Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 51 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 170400 Стре стр. 5

владением методами оценки эффективности и надежности образцов вооружения (по областям и видам) (ПСК-12.5);
знанием особенностей технологии производства образцов вооружения (по областям и видам) (ПСК-12.6).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ подготовки специалиста

6.1. Основная образовательная программа подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственные практики, научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную часть, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в аспирантуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2

Структура ООП подготовки специалиста

Код УЦ ООП
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки программ, учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
С.1
Гуманитарный, социальный и экономический цикл
38-45
Базовая частьВ результате освоения базовой части цикла обучающийся должен:Знать:- политическую обстановку в мире;- состояние и тенденции развития науки и техники;- основы экономической теории;- основы организации труда;- историю развития соответствующей отрасли науки и техники;- мировую и отечественную политическую и экономическую историю;- основные философские школы и учения.Уметь:- пользоваться навыками устной и письменной русской речи;- читать и переводить иностранные источники информации;- организовать свой труд, объективно оценивать результаты своей деятельности;- использовать все источники информации.Владеть:- русским и одним из иностранных языком;- методами получения, хранения и использования информации;- методами анализа и прогнозирования состояния соответствующей отрасли науки и техники, политической и экономической ситуацией в стране и мире.
29-34
История, Философия, Основы экономики, Политология, Иностранный язык, КультурологияОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-8ОК-9ПК-1ПК-3ПК-5ПК-6ПК-21
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
С.2
Математический и естественнонаучный цикл
56-64
Базовая частьВ результате освоения базовой части цикла обучающийся должен:Знать:методы математического моделирования физических процессов в оружии;методы программирования задач проектирования;физические процессы в оружии; процессы, обеспечивающие энергетику функционирования образцов оружия;факторы воздействия на окружающую среду.Уметь:формировать базы данных, разрабатывать и отлаживать программы расчета и проектирования оружия;правильно описывать физические процессы в оружии и формулировать системы допущений при проектировании;ориентироваться в новой научно-технической информации общенаучного и прикладного характера.Владеть:методами математического анализа и синтеза технических решений; основами программирования проектных задач;физическими и химическими законами, лежащими в основе проектирования оружия;методами использования и хранения информации.
48-54
Высшая математика,Информатика,Физика,Химия,Экология,ОК-3ОК-7ОК-8ПК-2ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-11ПСК-1.1ПСК-2.1ПСК-3.1ПСК-7.1ПСК-8.2ПСК-9.4ПСК-9.6
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ОПП вуза)
С.3
Профессиональный цикл
180-190
Базовая (общепрофессиональная) частьВ результате освоения базовой части цикла обучающийся должен:Знать:методы инженерных расчетов конструкций;свойства конструкционных материалов;технологию обработки конструкционных материалов;основы механики сплошной среды; правила оформления технической и научной документации; основы безопасности жизнедеятельности и правил охраны труда;методы управления техническими системами и основы эргономики;значение своей будущей специальности;состояние и перспективы развития оружия и систем вооружения;физические принципы, лежащие в основе устройства и функционирования стрелково-пушечного, артиллерийского и ракетного оружия;принципы и правила экспериментальных исследований.Уметь:организовать свой труд и труд производственного коллектива;обеспечивать безопасность проведения всех видов работ предусмотренных профессиональной деятельностью;использовать при проектировании методики инженерных расчетов и информационные технологии; правильно оформлять и представлять научно-техническую документацию, ориентироваться в многообразии оружия и систем вооружения;использовать физические принципы и оценочные методики расчета в практике проектирования образцов оружия;организовывать и проводить технические испытания и эксперименты.Владеть:методами инженерных расчетов;базами данных по конструкционным материалам и методами проектирования, включая автоматизированные методы; способами организации и охраны труда; методами обработки информации по образцам оружия и систем вооружения;правилами составления и анализа технических заданий на проектирование;методами компьютерных и информационных технологий при проектировании;методами планирования всех видов работ, предусмотренных профессиональной деятельностью;методами организации проектных и исследовательских работ.
