Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 69"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 090301 Компь стр. 5

учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения дальнейшего обучения по программам послевузовского профессионального образования (аспирантура, адъюнктура).
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История Отечества", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение всех дисциплин, указанных в структуре ООП подготовки специалиста.
Таблица 2

Структура ООП подготовки специалиста

Код
УЦ
ООП
Учебные циклы (разделы) и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость
(Зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки программ (примерных), а так же учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
С.1
Гуманитарный, социальный и экономический цикл
32 - 39
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:- содержание и взаимосвязь основных принципов, законов, понятий и категорий гуманитарных, социальных и экономических наук;- основные этапы развития философской мысли, основную проблематику и структуру философского знания;- основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире;- лексический и грамматический минимум в объеме, необходимом для работы с текстами профессиональной направленности и осуществления коммуникации на иностранном языке;- основные экономические теории, категории и закономерности, методы анализа экономических явлений и процессов;- основы экономической и финансовой деятельности отрасли и ее структурных подразделений, методику оценки хозяйственной, деятельности (применительно к отрасли обеспечения информационной безопасности);- основы права и законодательства России, основы конституционного строя Российской Федерации, характеристику основных отраслей российского права, правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;- научные основы, цели, принципы, методы и технологии управленческой деятельности;уметь:- использовать принципы, законы и методы гуманитарных, социальных и экономических наук для решения профессиональных задач;- анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;- анализировать современные общественные процессы, опираясь на принципы историзма и научной объективности;- читать и переводить научно-техническую литературу на иностранном языке по профессиональной тематике, правильно употреблять терминологическую лексику в профессиональной речи;- анализировать экономические показатели деятельности подразделения;- использовать в практической деятельности правовые знания, анализировать основные правовые акты, давать правовую оценку информации, используемой в профессиональной деятельности;- уметь работать в коллективе, принимать управленческие решения и оценивать их эффективность;владеть:- основными методами научного познания;- иностранным языком в объеме, необходимом для получения и изложения информации по профессиональной тематике, навыками общения на иностранном языке;- навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики;- навыками поиска нормативной правовой информации, необходимой для профессиональной деятельности;- навыками выбора, обоснования, реализации и контроля результатов управленческого решения.
24 - 29**
ФилософияИстория ОтечестваИностранный языкЭкономикаПравоведениеОсновы управленческой деятельностиОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-8ОК-9ОК-10ОК-11ПК-4ПК-5ПК-14ПК-22ПК-30ПК-31ПК-33
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
8 - 10
С.2
Математический и естественнонаучный цикл
90 - 98
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:- основные понятия и задачи векторной алгебры и аналитической геометрии;- основные свойства алгебраических структур;- основы линейной алгебры над произвольными полями;- основные положения теории пределов функций, теории рядов;- основные теоремы дифференциального и интегрального исчисления функций одного и нескольких переменных;- понятие меры, измеримые функции и их свойства;- абстрактный интеграл Лебега и его основные свойства;- свойства кольца многочленов;- свойства векторных пространств;- основы теории групп и теории групп подстановок;- основные понятия и методы теории вероятностей, математической статистики и теории случайных процессов;- основные понятия математической логики и теории алгоритмов;- основные понятия и методы дискретной математики;- основные понятия и методы теории информации;- основные законы механики;- основные законы термодинамики и молекулярной физики;- основные законы электричества и магнетизма;- основы теории колебаний и волн, оптики;- основы квантовой физики и физики твердого тела;- физические явления и эффекты, используемые при обработке, хранении, передаче, уничтожении и защите информации;- основные понятия информатики;- формы и способы представления данных в персональном компьютере;- состав, назначение функциональных компонентов и программного обеспечения персонального компьютера;- классификацию современных компьютерных систем;- типовые структуры и принципы организации компьютерных сетей;уметь:- определять возможности применения методов математического