Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2009 г. N 489 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 Туризм (квалификац стр. 3

научно-исследовательская деятельность:
способностью находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристкой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий (ПК-13);
способностью использовать методы мониторинга рынка туристских услуг (ПК-14);
готовностью к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме (ПК-15);
готовностью к применению инновационных технологий в туристской деятельности (ПК-16).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата

6.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2

Структура ООП бакалавриата

Код УЦ ООП
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (Зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
Б.1
Гуманитарный, социальный и экономический цикл Базовая часть
50-55*
22-27*
В результате изучения базовой части цикла, обучающийся должен:знать:- грамматику и лексику, историю и культуру страны изучаемого иностранного языка, правила речевого этикета;- сущность философских категорий, терминологию философии и структуру философского знания, функции философии и методы философских исследований, философские персоналии и специфику философских направлений;- закономерности, основные события и особенности истории России с древнейших времен до наших дней в контексте европейской и всемирной истории, историю становления и развития государственности, общие культурно-ценностные ориентиры и историко-культурное наследие России, основные политические и социально-экономические направления и механизмы, характерные для исторического развития и современного положения Российской Федерации;- основы современного русского языка и культуры речи, основные принципы построения монологических текстов и диалогов, характерные свойства русского языка как средства общения и передачи информации;- особенности социальной политики российского государства, действие социальных стандартов, направленных на качество жизни;уметь:- использовать знание иностранного языка в профессиональной деятельности;- анализировать процессы и тенденции современной социокультурной среды, применять в профессиональной и других видах деятельности базовые понятия, знания и закономерности осмысления исторического процесса и актуальной общественно-политической практики, использовать знания истории в профессиональной деятельности;- анализировать гражданскую и мировоззренческую позицию в обществе, формировать и совершенствовать свои взгляды и убеждения, переносить философское мировоззрение в область материально-практической деятельности;- использовать знание русского языка, культуры речи и навыков общения в профессиональной деятельности;- применять социальные обязательства в профессиональной сфере на основе их ресурсного обеспечения;владеть:- основами деловых коммуникаций и речевого этикета изучаемого иностранного языка;- методами философских, исторических и культурологических исследований, приемами и методами анализа проблем общества;- навыками грамотного письма и устной речи, способностью к коммуникациям в профессиональной деятельности, культурой речи;- основами формирования социальных отношений в обществе.Иностранный языкФилософияИстория РоссииРусский язык и культура речиОсновы социального государстваОК - 1ОК - 2ОК - 3ОК - 4ОК - 5ОК - 7ОК - 10ОК - 11ОК - 12
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
Б.2
Математический и естественнонаучный цикл
35-45*
Базовая часть
17-22*
В результате изучения базовой части цикла, обучающийся должен:знать:- фундаментальные разделы математики, необходимые для логического осмысления и обработки информации в профессиональной деятельности;- теоретические основы информатики и информационных технологий, возможности и принципы использования современной компьютерной техники;- основные понятия и категории географии, географические законы и закономерности, принципы размещения туристских ресурсов, основы туристской регионалистики, социально-экономическую специфику основных регионов и ведущих государств мира;уметь:- применять математические методы при решении практических задач в туристской деятельности;- применять теоретические знания при решении практических задач в туристской деятельности, используя возможности вычислительной техники и программного обеспечения;- свободно ориентироваться по картам физическим, социально-экономическим, политическим, давать характеристику отдельным элементам природной среды, устанавливать систему взаимосвязей между природной средой и хозяйственной деятельностью субъекта туристкой индустрии;владеть:- математическими знаниями и методами, математическим аппаратом, необходимым для профессиональной деятельности в туристской индустрии;- навыками работы с вычислительной техникой, прикладными программными средствами;- основами географии и туристской регионалистики, навыками географического анализа природных, социальных и экономических ресурсов, методами оценки туристских ресурсовМатематикаИнформатикаГеографияОК - 1ОК - 5ОК - 8ОК - 13ПК - 2ПК - 3ПК - 6ПК - 9ПК - 13
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
Б.3
Профессиональный цикл
110-120*
Базовая (общепрофессиональная) часть
45-55*
В результате изучения базовой части цикла, обучающийся должен:знать:- теоретические основы проектирования, организации и реализации стратегий и программ для разных типов туристских продуктов, соответствующих запросам потребителей, нормативно-техническую базу туристско-рекреационного проектирования;- основные индивидуальные потребности и психофизиологические возможности человека, их взаимосвязь с социальной активностью человека, структуру обслуживания с учетом природных и социальных факторов; основные классификации услуг и их характеристики;теорию обслуживания;- организационные основы туристской индустрии, структуру туристской отрасли, особенности правовых и хозяйственных отношений между участниками туристской деятельности; понятие, виды и технологии организации деятельности туроператоров, турагентов и контрагентов туристской деятельности, особенности и состав туристского продукта и его составных элементов;особенности организации туристской деятельности в России во внутреннем, въездном и выездном туризме;- офисные технологии и специальное программное обеспечение туристской деятельности, интернет-технологии;- функции менеджмента, формы управления предприятиями туристской индустрии;виды управленческих решений и методы их разработки; основы управления персоналом туристского предприятия;- теоретические основы маркетинга, основные тенденции и направления развития маркетинговых исследований, особенности маркетинга в туристской индустрии;- технологии и общие