130-140
Начертательная геометрия,Инженерная графика,Теоретическая механика,Сопротивление материалов,Материаловедение,Теория механизмов и машин,Детали машин,Электротехника и электроника,Технология конструкционных материалов,Безопасность жизнедеятельности.Основы САПР,Управление в технических системах,Метрология, стандартизация и сертификация.Введение в специальность.Физические основы устройства оружия,Основы баллистики и аэродинамики.Системно-техническое проектирование ракетного и ствольного оружия,Основы технического эксперимента,Эффективность и надежность систем вооруженияОК-3ОК-5ОК-8ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14ПК-15ПК-16ПК-18ПК-19ПК-20ПК-22ПК-24ПК-25ПК-26ПК-28ПК-29ПК-30
Специализация N 1 "Артиллерийское оружие"**С целью получения специализации "Артиллерийское оружие" при изучении базовой части цикла обучающийся должен:Знать:особенности устройства и назначения артиллерийского вооружения; историю развития артиллерии и современное состояние артиллерийского вооружения;методы проектирования всех элементов артиллерийских систем.Уметь:ориентироваться в многообразии артиллерийских систем;рассчитывать и проектировать артиллерийские системы и их элементы.Владеть:методиками расчета и проектирования артиллерийских систем и их элементов.Баллистика ствольного оружия,Проектирование стволов и затворов,Теория лафетов,Технология артиллерийских систем,Боеприпасы артиллерии.ПК-3ПК-4ПК-5ПК-9ПК-13ПК-15ПК-24ПК-26ПК-27ПК-28ПК-29ПСК-1.1ПСК-1.2ПСК-1.3ПСК-1.4ПСК-1.5
Специализация N 2 "Стрелково-пушечное вооружение" (СПВ)С целью получения специализации "СПВ" при изучении базовой части цикла обучающийся должен:Знать:особенности устройства и боевого применения автоматического оружия;историю развития СПВ и современное состояние в области разработки и эксплуатации СПВ;методы проектирования всех элементов и исполнительных механизмов СПВ.Уметь:классифицировать СПВ по назначению и способу использования энергии выстрела;рассчитывать и проектировать СПВ и их элементы.Владеть:методиками расчета и проектирования СПВ и их элементов.Баллистика ствольного оружия,Проектирование стволов и затворов.Проектирование СПВ,Технология производства СПВ,Проектирование патроновПК-3ПК-4ПК-5ПК-9ПК-13ПК-15ПК-24ПК-26ПК-27ПК-28ПК-29ПСК-2.1ПСК-2.2ПСК-2.3ПСК-2.4ПСК-2.5
Специализация N 3 "Ракетное оружие и средства ближнего боя" (летательные аппараты - ЛА и СББ)С целью получения специализации "Ракетное оружие и СББ" при изучении базовой части цикла обучающийся должен:Знать:Особенности устройства и боевого применения ракет тактического и оперативно-тактического назначения;историю ракетной техники;методы проектирования ракет тактического и оперативно-тактического назначения;методы проектирования двигателей ЛА и органов управления.Уметь:Классифицировать виды ракетного оружия и формировать требования на их проектирование;рассчитывать и проектировать ракеты тактического и оперативно-тактического назначения, их двигатели и органы управления;Владеть:методиками расчета и проектирования ЛА и СББ.Баллистическое проектирование ЛА,Проектирование двигателей ЛА,Конструкция и компоновка ЛА,Технология производства ракетного оружия,Боевые части ракетПК-3ПК-4ПК-5ПК-9ПК-13ПК-15ПК-24ПК-26ПК-27ПК-28ПК-29ПСК-3.1ПСК-3.2ПСК-3.3ПСК-3.4ПСК-3.5
Специализация N 4 "Технология производства оружия"С целью получения специализации "Технология производства оружия" при изучении базовой части цикла обучающийся должен:Знать:особенности специальной технологии;мировой уровень и тенденции развития технологии ракет и ствольных систем;материалы, оборудование и инструмент технологических процессов;методы оценки технологичности конструкций ракет и ствольных систем.Уметь:проектировать технологические процессы, назначить материалы, выбирать или проектировать оборудование и инструмент;контролировать качество изготовления образцов;использовать прогрессивные и экономичные технологии производства.Владеть:методами разработки технологических процессов, оборудования и инструмента;методами пооперационного и выходного контроля качества изготовления изделий;методами оценки технологичности конструкций и себестоимости производства ракет и ствольных систем.Технология производства ствольного оружия,Технология производства ракет,Проектирование технологических процессов,Проектирование оборудования и инструмента,Материалы ракет и ствольных системПК-1ПК-2ПК-16ПК-17ПК-18ПК-19ПК-20ПК-22ПК-24ПК-25ПСК-4.1ПСК-4.2ПСК-4.3ПСК-4.4ПСК-4.5ПСК-4.6
