VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата
6.1. ООП подготовки бакалавра предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебные и производственные практики и (или) научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
Код УЦ ОПП | Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (зачетные единицы) * | Перечень дисциплин для разработки программ (примерных), а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
Б.1 | Гуманитарный, социальный и экономический цикл | 30-36 | ||
Базовая часть | 15-18 | |||
В результате освоения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- один из иностранных языков международного общения на уровне, обеспечивающем устные и письменные межличностные и профессиональные коммуникации;- этапы развития цивилизации, роль России в мировом историческом процессе;- закономерности мышления;- закономерности развития общества, его нормы и ценности;- основы права;- основы философии;- основы экономики;уметь:- вести дискуссию, публично представлять результаты работы;- строить прогностические модели и осуществлять их анализ;- оценивать взаимосвязи политических, социальных и других особенностей различных культур.владеть:- общими представлениями о стилях коммуникации;- одним из иностранных языков международного общения на уровне, обеспечивающем устные и письменные межличностные и профессиональные коммуникации;- навыками и культурой системного мышления. | Иностранный языкИсторияФилософияЭкономикаПраво | ОК-1 - 14ПК-3ПК-6 - 8ПК-11 - 12ПК-15 | ||
Вариативная часть(знания, умения, владения определяются ООП вуза) | ||||
Б.2 | Математический и естественнонаучный цикл | 20-24 | ||
Базовая часть | 10-12 | |||
знать: | Математика и информатикаАрхитектурная физика (акустика, светотехника, климатология)Теоретическая механикаСопротивление материаловЭкология средыНачертательная геометрия | ОК-1 - 3ОК-5 - 7ОК-9 - 11ОК-13ПК-2 - 3ПК-3ПК-6ПК-10 - 11ПК-12 - 13 | ||
- роль и место компьютерных технологий в профессиональной деятельности архитектора;- принципы сопротивления конструкционных материалов;- основы проектирования несущего остова зданий, принципы статической работы и основы расчета элементов, систем и конструкций зданий и сооружений на основные воздействия и нагрузки;- общие положения естественнонаучной картины мира и перспективные концепции ресурсо- и энергосбережения;- требования, методы исследования и критерии оценки температурно-влажностных, акустических и световых качеств среды;- принципы проектирования средовых качеств, в том числе акустику, освещение и системы управления климатом и энергопотреблением;- принципы, лежащие в основе проектирования систем обеспечения и управления энергией, микроклиматом, световой и звуковой среды;уметь:- применять методы начертательной геометрии в профессиональной деятельности;- оперировать знаниями о природных системах и искусственной среде при принятии проектных архитектурно-дизайнерских решений;- учитывать естественнонаучные знания в профессиональной деятельности;владеть:- методами начертательной геометрии;- технологиями компьютерного моделирования. | ||||
Вариативная часть(знания, умения, владения определяются ООП вуза) | ||||
Б.3 | Профессиональный цикл | 178-188 | ||
Базовая часть | 89-94 | |||
Архитектурно-дизайнерское проектирование | 34-47 | |||
В результате освоения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- основы теории и методы архитектурно-дизайнерского проектирования;- основы композиции, закономерности визуального восприятия;- социально-культурные, демографические, психологические, функциональные и художественные основы формирования архитектурной среды;- состав и технику разработки заданий на проектирование;- содержание и источники предпроектной информации, методы ее сбора и анализа;- систему проектной и рабочей документации для строительства, её состав, основные требования к ней;- типологию, композиционные особенности и принципы предметного наполнения архитектурной среды;- роль художественных концепций в средовом проектировании;уметь:- собирать и анализировать исходную информацию и разрабатывать задания на проектирование средовых объектов;- генерировать проектную идею и последовательно развивать ее в проектировании;- использовать достижения мировой культуры в проектной практике;- обеспечивать в проекте решение актуальных социально-экологических задач создания естественной, художественно выразительной и комфортной среды;- выполнять проектную документацию на всех стадиях проектирования;- разрабатывать проектные решения во взаимодействии со специалистами-смежниками;- интегрировать в проекте системы конструкций, управления климатом, безопасности жизнедеятельности, инженерные системы;владеть:- методикой архитектурно-дизайнерского проектирования;приемами комплексного формирования объектов и систем предметно-пространственной среды;- приемами создания и продвижения авторского проектно-художественного замысла, стимулирования проектных инноваций;- приемами и средствами композиционного моделирования;- методами и технологиями энерго- и ресурсосберегающего архитектурного проектирования методами и технологиями компьютерного проектирования. | Основы архитектурно-дизайнерского проектирования и композиционного моделированияТеория и методология архитектурно-дизайнерского проектированияАрхитектурно-дизайнерское проектированиеПредметное наполнение архитектурной среды | ПК-1-13ПК-15-17 | ||