анализа;- решать основные задачи векторной алгебры и аналитической геометрии;- решать основные задачи теории пределов функций, дифференцирования, интегрирования и разложения функций в ряды;- использовать математический аппарат дискретной математики, в том числе применять аппарат производящих функций и рекуррентных соотношений для решения перечислительных задач;- уметь находить представление и исследовать свойства булевых и многозначных функций формулами в различных базисах;- вычислять теоретико-информационные характеристики источников сообщений и каналов связи (энтропия, взаимная информации, пропускная способность);- на основе законов механики описывать основные виды движения тел;- строить математические модели физических явлений и процессов;- решать типовые прикладные физические задачи;- применять стандартные методы и модели к решению теоретико-вероятностных и статистических задач;- использовать расчетные формулы, таблицы, графики, компьютерные программы при решении математических задач;- проводить вычисления в числовых и конечных кольцах и полях с подстановками, многочленами, матрицами, в том числе с использованием компьютерных программ;- решать системы линейных уравнений над полями;- использовать математический аппарат дискретной математики;- вычислять теоретико-информационные характеристики источников сообщений и каналов связи (энтропия, взаимная информации, пропускная способность);- строить математические модели физических явлений и процессов;- решать типовые прикладные физические задачи;- применять основные законы общей физики при решении практических задач;- применять персональные компьютеры для обработки различных видов информации;- применять типовые программные средства сервисного назначения (средства восстановления системы после сбоев, дефрагментации и очистки диска);- пользоваться сетевыми средствами и внешними носителями информации для обмена данными;владеть:- навыками использования стандартных методов и моделей математического анализа и их применения к решению прикладных задач;- навыками использования методов аналитической геометрии и векторной алгебры в смежных дисциплинах и физике;- навыками пользования библиотеками прикладных программ и пакетами программ для решения прикладных математических задач;- навыками решения систем линейных уравнений над полем и кольцом вычетов;- навыками решения стандартных задач в векторных пространствах;- навыками использования языка математической логики;- навыками решения задач дискретной математики;- основами построения математических моделей текстовой информации и моделей систем передачи информации;- методами теоретического исследования физических явлений и процессов;- навыками проведения физического эксперимента и обработки его результатов;- навыками работы с офисными приложениями (текстовыми процессорами, электронными таблицами, средствами подготовки презентационных материалов);- навыками обеспечения безопасности информации с помощью типовых программных средств (антивирусов, архиваторов, стандартных сетевых средств обмена информацией).
74 - 78**
Математический анализГеометрияТеория вероятностей и математическая статистикаАлгебраМатематическая логика и теория алгоритмовДискретная математикаТеория информацииФизикаИнформатикаОК-3ОК-5ОК-7ОК-8ОК-9ОК-10ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-12ПК-16ПК-17ПК-18ПК-19ПК-20
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
16 - 20
С.3
Профессиональный цикл
145 - 155
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:- общие принципы построения и использования современных языков программирования высокого уровня;- язык программирования высокого уровня (объектно-ориентированное программирование);- язык ассемблера персонального компьютера;- особенности взаимодействия языков высокого и низкого уровня, организации работы с памятью в скриптовых языках;- базовые структуры данных;- основные комбинаторные и теоретико-графовые алгоритмы, а также способы их эффективной реализации и оценки сложности;- современные технологии программирования;- показатели качества программного обеспечения; архитектуру основных типов современных компьютерных систем;- структуру и принципы работы современных и перспективных микропроцессоров;- основы системного программирования;- принципы построения современных операционных систем и особенности их применения;- основы Интернет-технологий;- характеристики и типы систем баз данных;- физическую организацию баз данных и принципы (основы) их защиты;- средства и методы хранения и передачи аутентификационной информации;- требования к подсистеме аудита и политике аудита;- защитные механизмы и средства обеспечения безопасности операционных систем;- механизмы реализации атак в сетях, реализующих протоколы интернет транспортного и сетевого уровня;- основные протоколы идентификации и аутентификации абонентов сети;- защитные механизмы и средства обеспечения сетевой безопасности;- средства и методы предотвращения и обнаружения вторжений;- основные средства и методы анализа программных реализаций;- сущность и понятие информации, информационной безопасности и характеристику ее