Специализация N 5 "Сертификация и качество систем вооружения"С целью получения специализации "Сертификация и качество систем вооружения" при изучении базовой части цикла обучающийся должен:Знать:методы оценки качества и сертификации систем вооружения;основы проектирования ракетного и ствольного оружия;системы управления качеством продукции, качеством проектирования и технологии;параметры системного и стратегического менеджмента вооружения и военной техники.Уметь:использовать статистические и экспертные оценки качества вооружения и военной техники;управлять процессами обеспечения качества военной продукции;сертифицировать образцы оружия и систем вооружения.Владеть:методиками статистической и экспертной оценки качества вооружения и военной техники;методами управления обеспечения качества образцов оружия и систем вооружения;основами маркетинга систем вооружения, методами расчета стоимости и себестоимости продукции.Баллистика ракетных и ствольных систем.Проектирование ракетных и ствольных систем.Технология производства ракетного и ствольного оружия,Нормативно-правовое регулирование качества военной продукции,Основы организации системы менеджмента качестваПК-1ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-9ПК-11ПК-13ПК-21ПСК-5.1ПСК-5.2ПСК-5.3ПСК-5.4ПСК-5.5
Специализация N 6 "Менеджмент в области систем вооружения"С целью получения специализации "Менеджмент в области систем вооружения" при изучении базовой части цикла обучающийся должен:Знать:обстановку на рынке вооружений и политическую обстановку в стране и в мире;методы стратегического и системного менеджмента вооружений и военной техники;основы проектирования ракетного и ствольного оружия;основы системно-технического проектирования вооружения и военной техники.Уметь:использовать методы менеджмента и маркетинга при управлении производством и реализацией продукции предприятий ОПК;оценивать образцы вооружения и военной техники по частным и глобальным критериям оценки качества и конкурентоспособности изделий.Владеть:методами управления и оценки качества и конкурентоспособности образцов вооружения и военной техники;основами маркетинга систем вооружения, методами расчета стоимости и себестоимости продукции ОПК;основами внешнеэкономической деятельности в области вооружения и военной техники.Баллистика ракетных и ствольных систем.Проектирование ракетных и ствольных систем.Технология производства ракетного и ствольного оружия.Основы организации системы менеджмента качества.Менеджмент и маркетинг систем вооружения.ПК-1ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-9ПК-11ПК-13ПК-21ПСК-6.1ПСК-6.2ПСК-6.3ПСК-6.4ПСК-6.5ПСК-6.6
Специализация N 7 "Спортивное и охотничье оружие"С целью получения специализации "Спортивное и охотничье оружие" при изучении базовой части цикла обучающийся должен:Знать:особенности устройства и использования спортивного и охотничьего оружия;комплекс специфических требований к охотничьему и спортивному оружию и соответствующим боеприпасам (патронам);методы проектирования спортивного и охотничьего оружия и их элементов.Уметь:классифицировать комплексы спортивного и охотничьего оружия по характеру целей и типам образцов;рассчитывать и проектировать образцы спортивного и охотничьего оружия и их элементы.Владеть:методами расчета и проектирования спортивного и охотничьего оружия и их элементов.Баллистика ствольного оружия.Проектирование стволов и затворов.Проектирование спортивного и охотничьего оружия,Технология производства спортивного и охотничьего оружия,Проектирование патронов спортивного и охотничьего оружия.ПК-3ПК-4ПК-5ПК-9ПК-13ПК-15ПК-24ПК-26ПК-27ПК-28ПК-29ПСК-7.1ПСК-7.2ПСК-7.3ПСК-7.4ПСК-7.5
Специализация N 8 "Самоходное артиллерийское и танковое оружие"С целью получения специализации "Самоходное артиллерийское и танковое оружие" при изучении базовой части курса обучающийся должен:Знать:особенности устройства танков и самоходных артиллерийских установок;особенности вооружения танков и САУ;включая артиллерийское, стрелковое, ракетное и защитное вооружение;требования к танкам и САУ и всем видам их вооружения;методы проектирования артиллерийских орудий танков и САУ, автоматов заряжания и боеукладок;технологию производства отдельных узлов танков и САУ и технологию их сборки.Уметь:рассчитывать и проектировать все элементы вооружение танков и САУ;согласовывать параметры систем вооружения с параметрами танков и САУ, включая их ходовую часть;проектировать и оценивать качество технологических процессов производства вооружения и боевых машин в целом.Владеть:методами расчета и проектирования элементов вооружения танков и САУ;методами расчета всех элементов танков и САУ, включая средства защиты и ходовую часть;методиками расчета и оценки качества технологических процессов изготовления и сборки танков и САУ.Баллистика ствольного оружия.Проектирование стволов и затворов.Проектирование артиллерийского самоходного и танкового оружия.Технология производства артиллерийских систем танков и САУ,Боеприпасы артиллерии.ПК-3ПК-4ПК-5ПК-9ПК-13ПК-15ПК-24ПК-26ПК-27ПК-28ПК-29ПСК-8.1ПСК-8.2ПСК-8.3ПСК-8.4ПСК-8.5ПСК-8.6ПСК-8.7