закономерности системы продаж в туристской индустрии;- теоретические основы психологии делового общения, коммуникативные техники и технологии делового общения в туризме;- грамматику и лексику, историю и культуру страны изучаемого иностранного языка, правила речевого этикета;- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;методы организации и обеспечения безопасности туристов и туристской деятельности;уметь:- диагностировать и выявлять различные типы проблемных ситуаций в туристской индустрии, разрабатывать меры по их предупреждению и преодолению, планировать и осуществлять контроль за реализацией проекта, обеспечивать координацию действий со всеми функциональными подразделениями предприятий туристской индустрии;- обеспечить оптимальную инфраструктуру обслуживания с учетом природных и социальных факторов;- составлять договорную документацию для всех контрагентов туристской деятельности, компетентно определять необходимую структуру и содержание туристского продукта, использовать международные системы бронирования услуг в туризме;- использовать существующие пакеты прикладных программ для решения конкретных задач профессиональной деятельности в туристской индустрии;- анализировать основные теоретические и практические направления и проблемы взаимодействия предприятия туристской индустрии и потребителей (клиентов);- оценивать рынки сбыта, потребителей, клиентов, конкурентов в туристской индустрии, применять инструменты управления и контроля качества продукции и услуг туристской деятельности;- выбирать и применять эффективные технологии продаж;- организовывать взаимодействие в группе, обеспечивать межличностные взаимоотношения с учетом социально-культурных особенностей общения, применять коммуникативные техники и технологии делового общения;- использовать знание второго иностранного языка в профессиональной деятельности;- организовывать защитные мероприятия при возникновении чрезвычайных ситуаций, обеспечить техническую и коммерческую, а также информационную безопасность деятельности предприятий туристской индустрии, оказывать первую медицинскую помощь;владеть:- навыками создания новых туристских продуктов и услуг с использованием современных технологий и методов проектирования;- навыками оценки удовлетворенности потребителей услугами туристской индустрии, соответствия стандартов качества на предприятиях туристской индустрии требованиям нормативной документации;- навыками анализа и составления договорной документации; основами туроперейтинга и механизмами построения взаимоотношений между туроператорами и контрагентами туристской деятельности, оперативной информацией о текущем состоянии отдельных участников туристской деятельности в России и за рубежом, навыками разработки и реализации производственных программ и стратегий в туризме;- навыками анализа эффективности применяемых прикладных программ, работы с прикладными программными средствами;- навыками формирования и продвижения туристских продуктов и услуг, соответствующих запросам потребителей;- навыками разрешения проблемных ситуаций, возникающих в ходе реализации туристского продукта, мониторинга туристкой индустрии;- навыками и приемами эффективных продаж туристского продукта;- основными коммуникативными методами и приемами делового общения в профессиональной сфере;- способностью к деловым коммуникациям на втором иностранном языке;- навыками обеспечения безопасности жизнедеятельности в производственных, бытовых условиях и в чрезвычайных ситуациях, навыками оказания первой медицинской помощи.Туристско-рекреационное проектированиеЧеловек и его потребностиОрганизация туристской деятельностиИнформационные технологии в туристской индустрииМенеджмент в туристской индустрииМаркетинг в туристской индустрииТехнологии продажПсихология делового общенияИностранный язык второйБезопасность жизнедеятельностиОК - 1ОК - 4ОК - 5ОК - 6ОК - 7ОК - 9ОК - 12ОК - 13ОК - 14ПК - 1ПК - 4ПК - 5ПК - 6ПК - 7ПК - 8ПК - 10ПК - 11ПК - 12ПК - 13ПК - 14ПК - 15
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки (установленные на момент разработки стандарта профили подготовки указаны в приложении к данному ФГОС открытым списком)
Б.4
Физическая культура
2*
ОК - 1ОК - 14
Б.5
Учебная и производственная практики(практические умения и навыки определяются ООП вуза)
12-15*
ОК - 6ОК - 7ОК - 11ПК - 4ПК - 6ПК - 7ПК - 8ПК - 11ПК - 12ПК - 13
Б.6
Итоговая государственная аттестация
12
ОК - 2ОК - 3ОК - 4ОК - 5ОК - 8ОК - 9ОК - 10ОК - 12ОК - 13ПК - 1ПК - 2ПК - 3ПК - 5ПК - 9ПК - 10ПК - 14ПК - 15ПК - 16
Общая трудоемкость основной образовательной программы
240
______________________________
* 1. Трудоемкость ООП задается с интервалом до 10 зачетных единиц.
2. Суммарная трудоемкость базовых составляющих УЦ ООП Б.1, Б.2 и Б.3 должна составлять не более 50 процентов от общей трудоемкости указанных УЦ ООП.
3. Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий, социальной сферы, туристкой индустрии.
7.2. При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера).
Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций туристкой деятельности, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся по дисциплинам гуманитарного, социального и экономического, математического и естественнонаучного, профессионального циклов. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов, в.ч. туристкой индустрии.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП с учетом профиля подготовки.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся с учетом профиля подготовки устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы при очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется:
при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения с учетом профиля подготовки, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. Программа бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области безопасности жизнедеятельности, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, факультативам, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся умений и навыков в соответствии с профилем ООП вуза.
Практические занятия должны быть предусмотрены по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области русского языка и культуры речи, делового общения, иностранных языков, математики, информационных технологий, географии, туристско-рекреационного проектирования, потребностей человека, маркетинга в туристской индустрии, организации туристской деятельности, технологии продаж и обслуживания, физической культуры, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, факультативов, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся умений и навыков в соответствии с профилем ООП вуза.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;