итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2
Структура ООП магистратуры
Код УЦ ООП | Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
М.1 | Общенаучный цикл | 20 - 25 | ||
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:специфику артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма деловой речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи;принципы и методы менеджмента, функции управления; стратегическое планирование, построение организации, мотивацию и контроль; социально-психологические основы менеджмента: типы власти и влияния, стили руководства, управление конфликтами; основы маркетинга и роль маркетинга в управлении фирмой; принципы и задачи маркетинговой деятельности, информационная база маркетинга; экономическая эффективность новой техники и капитальных вложений, финансирование инновационной деятельности;систему уравнений гидродинамической модели плазмы; колебания и волны в плазме; электронно-циклотронный резонанс в плазме; элементы спектральной диагностики плазмы: относительная интенсивность линий, уширение линий, эффекты Доплера и Штарка; спектроскопия термически неравновесной плазмы; интерферометрические методы, методы, основанные на рассеянии электромагнитных волн в плазме; анизотропия проводимости плазмы, скин-эффект;понятие системного подхода к проектированию элементов плазменных установок; большие системы, модели для исследования системы, цели исследования; синтез схемы плазменной установки, функциональная модель, связь между ее отдельными элементами; траекторные задачи, их оптимизация с точки зрения максимальной эффективности; ресурс системы; системные методологические принципы; обобщенную схему плазменной установки; подход к оптимизации конструкции по заданным критериям эффективности;уметь:понимать диалогический и монологический способ речи в сфере профессиональной коммуникации, произносить несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности, составлять деловые письма;проводить комплексное исследование рынка, его сегментов, оценивать конкурентоспособность продукции, методы ценообразования, понимать процессы формирования товарной политики и рыночной стратегии, проводить анализ рынка сбыта, прогнозировать и планировать объем продаж и производства продукции;анализировать процессы течения плазмы в скрещенных электромагнитных полях в ускорительном и генераторном режимах, определять интегральные характеристики плазмы и электрического разряда; рассчитывать параметры плазмы твердого тела, параметры эмиссионной электроники, термоэлектронной, автоэлектронной и фотоэлектронной эмиссии; применять теорию интенсивных ионных течений, закон Чайлда-Ленгмюра, находить первеанс и нормированный первеанс пучков, анализировать вторичные процессы резонансной перезарядки в ионно-оптической системе;проводить классификацию плазменных установок по их признакам: назначение (траекторная задача), режимы работы, тип источника питания, рабочие тела, уровень мощности; выбирать теоретическую модель физических процессов в элементах плазменных установок; создавать интегрированные и оптимальные системы конструкций элементов плазменных установок; разрабатывать системы автоматизации выпуска конструкторской документации;владеть:официально-деловым научным стилем, основными особенностями научного стиля, правилами речевого этикета;информационной базой планирования сбыта и производства, показателями объема производства, данными о производственной мощности предприятия, методами прогнозирования и планирования производства и сбыта продукции;приемами в организации деятельности маркетинговой службы;методами оптической хронографии и систем усиления интенсивности плазменного излучения: фотоэлектронный умножитель и электроннооптический преобразователь, диагностикой собственного излучения плазмы; техникой применения потоков плазмы и пучков заряженных частиц в современной технике; расчетом параметров плазмы, магнитного и электрических полей в плазменных системах;основными принципами системного подхода: принцип иерархичности исследования, принцип интеграции и принцип формализации; общим принципом построения системы: принцип "первого шага" (т.е. разработка обобщенной схемы), принцип полноты модели, принцип резервирования ресурсов, единственности критерия, декомпозиции. | 6 - 7 | Деловой иностранный язык, Менеджмент и маркетинг, Спецглавы физики плазмы, Приборы и системы лучевой энергетики | ОК-1,ОК-3,ОК-6,ОК-9 - 10,ПК-1 - 3,ПК-5 - 6,ПК-8 - 9,ПК-11 - 12ПК-20 | |
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 14 - 18 | |||
М.2 | Профессиональный цикл | 30 - 35 | ||
Базовая (общепрофессиональная) часть | 10 - 12 | |||