составляющих;- место и роль информационной безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации, основы государственной информационной политики, стратегию развития информационного общества в России;- источники и классификацию угроз информационной безопасности;- основные средства и способы обеспечения информационной безопасности, принципы построения систем защиты информации;- основные виды политик управления доступом и информационными потоками в компьютерных системах;- основные формальные модели дискреционного, мандатного, ролевого управления доступом, модели изолированной программной среды и безопасности информационных потоков;- основы организационного и правового обеспечения информационной безопасности, основные нормативные правовые акты в области обеспечения информационной безопасности и нормативные методические документы ФСБ России и ФСТЭК России в области защиты информации;- правовые основы организации защиты государственной тайны и конфиденциальной информации, задачи органов защиты государственной тайны и служб защиты информации на предприятиях;- организацию работы и нормативные правовые акты и стандарты по лицензированию деятельности в области обеспечения защиты государственной тайны, технической защиты конфиденциальной информации, по аттестации объектов информатизации и сертификации средств защиты информации;- основы теории электрических цепей;- принципы работы элементов и функциональных узлов электронной аппаратуры;- методы анализа и синтеза электронных схем;- типовые схемотехнические решения основных узлов и блоков электронной аппаратуры;- эталонную модель взаимодействия открытых систем;- современные виды информационного взаимодействия и обслуживания;- общие принципы проектирования современных систем и сетей телекоммуникаций, включая мультисервисные сети связи;- технические каналы утечки информации;- возможности технических средств перехвата информации;- способы и средства защиты информации от утечки по техническим каналам и контроля эффективности защиты информации;- организацию защиты информации от утечки по техническим каналам на объектах информатизации;- основы физической защиты объектов информатизации;- основные виды симметричных и асимметричных криптографических алгоритмов;- математические модели шифров;- криптографические стандарты;- типовые криптографические протоколы и основные требования к ним;- алгоритмы проверки чисел и многочленов на простоту, построения больших простых чисел, разложения чисел и многочленов на множители, дискретного логарифмирования в конечных циклических группах;уметь:- формализовать поставленную задачу;- работать с интегрированными средами разработки программного обеспечения;- разрабатывать системное и прикладное программное обеспечение для многозадачных, многопользовательских и многопроцессорных сред, а также для сред с интерфейсом, управляемым сообщениями;- разрабатывать и сопровождать программные средства с учетом требований к их защищенности;- проводить оценку сложности алгоритмов;- разрабатывать эффективные алгоритмы и программы;- планировать разработку сложного программного обеспечения;- оценивать качество готового программного обеспечения;- организовывать удаленный доступ к базам данных;- осуществлять нормализацию отношений при проектировании реляционной базы данных;- применять нормативные правовые акты и нормативные методические документы в области обеспечения информационной безопасности;- разрабатывать проекты нормативных и организационно-распорядительных документов, регламентирующих работу по защите информации;- формулировать и настраивать политику безопасности основных операционных систем, а также локальных компьютерных сетей, построенных на их основе;- применять защищенные протоколы, межсетевые экраны и средства обнаружения вторжений для защиты информации в сетях;- осуществлять меры противодействия нарушениям сетевой безопасности с использованием различных программных и аппаратных средств защиты;- использовать средства защиты, предоставляемые системами управления базами данных;- разрабатывать модели угроз и модели нарушителя безопасности компьютерных систем;- разрабатывать частные политики безопасности компьютерных систем, в том числе политики управления доступом и информационными потоками;- применять отечественные и зарубежные стандарты в области компьютерной безопасности для проектирования, разработки и оценивания защищенности компьютерной системы;- применять действующую законодательную базу в области обеспечения компьютерной безопасности;- применять на практике методы анализа электрических цепей;- работать с современной элементной базой электронной аппаратуры;- проводить анализ показателей качества сетей и систем связи;- читать структурные и функциональные схемы систем и сетей связи;- пользоваться нормативными документами по противодействию технической разведке;- анализировать и оценивать угрозы информационной безопасности объекта;- корректно применять симметричные и асимметричные криптографические алгоритмы;- формулировать задачу по оцениванию безопасности криптографического протокола применительно к конкретным условиям;- определять