Архитектурно-дизайнерское конструирование, материалы и технологии | 12-14 | |||
В результате освоения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- современные строительные материалы, конструкции и технологии;- средовые инженерные, конструктивные, экономические и художественные факторы архитектурно-дизайнерского проектирования;- основы технологии возведения зданий и организации строительного производства;- методы экономической оценки и контроля стоимости архитектурных решений и строительства;- принципы свободного применения конструкций, строительных технологий и обслуживающих систем;- роль и возможности конструкций и материалов в решении проектных задач; уметь:- выбирать и использовать конструкции, материалы и строительные технологии;- проводить экономическую оценку и контролировать стоимость проектных решений;владеть:- методами конструирования средовых объектов;- методами технико-экономической оценки проектных решений;- методами оценки и выбора строительных материалов и технологий. | Конструкции в архитектуре и дизайнеИнженерно-технологическое обеспечение архитектурно-дизайнерских решенийМатериалы и композиция в архитектуре и дизайнеЭкономика и организация архитектурно-дизайнерского проектирования и строительства | ПК-3ПК-4ПК-6 - 7ПК-12 - 16 | ||
Инженерные системы и среда | 3-5 | |||
В результате освоения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- требования и критерии оценки экологического качества, комфорта и безопасности искусственной среды;- основные системы инженерного обеспечения зданий и сооружений, инженерных сетей и коммуникаций;- основные системы транспорта, связи, обслуживания и безопасности;- вопросы учета жизненного цикла строительных материалов, экономии энергии, а также проблемы эффективных энергосистем;- принципы разработки энерго- и ресурсо- эффективных, экологически обоснованных, комфортных и безопасных средовых решений;- принципы проектирования систем инженерного обеспечения, в том числе - водопровод, канализацию, вертикальный транспорт, средства связи, а также устройства безопасности и систем пожаротушения;- базовые принципы учета требований безопасности жизнедеятельности при проектировании искусственной среды обитания и ее компонентов; уметь:- выбирать и использовать системы инженерного обеспечения, материалы, конструкции и технологии;- обеспечивать высокие экологические качества, энерго- и ресурсоэффективность архитектурных решений;владеть:- интегрированным подходом к проектированию инженерных систем и учёту средовых факторов. | Инженерные системы и оборудование средовых комплексов | ОК-1ОК-5 - 6ОК-11ПК-3 - 4ПК-6 - 9ПК-13 | ||
История и теория | 13-16 | |||
В результате освоения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- историю пространственных и пластических искусств в контексте развития мировой культуры;- основы теории формирования среды как сферы профессиональной деятельности и отрасли знаний;- современный опыт и тенденции развития архитектуры и дизайна в контексте мировой культуры;- основы теории средовой композиции;- региональные и национальные архитектурные традиции, их истоки и значение, проблемы сохранения исторического наследия, культурного разнообразия среды;уметь:- анализировать и критически оценивать опыт формирования и развития искусственной среды;- создавать объекты в городском контексте с учетом эволюции представлений о гармоничной среде;- использовать исторические и теоретические знания при разработке средовых решений;владеть:- методами анализа архитектурных форм и пространств;- методами прикладных научных исследований, используемых на пред- проектной, проектной стадиях и после завершения проекта. | История пространственных и пластических искусств (живопись, скульптура, дизайн, сценография, архитектура)Современные пространственные и пластические искусства (живопись, скульптура, дизайн, сценография, архитектура)Основы теории формирования среды | ОК-1ОК-6ОК-8ПК-1 - 10ПК-12ПК-15 - 17 | ||
Визуальная культура | 14-17 | |||
В результате освоения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- методы наглядного изображения и моделирования трехмерной формы и пространства;- актуальные средства развития и выражения архитектурного замысла (графические, макетные, компьютерные, вербальные, видео и др.);- традиции и современные стандарты проектной коммуникации;уметь:- выбирать формы и методы изображения и моделирования архитектурной среды;- использовать достижения мировой культуры в области пластических искусств в проектной практике и педагогике;владеть:- разнообразными техническими приемами и средствами современных, профессиональных, межпрофессиональных, публичных коммуникаций;- приемами синтеза художественно-пластических и проектных дисциплин в архитектурно-дизайнерском проектировании. | Основы и язык визуальной культуры (графика, пластика, колористика, моделирование, цифровые средства)Профессиональные средства подачи проекта | ОК-1 - 3ОК-7 - 8ОК-14ПК-1 - 8ПК-10 - 11ПК-16 - 17 | ||
Менеджмент, маркетинг, право и этика | 3-5 | |||