Специализация N 9 "Автоматизированное проектирование ракетного и ствольного оружия"С целью получения специализации "Автоматизированное проектирование ракетного и ствольного оружия" при изучении базовой части курса обучающийся должен:Знать:порядок и методы формирования технических заданий на проектирование ракетного и ствольного оружия;мероприятия, обеспечивающие соответствие характеристик образцов требованием задания;вероятностно-статистические методы проектирования образцов оружия;методы оценки боевой эффективности ракетного и ствольного оружия.Уметь:формировать и обосновывать технические задания на проектирование ракетного и ствольного оружия;применять методы автоматизированного проектирования при формировании технических заданий;пользоваться методиками прогнозирования развития ракетного и ствольного оружия;оценивать по системе критериев качество проектирования образцов оружия.Владеть:методами автоматизированного проектирования ракетного и ствольного оружия;методами оценки качества проектирования образцов вооружения;методами линейного и динамического программирования, теории игр и теории принятия решений при проектировании ракетного и ствольного оружия.Баллистика ракетных и ствольных систем,Проектирование ракетных и ствольных систем,Технология производства ракетного и ствольного оружия,Имитационное моделирование,Внешнее проектирование систем вооружения.ПК-1ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-9ПК-11ПК-13ПК-21ПСК-9.1ПСК-9.2ПСК-9.3ПСК-9.4ПСК-9.5ПСК-9.6
Специализация N 10 "Робототизированные комплексы вооружения" (РКВ)С целью получения специализации "Робототизированные комплексы вооружения" при изучении базовой части цикла обучающийся должен:Знать:особенности устройства ракетного и ствольного оружия;особенности устройства автоматизированных и робототизированных комплексов вооружения;историю и тенденции развития комплексов вооружения, значение автоматизации и робототизации систем вооружения;специфические требования к автоматизированным и робототизированным комплексам вооружения;специфику проектирования автоматизированных и робототизированных комплексов вооружения;методы испытаний и экспериментальной отработки автоматизированных и робототизированных комплексов вооружения.Уметь:формировать и обосновывать технические задания на проектирование автоматизированных и робототизированных комплексов вооружения;согласовывать требования к оружию, системам управления и структуре автоматизированных и робототизированных комплексов вооружения;рассчитывать параметры и проектировать автоматизированные и робототизированные комплексы вооружения;Владеть:методиками формирования технических заданий на проектирование автоматизированных и робототизированных комплексов вооружения;методами расчета и проектирования оружия в автоматизированных и робототизированных комплексах вооружения;методами согласования параметров и характеристик элементов автоматизированных и робототизированных комплексов вооружения.Баллистика ракетных и ствольных систем.Проектирование ракетных и ствольных систем.Технология ракетного и ствольного оружия,Робототизация ракетного и ствольного оружия,Системы управления автоматизированных и робототизированных систем вооруженияПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-9ПК-10ПК-11ПК-13ПК-15ПК-24ПК-26ПК-27ПК-29ПСК-9.1ПСК-9.2ПСК-10.1ПСК-10.2ПСК-10.3ПСК-10.4ПСК-10.5
Специализация N 11 "Системы высокоточного оружия" (СВТО)С целью получения специализации "СВТО" при изучении базовой части цикла обучающийся должен:Знать:требования к СВТО;роль и место СВТО в системе современного вооружения;особенности проектирования ракетного и ствольного оружия и систем управления и наведения СВТО;требования к системам разведки и целеуказания;действие средств поражения у целей; особенности СВТО оперативно-тактического и тактического уровней.Уметь:формировать и обосновывать технические задания на разработку СВТО;рассчитывать параметры и характеристики составных элементов СВТО, в первую очередь образцов ракетного оружия.Владеть:методиками расчета и проектирования ракетного и ствольного оружия;методами согласования параметров оружия, систем управления, наведения и коррекции, средствами разведки и целеуказания;методами внешнего проектирования систем вооружения.Баллистика ракетных и ствольных систем,Проектирование ракетных и ствольных систем,Технология ракетного и ствольного оружия,Системы разведки и целеуказания СВТО,Системы управления и коррекции комплексов высокоточного оружияПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-9ПК-10ПК-11ПК-13ПК-15ПК-26ПК-27ПК-28ПК-29ПСК-9.1ПСК-9.2ПСК-11.1ПСК-11.2ПСК-11.3ПСК-11.4ПСК-11.5