состав компьютера: тип процессора и его параметры, тип модулей памяти и их характеристики, тип видеокарты, состав и параметры периферийных устройств;владеть:- профессиональной терминологией в области информационной безопасности;- навыками разработки, документирования, тестирования и отладки программ;- навыками использования инструментальных средств отладки и дизассемблирования программного кода;- навыками системного программирования;- навыками разработки алгоритмов решения типовых профессиональных задач;- навыками документирования программного обеспечения;- навыками применения технических и программных средств тестирования с целью определения исправности компьютера и оценки его производительности;- навыками конфигурирования и администрирования операционных систем;- навыками разработки программных модулей, реализующих задачи, связанные с обеспечением безопасности операционных систем распространенных семейств;- навыками конфигурирования локальных компьютерных сетей, реализации сетевых протоколов с помощью программных средств;- навыками настройки межсетевых экранов;- методиками анализа сетевого трафика;- методиками анализа результатов работы средств обнаружения вторжений;- методикой составления запросов для поиска информации в базах данных;- навыками анализа программных реализаций;- профессиональной терминологией в области информационной безопасности;- методами моделирования безопасности компьютерных систем, в том числе моделирования управления доступом и информационными потоками в компьютерных системах;- навыками работы с нормативными правовыми актами;- навыками организации и обеспечения режима секретности;- методами организации и управления деятельностью служб защиты информации на предприятии;- методами формирования требований по защите информации;- методиками использования средств защиты, предоставляемых системами управления базами данных;- навыками использования измерительного оборудования при экспериментальном исследовании электронной аппаратуры;- навыками работы с программными средствами схемотехнического моделирования;- навыками анализа основных характеристик и возможностей телекоммуникационных систем по передаче оперативных и специальных сообщений;- методами и средствами технической защиты информации;- методами расчета и инструментального контроля показателей технической защиты информации;- криптографической терминологией;- простейшими подходами к анализу безопасности криптографических протоколов;- навыками эффективного вычисления в кольцах вычетов и в кольцах многочленов.
117 - 123**
Языки программированияМетоды программированияАппаратные средства вычислительной техникиОперационные системыКомпьютерные сетиСистемы управления базами данныхОсновы информационной безопасностиМодели безопасности компьютерных системОрганизационное и правовое обеспечение информационной безопасностиЗащита в операционных системахОсновы построения защищенных компьютерных сетейОсновы построения защищенных баз данныхЗащита программ и данныхЭлектроника и схемотехникаСети и системы передачи информацииТехническая защита информацииКриптографические методы защиты информацииКриптографические протоколыТеоретико-числовые методы в криптографииБезопасность жизнедеятельностиОК-1ОК-2ОК-5ОК-6ОК-7ОК-8ОК-9ОК-10ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14ПК-15ПК-16ПК-17ПК-18ПК-19ПК-20ПК-21ПК-22ПК-23ПК-24ПК-25ПК-26ПК-27ПК-28ПК-29ПК-30ПК-31ПК-32ПК-33ПК-34ПК-35ПК-36ПК-37ПК-38
1. Специализация"Анализ безопасности компьютерных систем".С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:знать:- основные алгоритмы кодирования и сжатия информации;- основные стандарты оценивания защищенности компьютерных систем;уметь:- анализировать компьютерную систему с целью определения уровня защищенности и доверия;- исследовать систему защиты компьютерной сети с целью обнаружения уязвимостей;владеть:- методами анализа программного обеспечения;- основными методами верификации программ.
15 - 19
Методы и стандарты оценки защищенности компьютерных системАлгоритмы кодирования и сжатия информацииМетоды верификацииАнализ уязвимостей программного обеспеченияПСК-1.1ПСК-1.2ПСК-1.3ПСК-1.4ПСК-1.5ПСК-1.6
2. Специализация"Математические методы защиты информации".С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:знать:- принципы и методы построения быстрых алгоритмов для реализации систем защиты информации;- основные алгоритмы кодирования, сжатия и восстановления различных видов информации;- принципы построения псевдослучайных генераторов и их свойства;- принципы применения эллиптических и гиперэллиптических кривых в криптографии;уметь:- проводить предварительное оценивание временной сложности разрабатываемых алгоритмов;- разрабатывать быстрые вычислительные алгоритмы для криптографических приложений;владеть:- навыками программирования алгебраических операций в конечных алгебраических структурах, в том числе в группе точек эллиптических и гиперэллиптических кривых;- навыками использования систем компьютерной математики для решения профессиональных задач;- методами построения быстрых вычислительных алгоритмов алгебры и теории чисел.