В результате освоения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- права и ответственность архитектора-дизайнера за формирование естественной, безопасной и конфортной искусственной среды;- основы организации современной строительной отрасли, девелопмента, сферы недвижимости, финансирования и управления инфраструктурой;- законодательный и финансовый контекст, нормы, правила, стандарты, регламентирующие архитектурно-строительную практику, международные стандарты профессионализма в архитектурной практике;- различные формы оказания архитектурно-дизайнерских услуг, формы договоров и другой офисной документации;- порядок рассмотрения и согласования проектно-сметной документации;- требования профессиональной этики, кодекс поведения применительно к архитектурно-дизайнерской практике, права и обязанности участников проектно-строительного процесса, авторские права и методы их защиты;- принципы маркетинга в организации проектной деятельности и основы маркетинговых исследований;- основы организации архитектурно-дизайнерского бюро;- роль технической документации на стадии реализации проекта в процессе планирования и контроля стоимости строительства;уметь:- эффективно взаимодействовать со всеми участниками проектно-строительного процесса;- представлять проекты заказчику, согласующим и утверждающим инстанциям, на процедурах общественных слушаний;- осуществлять авторский надзор за реализацией проекта;владеть:- законодательной и нормативной базой проектно-строительной деятельности;- основами профессиональной этики, менеджмента и маркетинга. | Профессиональная практика (законодательство и нормирование; этика; менеджмент; маркетинг и администрирование) | ОК-1 - 8ОК-10ОК-14ПК-4ПК-6 - 14 | ||
Безопасность жизнедеятельности | 2 | |||
В результате освоения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- базовые принципы учета требований безопасности жизнедеятельности при проектировании искусственной среды обитания и ее компонентов; уметь:- ориентироваться в теории формирования безопасной среды жизнедеятельности, архитектурными, техническими и организационными средствами, в теории прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в правовых и организационных вопросах управления безопасностью жизнедеятельности; владеть:- методами и технологиями защиты искусственной среды обитания в чрезвычайных ситуациях. | Безопасность жизнедеятельности | ОК-13 | ||
Вариативная часть(знания, умения, владения определяются ООП вуза) | ||||
Б.4 | Физическая культура | 2 | ОК-15 | |
Б.5 | Учебная и производственная практики(практические умения и владения определяются ООП вуза) | 45 | ОК-1 - 14 ПК-1 - 17 | |
Б.6 | Итоговая государственная аттестация | 15 | ОК-1 - 14 ПК-1 - 16 | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 300 |
______________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), материалы, обеспечивающие качество подготовки и воспитания обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной ООП ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать собственную социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, различного рода тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
Курсовые проекты/работы рассматриваются как вид учебной работы по модулю Профессионального цикла "Архитектурно-дизайнерское проектирование" и выполняются в пределах часов, отводимых на освоение этого модуля.
Курсовые работы, расчетно-графические работы, графоаналитические работы, рефераты и лабораторные практикумы рассматриваются как вид учебной работы по другим модулям Профессионального цикла ("Визуальная культура", "Архитектурно-дизайнерское конструирование, материалы и технологии", "Инженерные системы и среда", "История и теория", "Менеджмент, маркетинг, право и этика"), а также по циклу "Учебная и производственная практики", по "Математическому и естественнонаучному циклу" и по "Гуманитарному, социальному и экономическому циклу" и выполняются в пределах часов, отводимых на освоение указанных циклов и модулей.
При реализации ООП подготовки бакалавров архитектуры соотношение "преподаватель-обучающийся" должно составлять 1:4 в соответствии с отнесением уровней и специальностей направления "Дизайн архитектурной среды" к группе специальностей творческих вузов.
Учебный процесс по модулю Профессионального цикла "Архитектурно-дизайнерское проектирование" планируется из расчета три преподавателя на академическую группу.
Учебный процесс по модулю Профессионального цикла "Визуальная культура" планируется из расчета два преподавателя на академическую группу.
Для ведения практических занятий и выполнения графических работ по курсу "Начертательная геометрия" в "Математическом и естественнонаучном цикле" предусматривается два преподавателя на академическую группу.
7.5. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся не обязательными для изучения обучающимися.
Трудоемкость факультативных дисциплин не должна превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 36 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникул в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. Программа бакалавриата вуза должна должна включать лабораторные практикумы, практические занятия, курсовые проекты, курсовые работы, расчетно-графические работы, графоаналитические работы, рефераты по следующим модулям базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области:
Архитектурно-дизайнерское проектирование;
Архитектурно-дизайнерское конструирование, материалы и технологии;
Инженерные системы и среда;
Визуальная культура;
История и теория;
Менеджмент, маркетинг, право и этика,