- планировать объем производства и проводить расчеты затрат на производство и реализацию продукции, определять условия безубыточности,- управлять работой трудового коллектива и работать в команде,- получать и обрабатывать экономическую информацию, необходимую для управления производством;владеть:- навыками устной и письменной речи на иностранном языке,- методами менеджмента и маркетинговых исследований,- нормами деловой переписки и делопроизводства,- навыками экономического анализа разработки, применения материалов и технологий их получения. | 35 - 45 18 - 23 | История,Философия,Иностранный язык,Основы экономических теорий,Экономика,Производственный менеджмент | ОК-1 - 5,ОК-8 - 9ОК-14;ОК-16;ОК-17ПК-3 - 4ПК-6ПК-14 - 17ПК-23 |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
Б.2 | Математический и естественнонаучный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части циклаобучающийся должен:знать:- методы дифференциального и интегрального исчислений, теорию дифференциальных уравнений для построения и анализа математических моделей явлений и технологических процессов,- методы статистического анализа,- основы информационных технологий, технические и программные средства реализации информационных процессов,- основные явления и законы механики, термодинамики, молекулярно-кинетической теории, электродинамики, оптики, физики атома, ядра,- строение атома, химические элементы и их соединения, общие закономерности протекания химических реакций,- природу химических реакций, используемых в металлургических производствах,- законы и понятия физической химии для анализа металлургических процессов,- природу фазовых равновесий в металлургических системах,- основные закономерности процессов переноса тепла и массы,- принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы,- инженерные методы защиты окружающей среды от техногенных воздействий металлургического производства;уметь:- применять методы дифференциального исчисления для решения экстремальных задач, исследования поведения функций и решения нелинейных уравнений,- применять интегральное исчисление для вычисления геометрических и физических характеристик объектов,- строить и анализировать математические модели тепломассопереноса,- разрабатывать алгоритмы и программы с использованием структурного подхода,- использовать основные численные методы для решения инженерных задач,- осуществлять корректное математическое описание физических и химических явлений технологических процессов,- применять современное физическое оборудование и приборы при решении практических задач,- прогнозировать и определять свойства соединений и направления химических реакций,- выполнять термохимические расчеты, расчеты химического равновесия, равновесия в растворах,- анализировать фазовые равновесия на основе диаграмм состояния,- использовать справочную литературу для выполнения расчетов,- описывать, рассчитывать и анализировать процессы переноса тепла и массы, выделять факторы, определяющие их интенсивность, - проводить ориентировочные расчеты вредных выбросов и оценку экологического состояния существующих и проектируемых технологических процессов и агрегатов;владеть:- методами анализа и численными методами, вычислительной техникой при решении прикладных задач в области профессиональной деятельности,- методами работы в среде Windows, используя все ее приложения,- методами работы на основных физических приборах,- основными физико-химическими расчетами металлургических процессов,- методами измерения тепловых эффектов химических реакций, парциальных мольных величин, равновесных характеристик,- навыками расчета процессов конвективного тепло- и массопереноса, передачи тепла излучением и молекулярной теплопроводностью,- методикой оценки экономической эффективности природоохранных мероприятий. | 65 - 75 32 - 38 | МатематикаИнформатикаФизикаХимияФизическая химияТеплофизикаЭкология | ОК-1 - 2ОК-6 - 7ОК-10 - 12ПК-1ПК-4 - 5ПК-18 - 22ПК-24 |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
Б.3 | Профессиональный циклБазовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикластудент должен:знать:- элементы начертательной геометрии и компьютерной графики, программные средства компьютерной графики,- основы расчетов на прочность и жесткость деталей конструкций, принципы выбора типовых деталей,- основы теории электрических и магнитных цепей и электромагнитного поля,- основы метрологии, методы и средства измерения физических величин, правовые основы и системы стандартизации и сертификации,- критерии, отечественные и международные стандарты и нормы в области безопасности жизнедеятельности,- основные закономерности процессов генерации и переноса теплоты, движения жидкости и газов применительно к технологическим агрегатам черной и цветной металлургии,- основные закономерности химических и физико-химических процессов, процессов массопереноса применительно к технологическим процессам, агрегатам и оборудованию переработки (обогащения) минерального сырья, производства и обработки черных и цветных металлов;- принципы основных технологических процессов производства и обработки черных и цветных металлов, устройства и оборудование для их осуществления,- основы теории автоматического управления;- основные группы и классы современных материалов, их свойства и области применения, принципы выбора;уметь:- выполнять чертежи деталей и элементов конструкций.- выполнять расчеты на прочность и жесткость, расчеты деталей машин и механизмов,- выбирать электрооборудование и рассчитать режимы его работы,- использовать стандарты и другие нормативные документы при оценке, контроле качества и сертификации продукции,- применять типовые подходы по обеспечению безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты,- рассчитывать и анализировать процессы горения топлива и тепловыделения, внешнего и внутреннего теплообмена в печах различного технологического назначения, выбирать рациональные температурные и тепловые режимы работы металлургических печей,- рассчитывать и анализировать химические и физико-химические процессы, процессы массопереноса, происходящие в технологических процессах переработки (обогащения) минерального сырья, производства и обработки черных и цветных металлов;- выбирать рациональные способы производства и обработки черных и цветных металлов, рассчитывать материальные балансы технологических процессов их производства,- применять системы автоматического управления технологическими процессами в металлургии и материалообработке;- анализировать фазовые превращения при нагревании и охлаждении сплавов,- проводить металлографический анализ сталей, чугунов, цветных металлов и сплавов,- определять физические и механические свойства материалов при различных видах испытаний,- прогнозировать на основе информационного поиска конкурентоспособность материала и технологии,- применять методы анализа и обработки экспериментальных данных, систематизации научно-технической информации,- применять программное обеспечение для решения типовых задач производства и обработки металлов и сплавов,- применять правовые и технические нормативы управления безопасностью жизнедеятельности;- принимать технологические решения, позволяющие использовать безотходные и ресурсосберегающие технологии в металлургии;владеть:- методами компьютерной графики;- методами анализа напряженного и деформированного состояний материалов, принципами выбора материалов для элементов конструкций и оборудования,- навыками расчета и проектирования металлургических печей различного технологического назначения,- навыками работы с современными программными средствами подготовки конструкторско-технологической документации,- методами анализа технологических процессов и их влияния на качество получаемых изделий. | 90 - 110 45 - 55 | Компьютерная графика,Сопротивление материалов,Детали машин,Электротехника и электроника,Метрология, стандартизация и сертификация,Безопасность жизнедеятельности,Металлургическая теплотехника,Металлургические технологии,Материаловедение | ОК-1 - 2ОК-4 - 7,ОК-10 - 14ОК-16ПК-1 - 25 |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки) | ||||
Б.4 | Физическая культура | 2 | ОК-15 | |
Б.5 | Учебная и производственная практикипрактические умения и навыки определяются ООП вуза | 12 - 15 | ОК-1 - 2ОК- 6 - 7ПК-9 - 13ПК-6 - 8,ПК-11 - 15ПК-20ПК-22 - 25 | |
Б.6 | Итоговая государственная аттестация | 12 - 15 | ОК-1 - 2ОК-4 - 6ПК-10 - 13ПК-1ПК-4ПК-7 - 9ПК-12 - 15,ПК-18 - 25 | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 240 |
______________________________
* трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы и содержанием конкретных дисциплин и должен составлять в целом не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения. Объем факультативных дисциплин не должен превышать десяти зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.