15 - 19
Теория кодирования, сжатия и восстановления информацииТеория псевдослучайных генераторовМетоды алгебраической геометрии в криптографииПСК-2.1ПСК-2.2ПСК-2.3ПСК-2.4ПСК-2.5ПСК-2.6ПСК-2.7
3. Специализация"Безопасность распределенных компьютерных систем".С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:знать:- основные принципы построения защищенных распределенных компьютерных систем;- основные принципы построения систем обнаружения компьютерных атак;- способы обнаружения и нейтрализации последствий вторжений в компьютерные системы;уметь:- формализовать задачу управления безопасностью информационных систем;- анализировать защищенность систем;- администрировать системы обнаружения компьютерных атак;владеть:- навыками выявления и устранения уязвимостей компьютерной сети;- навыками организации защищенного удаленного доступа к информационным ресурсам;- способами настройки стандартных систем обнаружения компьютерных атак;- навыками проведения анализа рисков и администрирования безопасности распределенных компьютерных систем.
15 - 19
Теория управления информационной безопасностью распределенных компьютерных системСистемы обнаружения компьютерных атакМетоды анализа рисковПСК-3.1ПСК-3.2ПСК-3.3ПСК-3.4ПСК-3.5ПСК-3.6ПСК-3.7
4. Специализация "Разработка защищенного программного обеспечения".С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:знать:- основные подходы к разработке защищенного программного обеспечения;- основные принципы отладки программ;- основные виды уязвимости программного кода;- основные типы вредоносных программ и способы их внедрения;уметь:- применять инструментальные средства отладки и дизассемблирования программного кода;владеть:- навыками анализа исходного и исполняемого кода программы для выявления основных уязвимостей.
15 - 19
Анализ программных реализацийУязвимости программного обеспеченияТеория передачи сигналов и сообщенийПСК-4.1ПСК-4.2ПСК-4.3ПСК-4.4ПСК-4.5ПСК-4.6ПСК-4.7
5. Специализация"Безопасность высокопроизводительных вычислительных систем".С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:знать:- алгоритмы синхронизации;- принципы распределения транзакций;- принципы разработки архитектурывысокопроизводительных систем: прозрачность, открытость, масштабируемость;- гомогенные и гетерогенные мультикомпьютерные системы;- распределенные сетевые операционные системы;- распределенные файловые системы;- основные принципы построения систем обнаружения вторжений и мониторинга;- принципы распараллеливания алгоритмов;- технологии программирования для параллельных и масштабируемых платформ;уметь:- разрабатывать профили защиты и задания по безопасности;- проектировать архитектуру защищенных систем;- анализировать и оценивать безопасность защищенных информационных систем;- выявлять атаки, описывать природу атаки, ее признаки и методы обнаружения, распознавать атаки отказа в обслуживании;- создавать параллельные программы и разрабатывать прикладное программное обеспечение для высокопроизводительных систем;владеть:- методиками работы с высокопроизводительными системами;- методами построения и анализа архитектуры высокопроизводительных систем;- способами создания сигнатур обнаруженных атак;- способами настройки стандартных систем обнаружения вторжений;- навыками администрирования средств контроля доступа к ресурсам высокопроизводительных систем;- технологиями создания прикладного программного обеспечения для высокопроизводительных систем.
