научно-исследовательская деятельность:
готовностью изучать и использовать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований;
готовностью к участию в проведении исследований рабочих и технологических процессов машин;
готовностью к обработке результатов экспериментальных исследований;
проектная деятельность:
способностью осуществлять сбор и анализ исходных данных для расчета и проектирования;
готовностью к участию в проектировании технических средств и технологических процессов производства, систем электрификации и автоматизации сельскохозяйственных объектов;
способностью использовать информационные технологии при проектировании машин и организации их работы;
готовностью к участию в проектировании новой техники и технологии.
VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата
6.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и(или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
Код УЦ ООП | Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (зачетные единицы*) | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
Б.1 | Гуманитарный, социальный и экономический циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:- основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа проблем;- лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера;- основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире;- основные экономические категории и закономерности экономического развития общества, сущность процессов в макро- и микроэкономике;уметь:- анализировать основные экономические ситуации, происходящие в национальной экономике и на конкретном производстве;владеть:- иностранным языком в объеме, необходимом для получения информации из зарубежных источников;- навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;- навыками публичной речи, ведения дискуссий и полемики, | 30-35 18-22 3-4 9-10 3-4 3-4 | ФилософияИностранный языкИсторияЭкономическая теория | ОК - 1,ОК - 8ОК - 13ОК - 8,ОК - 9ОК - 1,ОК - 8,ОК - 14 |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ОК - 2,ОК - 5,ОК - 8 | |||
Б.2 | Математический и естественнонаучный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:- основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры и аналитической геометрии, дискретной математики, теории дифференциальных уравнений, теории вероятности и теории математической статистики, статистических методов обработки экспериментальных данных, элементов теории функций комплексной переменной;фундаментальные разделы физики, в т.ч. физические основы механики, молекулярную физику и термодинамику, электричество и магнетизм, оптику, атомную и ядерную физику;- фундаментальные разделы общей химии, в т.ч. химические системы, химическую термодинамику и кинетику, реакционную способность веществ, химическую идентификацию, процессы коррозии и методы борьбы с ними;- основные понятия и законы биологии и экологии применительно к живым системам и профилю подготовки;уметь:- использовать математический аппарат для обработки технической и экономической информации и анализа данных, связанных с машиноиспользованием и надежностью технических систем;использовать физические законы- для овладения основами теории и-# практики инженерного обеспечения АПК;- использовать знания в областях химии для освоения теоретических основ и практики при решении инженерных задач в сфере АПК;владеть:- методами построения математических моделей типовых профессиональных задач;- методами проведения физиических измерений;- навыками выполнения основных химических лабораторных операций. | 50-60 25-35 | МатематикаФизикаХимияБиология с основами экологии | ПКПКПКОК - 9,ПК |
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ОК-10,ОК-11,ОК-12,ПК | |||
Б.3 | Профессиональный циклБазовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовойчасти цикла:студент должен знать:- методы выполнения эскизов и технических чертежей стандартных деталей, разъемных и неразъемных соединений деталей и сборочных единиц;- методы построения и чтения сборочных чертежей общего вида различного уровня сложности и назначения;- основные законы механики жидких и газообразных сред;- основные законы термодинамики и тепломассообмена;- современные способы получения материалов и изделий из них с заданным уровнем эксплуатационных свойств;- строение и свойства материалов; сущность явлений,происходящих в материалах в условиях эксплуатации изделий;- методы формообразования и-# обработки заготовок для изготовления деталей заданной формы и качества, их технологические особенности;- законодательные и нормативные акты, методические материалы по стандартизации, метрологии и управлению качеством;- методы и средства контроля качества продукции, организацию и технологию стандартизации и сертификации продукции;- теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе "человек - среда обитания";- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;- основные сведения о системах и элементах автоматики и автоматизации производственных процессов;- основные прикладные программные средства и профессиональные базы данных;уметь:- оценивать и прогнозировать состояние материалов и причин отказов деталей под воздействием на них различных эксплуатационных факторов;- выбирать рациональный способ получения заготовок, исходя из заданных эксплуатационных свойств;- применять средства измерения для контроля качества продукции и технологических процессов;- разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности;планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях; | 110-120 35-45 | ||
Начертательная геометрия и инженерная графика | ПК | |||
Гидравлика | ПК | |||
Теплотехника | ПК | |||
Материаловедение и технология конструкционных материалов | ПК | |||
Метрология, стандартизация и сертификация | ПК | |||
Безопасность жизнедеятельности | ПК | |||
Автоматика | ПК | |||
Информационные технологии | ОК-10,ОК-11,ОК-12,ПК | |||
- пользоваться глобальными информационными ресурсами и современными средствами телекоммуникаций;владеть:- опытом выполнения эскизов и технических чертежей деталей и сборочных единиц машин;- методикой выбора конструкционных материалов для изготовления элементов машин и механизмов;- методами контроля качества продукции и технологических процессов;средствами и методами повышения безопасности и экологичности технических средств и технологических процессов. | ||||
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ОПП вуза в соответствии с профилем подготовки) | ПК,ОК-3,ОК-4,ОК-6,ОК-7,ОК-8 | |||
Б.4 | Физическая культура | 2 | ОК-15 | |
Б.5 | Учебная и производственная практики(практические умения и навыки определяются ООП вуза) | 22-28 | ОК-3,ПК | |
Б.6 | Итоговая государственная аттестация | 12 | ОК-1, 2, 5,ОК-11, 12 ПК | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 240 |
_____________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестации.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления). Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие студентов в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента студентов и содержанием конкретных дисциплин - в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплин не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору студентов в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору студентов устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки студента не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы при очной форме обучения составляет 28 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется:
при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить студентам реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить студентов с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные студентами дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными.
7.13. Программа бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по дисциплинам базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области иностранного языка, математики, физики, химии, биологии с основами экологии, начертательной геометрии и инженерной графики, гидравлики, теплотехники, материаловедения и технологии конструкционных материалов, метрологии, стандартизации и сертификации, безопасности жизнедеятельности, автоматики, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей, курсов) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули, курсы);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы получать консультацию по выбору дисциплин (модулей, курсов) и их влиянию на будущий профиль подготовки (специализацию);