Специализация N 12 "Эксплуатация вооружения и военной техники (по областям и видам)"С целью получения специализации "Эксплуатация военной техники" при изучении базовой части цикла обучающийся должен:Знать:эксплуатационные требования, предъявляемые к образцам вооружения (по областям и видам);требования по эффективности и надежности образцов вооружения;нормативные документы по условиям эксплуатации вооружения и военной техники.Уметь:производить расчеты основных параметров ракетного и ствольного оружия;формировать требования к условиям эксплуатации образцов вооружения (по областям и видам);оценивать техническое состояние образцов вооружения (по областям и видам).Владеть:методиками по организации и эксплуатации образцов вооружения (по областям и видам);методиками организации проведения, обслуживания и текущего ремонта образцов вооружения (по областям и видам);методиками оценки эффективности и надежности образцов вооружения (по областям и видам).Основы проектирования ракетных и ствольных систем,Основы технологии производства вооружения (по областям и видам),Технология обслуживания и текущего ремонта вооружения (по областям и видам),Эксплуатация вооружения и военной техники,ПК-1ПК-2ПК-3ПК-6ПК-7ПК-9ПК-10ПК-11ПК-20ПК-21ПК-22ПК-25ПК-26ПК-27ПК-28ПК-30ПСК-4.6ПСК-12.1ПСК-12.2ПСК-12.3ПСК-12.4ПСК-12.5ПСК-12.6
Вариативная часть(знания, умение, навыки определяются ООП вуза)ПСК-1-12
С.4
Физическая культура
2
ОК-9
С.5
Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа (практические умения и навыки определяются ООП вуза)
22
ОК-3ОК-5ОК-6ОК-8ПК-2ПК-4ПК-5ПК-6ПК-9ПК-13ПК-16ПК-17ПК-18ПК-20ПК-22ПК-23ПК-25ПК-30
С.6
Итоговая государственная аттестация
24
Общая трудоемкость основной образовательной программы
330
* Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
Для вузов федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, нормативный срок освоения ООП может быть уменьшен за счет сокращения продолжительности каникулярного времени обучающихся в учебном году до 45 суток, переноса части аудиторных занятий по физической культуре на часы проведения утренней зарядки и часы спортивно-массовой работы, сокращения времени, выделяемого на проведение практик путем выполнения аналогичных задач в ходе полетов, вождения боевых машин, учений, несения учебно-боевого и других дежурств, внутренней, гарнизонной, караульной и других служб и практик при условии сохранения общей трудоемкости ООП, определенной данным стандартом.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Специализация ООП подготовки специалиста определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной ООП ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам C.1, C.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП подготовки специалиста в очной форме обучения составляет 32 академических часа. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре и факультативы.
7.8. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов.
7.9. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в год при освоении ООП в заочной форме обучения не может составлять более 200 академических часов.
7.10. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.11. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.12. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.13. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.14. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП подготовки специалиста, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.15. ООП подготовки специалиста вуза должна включать лабораторные и практические занятия по базовой части, формирующие у обучающихся умения и навыки в области иностранного языка, философии, истории Отечества, экономической теории, экономики и управления машиностроительным производством, математики, физики, химии, экологии, безопасности жизнедеятельности, информационных технологий, теоретической механики, инженерной графики, технической механики, материаловедения, технологии конструкционных материалов, метрологии, стандартизации и сертификации, электротехники и электроники, механики жидкости и газа, основ проектирования, основ технологии машиностроения, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся умений и навыков в соответствии со специализацией.
7.16. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП подготовки специалиста, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую специализацию ООП подготовки специалиста;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП подготовки специалиста.
7.17. Раздел ООП подготовки специалиста "Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
При реализации ООП подготовки специалистов по данной специальности предусматриваются следующие виды практик: учебная, и производственная, которые могут включать преддипломную практику.
Конкретные виды практик определяются ООП подготовки специалиста. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.