15-19
Обнаружение вторжений и мониторинг функционирования высокопроизводительных системРазработка прикладного программного обеспечения для высокопроизводительных системПринципы построения и архитектура высокопроизводительных вычислительных системПСК-5.1ПСК-5.2ПСК-5.3ПСК-5.4ПСК-5.5ПСК-5.6ПСК-5.7
6. Специализация"Безопасность программного обеспечения мобильных систем".С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:знать:- быстрые алгебраические и теоретико-числовые алгоритмы;- языки высокоуровневого программирования для мобильных систем;- архитектуры современных мобильных операционных систем; протоколы сетевого взаимодействия;- штатные механизмы безопасности мобильных операционных систем;- методы обеспечения сетевой безопасности;- принципы построения программного обеспечения для мобильных устройств;- архитектуры и интерфейсы прикладного программирования операционных систем мобильных устройств;- языки программирования, применяемые в мобильных системах;уметь:- реализовывать быстрые алгоритмы средствами мобильных операционных систем;- применять системы разработки программных продуктов для мобильных систем;- управлять параметрами мобильных устройств и конфигураций сетевых интерфейсов;- разрабатывать системное программное обеспечение для мобильных систем;- оценивать защищенность мобильных систем обеспечения для мобильных устройств на предмет противостояния угрозам безопасности;- разрабатывать системное и прикладное программное обеспечение мобильных устройств;- создавать приложения для компьютерных сетей, взаимодействующих с мобильными устройствами;владеть:- методами встраивания средств криптографической защиты информации в мобильные системы;- навыками администрирования безопасности на уровне операционных систем;- средствами разработки программного обеспечения для мобильных устройств;- средствами и методами контроля безопасности мобильных устройств;- технологиями создания безопасного программного обеспечения мобильных устройств.
15 - 19
Безопасность системного программного обеспечения мобильных устройствТехнология программирования мобильных устройствМобильные операционные системыПСК-6.1ПСК-6.2ПСК-6.3ПСК-6.4ПСК-6.5ПСК-6.6ПСК-6.7
7. Специализация"Информационно-аналитическая и техническая экспертиза компьютерных систем".С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:знать:- методы проведения расследования компьютерных преступлений, правонарушений и инцидентов;- правовые и нормативные акты, регулирующие порядок проведения расследования;- основные методы и особенности поведения криминалистического анализа;уметь:- применять современные инструментальные средства проведения экспертизы;- применять нормативные и правовые актов при проведении криминалистической экспертизы и криминалистического анализа;- прогнозировать возможные пути развития новых видов компьютерных преступлений, правонарушений и инцидентов;владеть:- навыками обнаружения и фиксации следов компьютерных преступлений, правонарушений и инцидентов;- навыками организации и проведения информационно-аналитических и технических экспертиз.
15 - 19
Методы расследования компьютерных преступленийИнструментальные средства проведения расследования компьютерных инцидентовЭкспертиза носителей компьютерной информацииПСК-7.1ПСК-7.2ПСК-7.3ПСК-7.4ПСК-7.5ПСК-7.6ПСК-7.7
8. Специализация"Информационная безопасность объектов информатизации на базе компьютерных систем".С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:знать:- методы определения и построения моделей угроз информационной безопасности объектов информатизации;- существующие подходы и методы построения моделей нарушителей информационной безопасности;- порядок и методы организации и осуществления работ и мероприятий по обеспечению информационной безопасности объектов информатизации на базе защищенном исполнении;- способы и методы анализа систем обеспечения информационной безопасности объектов информатизации;уметь:- проводить обследование объектов информатизации на базе компьютерных систем в защищенном исполнении;- разрабатывать модели угроз и нарушителей информационной безопасности объектов информатизации на базе компьютерных систем в защищенном исполнении;- формировать требования к обеспечению информационной безопасности и перечень функций безопасности;- выбирать рациональные способы и средства реализации функций безопасности объекта информатизации на базе компьютерных систем в защищенном исполнении;- проводить анализ проектных решений на предмет их соответствия требованиям по обеспечению информационной безопасности;- организовать работы по реализации процессов проектирования, создания, эксплуатации объектов информатизации на базе компьютерных систем в защищенном исполнении, обеспечивать информационную безопасность этих процессов;- разрабатывать проекты документов по обеспечению информационной безопасности объектов информатизации;владеть:- навыками организации и проведения обследования объектов информатизации и условий их размещения;- навыками и средствами проектирования систем обеспечения информационной безопасности объектов информатизации на базе компьютерных систем в защищенном исполнении.
