5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью демонстрировать фундаментальные знания разделов ООП магистратуры (ОК-1);
способностью использовать углубленные теоретические и практические знания в области востоковедения, способностью находиться на передовых рубежах мировой востоковедной науки (ОК-2);
способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий новые знания и умения, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ОК-3);
способностью демонстрировать навыки самостоятельной научно-исследовательской работы и работы в научном коллективе, способностью порождать новые идеи (креативность) (ОК-4);
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, (ОК-5);
способностью к самостоятельному изучению новых методов исследования, (ОК-6);
способностью и готовностью к активному общению в научной и социально-общественной сферах деятельности; способность свободно пользоваться русским и иностранными языками, как средством делового общения; способность к активной социальной мобильности (ОК-7);
способностью использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских работ, в управлении научным коллективом (ОК-8).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
научно-исследовательская деятельность:
способностью использовать углубленные специализированные профессиональные теоретические и практические знания для проведения исследований в области истории, экономики, политологии, культуры, религии, языков и литературы стран Азии и Африки (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры) (ПК-1);
способностью глубоко осмысливать и формировать решения проблем востоковедения путем интеграции фундаментальных разделов ориенталистики, африканистики, истории, экономики, политологии, языковедения, литературоведения и специализированных знаний в сфере профессиональной деятельности (в соответствии с ООП магистратуры) (ПК-2);
способностью самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в области истории, экономики, политологии, культуры, религии, языков и литературы стран Азии и Африки (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры) и решать их с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта востоковедных исследований (ПК-3);
способностью и готовностью применять на практике навыки составления и оформления научно-аналитической документации, научных отчетов, обзоров, докладов и статей (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры) (ПК-4);
учебно-педагогическая деятельность:
владением проблематикой изучения и преподавания экономики, языков, истории и культуры субрегионов в рамках крупных историко-цивилизационных массивов (ПК-5);
способностью свободно пользоваться современными методами обработки и интерпретации массива данных на восточном, западных и русском языках по странам Азии и Африки (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры) для решения задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-6);
экспертно-аналитическая деятельность:
умением давать анализ исторических корней современных процессов и делать среднесрочные и долгосрочные прогнозы тенденций развития афро-азиатского мира (ПК-7);
способностью и готовностью к проектированию комплексных научно-исследовательских и научно-аналитических востоковедных исследований (ПК-8);
способностью свободно владеть и использовать в профессиональной сфере современные информационные технологии, способность использовать современные компьютерные сети, программные продукты и ресурсы Интернет для решения задач профессиональной деятельности, в том числе находящихся за пределами профильной подготовки (ПК-9);
практическая и организационная деятельность:
готовностью к использованию практических навыков организации и управления научно-исследовательскими и научно-аналитическим работами при обеспечении взаимодействия со странами Азии и Африки (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры) (ПК-10);
умением использовать изученный языковой материал для ведения деловых переговоров, публичных выступлений на профессиональные темы, в том числе по телефону, на радио, телевидении и других СМИ (ПК-11);
умением писать на изучаемом языке официальные и неофициальные документы в соответствии с нормами речевого этикета (ПК-12);
умением организовать практическую бизнес-деятельность, способность к принятию конкретных бизнес-решений (ПК-13).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры
6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2
Структура ООП магистратуры
Код | Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
М.1 | Общенаучный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:основные школы и направления в истории философии, основные логические методы и приемы научного исследования, методологические теории и принципы современной науки; современные компьютерные технологии, применяемые при сборе, обработке и анализе востоковедной информации;уметь: осуществлять методологическое обоснование научного исследования; пользоваться системами обработки и передачи текстов, содержащих восточную графику; самостоятельно использовать современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности;владеть: навыками логико-методологического анализа научного исследования и его результатов. | 24-28 6-8 | История философииИностранный (западный) языкНовые информационные технологии | ОК-1ОК-7ПК-11ПК-12ПК-13ОК-3ПК-9ПК-6 |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
М.2 | Профессиональный циклБазовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать: один или два языка народов Азии и Африки (один основной и один дополнительный);уметь: использовать теоретические знания о Востоке на практике, в том числе готовить информационно-аналитические материалы и справки, реферировать и рецензировать научную литературу, использовать знания и навыки в редакционно-издательской деятельности; на основе системного анализа выявить типологические особенности стран и регионов Азии и Африки; разрабатывать и осуществлять бизнес-проекты; владеть навыками организации коллективной деятельности, в том числе способностью к взаимодействию с людьми различных культур;владеть: способностью постановки и решение теоретических и прикладных задач в сфере изучения истории народов Азии и Африки с опорой на массив источников на восточных языках и на материалы национальных историографий стран Азии и Африки; навыками пользования базами данных и информационно-поисковыми системами по языкам, литературе, истории, экономике, политике, культуре и современному положению стран Азии и Африки. | 16-20 5-7 | Основной восточной язык | ПК-6ПК-10ПК-11ПК-12 |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
М.3 | Практика и научно-исследовательская работа Научно-исследовательская или педагогическая практикиВ результате прохождения научно-исследовательской и педагогической практик студент должен получить следующие практические навыки:способность применять на практике знания основ организации и планирования научно-исследовательских и практических работ с использованием нормативных документов;способность работать в научно-исследовательском коллективе, способность к профессиональной адаптации, к обучению новым методам исследования, ответственность за качество выполняемых работ; способность методически грамотно построить план лекций (практического занятия), навыки публичного изложения теоретических и практических разделов учебных дисциплин в соответствии с утвержденными учебно-методическими пособиями.В результате прохождения научно-исследовательской практики студент должен собрать необходимый материал для выполнения выпускной квалификационной работы.Научно-исследовательская работа.В результате выполнения научно-исследовательской работы по теме магистерской программы студент должен получить следующие теоретические и практические навыки:способность планировать, организовывать и проводить научно-исследовательские и практические работы (перевод, опрос респондентов) по теме магистерской программы с применением современных информационных и компьютерных технологий;способность к самостоятельной научно-исследовательской работе и к работе в научном коллективе, способность к профессиональной адаптации, к обучению новым методам исследования и технологиям, ответственность за качество выполняемых работ. | 64-68 19-21 45-47 | ОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-8ПК-2ПК-1ПК-3ПК-4ПК-5ОК-1ОК-2ОК-3ОК-5ОК-6ОК-7ПК-1ПК-2ПК-3 | |
М.4 | Итоговая государственная аттестацияВ результате подготовки и защиты выпускной работы студент должен получить следующие навыки: способность самостоятельно с применением современных компьютерных технологий анализировать, обобщать и систематизировать результаты научно-исследовательских и практических работ; способность профессионально оформлять, представлять и докладывать результаты научно-исследовательских и практических работ по утвержденным формам. | 10 | ОК-2ОК-3ОК-4ОК-6ОК-8ПК-2ПК-9ПК-1ПК-3ПК-4ПК-5ПК-7ПК-8 | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 120 |
______________________________
* Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны регулярно рассматривать необходимость обновления основных образовательных программ с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, различных тренингов, групповых дискуссий, студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, аналитической, организационной, исполнительской, творческой), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ОПП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.