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:основные понятия системотехники, принципы блочно-иерархического подхода к проектированию; уровни проектирования, основные параметры элементов плазменных и энергетических установок, параметры входные, выходные, внутренние; стадии и этапы машинного проектирования; техническое обеспечение автоматизированных систем; требования к математическим моделям; эквивалентные схемы механических и электрических объектов плазменных установок; структура универсальных программ; параметрическая оптимизация в машинном проектировании; понятие о технологиях информационной поддержки процессов жизненного цикла изделий;основные принципы и задачи управления в плазменных установках; управляемые параметры и регулирующие факторы, требования к ним; статистические и динамические характеристики систем управления; классификация систем управления, математическое описание процессов управления в линейных системах, методы исследования устойчивости и качества линейных систем; определение статических и динамических характеристик основных агрегатов плазменных установок; выбор элементов и структуры регуляторов для управления основными параметрами плазменной установки;состояние и перспективы развития нанотехнологий;свойства наноструктур; получение и синтез наноструктур (получение фуллеренов, углеродных нанотрубок, одномерных и многомерных наноструктур); синтез, сборка и обработка наноструктур; консолидированные наноструктуры;уметь:составить техническое задание методом системного анализа и пространственно-временной оптимизации параметров элементов плазменной системы; владеть основными методами и алгоритмами вычислительной техники; проводить алгебраизацию и линеаризацию математических моделей, закладываемых в программный продукт машинного проектирования; составлять программные системы компьютерного инжиниринга; владеть основными пакетами стандартных программ, применяемых при машинном проектировании;анализировать типовые замкнутые системы автоматического регулирования, обосновывать выбор и структуру агрегатов автоматики для поддержания рабочих параметров в плазменных объектах; обеспечивать процесс функционирования агрегатов плазменной установки на этапах: запуска, стабилизации режима, изменения режима по заданной программе и останова;анализировать достижения в нанотехнологиях; описывать технические проблемы моделирования наноматериалов, электронных устройств, молекулярной динамики, квантовых областей в кремниевых наноструктурах; применять современные средства диагностики для измерения температуры, магнитных характеристик, для исследования электронной структуры, оптических свойств;владеть:методами подготовки информации, необходимой для работы со стандартными пакетами программ; подходами к формированию маршрутов проектирования элементов плазменных систем; методами компьютерной графики и геометрического моделирования; подходом к разработке математических моделей физических процессов плазменных систем, методам их исследования и проведения сравнительного анализа полученных результатов;фундаментальными принципами управления: управление по возмущению и управление по отклонению; понятием о синтезе системы управления, устойчивости этой системы; техникой работы с приборами, измеряющими и контролирующими физические параметры рабочих процессов в плазменных установках; микропроцессорной техникой;подходом к микроэлектронной технологии (фотолитография, рентгеновская литография и литография с использованием электронных пучков); методами изучения кинетики и термодинамики фазовых переходов в наноструктурных системах; современными экспериментальными методиками; научными основами молекулярной электроники. | Автоматизированное проектирование плазменных установок;Управление в плазменных установках; Основы высоких технологий в плазменной технике; | ПК-1 - 7,ПК-9,ПК-11 - ПК-18 | ||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 25 - 27 | |||
М.3 | Практики и научно-исследовательская работа(практические умения и навыки определяются ООП вуза) | 45 - 50 | ПК-1 - 3,ПК-7,ПК-8,ПК-12ПК-19 - 22 | |
М.4 | Итоговая государственная аттестация | 15 | ОК-3,ОК-7,ОК-9ПК-1 - 21 | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 120 |
______________________________
* Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для развития социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской, проектной) для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин, по выбору обучающихся, устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 54 академических часа.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.
7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по следующим дисциплинам (модулям), базовой части цикла М.1, формирующим у обучающихся умения и навыки в области общенаучных проблем, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обязанность выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: производственная и учебная, которые могут включать в себя научно-исследовательскую практику.
Конкретные виды практик определяются ООП. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:
планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление и тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;
проведение научно-исследовательской работы;
корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;
составление отчета о научно-исследовательской работе;
публичная защита выполненной работы.
Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей.
При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях ВПО не менее трех лет.
Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя магистерскими программами; для внутреннего штатного совместителя - не более одной магистерской программой.
Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами.
Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.
7.18. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.