15 - 19
Обеспечение информационной безопасности проектирования, создания, модернизации объектов информатизации на базе компьютерных систем в защищенном исполненииОбъекты защиты информацииПроектирование и анализ систем обеспечения информационной безопасности объектов информатизацииПСК-8.1ПСК-8.2ПСК-8.3ПСК-8.4ПСК-8.5ПСК-8.6ПСК-8.7
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
28 - 32
С.4
Физическая культура
2
ОК-11ОК-12
С.5
Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа(практические умения и навыки определяются ООП вуза)
18 - 21
ОК-1 - ОК-11ПК-5ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-14ПК-15ПК-16ПК-17ПК-18ПК-19ПК-20ПК-21ПК-23ПК-24ПК-25ПК-26ПК-27ПК-28ПК-29ПК-33ПСК-1.1 - ПСК-8.7
С.6
Итоговая государственная аттестация
21 - 24
ОК-3ОК-5ОК-7ОК-8ОК-9ОК-10ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-11ПК-12ПК-14ПК-15ПК-16ПК-17ПК-18ПК-19ПК-20ПК-21ПК-22ПК-23ПК-24ПК-25ПК-29ПК-32ПК-33ПСК-1.1 - ПСК-8.7
Общая трудоемкость основной образовательной программы
330
______________________________
* Трудоемкость циклов C.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
** Суммарная трудоемкость базовых составляющих циклов C.1, С.2 и С.3 должна составлять не менее 75 процентов от общей трудоемкости указанных циклов.
Для вузов федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, нормативный срок освоения ООП может быть уменьшен за счет сокращения продолжительности каникулярного времени обучающихся в учебном году до 45 суток, переноса части аудиторных занятий по физической культуре на часы проведения утренней зарядки и часы спортивно-массовой работы, сокращения времени, выделяемого на проведение практик путем выполнения аналогичных задач в ходе полетов, вождения боевых машин, учений, несения учебно-боевого и других дежурств, внутренней, гарнизонной, караульной и других служб и практик при условии сохранения общей трудоемкости ООП, определенной данным стандартом.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Специализация ООП подготовки специалиста определяется высшим учебным заведением в соответствии с ФГОС ВПО и примерной ООП подготовки специалиста.
Требования к результатам освоения и структуре ООП подготовки специалистов в части специализаций для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, определяются вузами по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся данные образовательные учреждения.
Реализация ООП по специальности 090301 Компьютерная безопасность допускается только при наличии у вуза лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
В случае, если ООП связана с освоением учебного материала, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, то условия ее реализации должны соответствовать следующим требованиям:
наличие у лиц, участвующих в реализации образовательного процесса, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, оформленного в установленном порядке допуска к государственной тайне по соответствующей форме;
наличие в образовательном учреждении нормативных правовых документов по обеспечению режима секретности и их выполнение;
осуществление образовательного процесса, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, только в помещениях образовательного учреждения либо организаций, на базе которых реализуется образовательный процесс, удовлетворяющих требованиям нормативных правовых документов по режиму секретности, противодействию техническим разведкам и технической защите информации;
использование при реализации образовательного процесса, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, средств вычислительной техники и программного обеспечения, удовлетворяющих требованиям нормативных правовых документов по режиму секретности, противодействию техническим разведкам и технической защите информации.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов, связанных с проблемами обеспечения информационной безопасности, должны быть предусмотрены встречи с представителями органов государственной власти и управления, российских компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. В целом в учебном процессе они должны составлять не менее 25 процентов аудиторных занятий, в том числе специальных профессиональных деловых игр (комплексных учений) в объеме не менее одной недели. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 55 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся и факультативных дисциплин). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно").
7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам C.1, C.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 13 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет не менее 27 и не более 36 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" ("Физическая подготовка" - для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах) трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП подготовки специалиста, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП подготовки специалиста вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части циклов С.2 и С.3, формирующим у обучающихся умения и навыки в области физики, информатики, электроники и схемотехники, аппаратных средств вычислительной техники, сетей и систем передачи информации, технической защиты информации, защиты в операционных системах, основ построения защищенных баз данных и компьютерных сетей, защиты программ и данных, а также по дисциплинам специализации и вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами, правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП подготовки специалиста, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую специализацию ООП подготовки специалиста;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП подготовки специалиста.
7.15. Раздел ООП подготовки специалиста "Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа" является обязательным и представляет собой форму организации учебного процесса, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях, основная деятельность которых предопределяет наличие объектов и видов профессиональной деятельности выпускников по данной специальности (специализации) или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах за счет времени, выделяемого на практики, могут проводиться специальные профессиональные деловые игры (комплексные учения).
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от организации. По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).