Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. N 547 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020100 Химия (квалификация (с стр. 2

способностью ориентироваться в условиях производственной деятельности и адаптироваться в новых условиях (ОК-1);
умением принимать нестандартные решения (ОК-2);
владением иностранным (прежде всего английским) языком в области профессиональной деятельности и межличностного общения (ОК-3);
пониманием философских концепций естествознания, роли естественных наук (химии в том числе) в выработке научного мировоззрения (ОК-4);
владением современными компьютерными технологиями, применяемыми при обработке результатов научных экспериментов и сборе, обработке, хранении и передачи информации при проведении самостоятельных научных исследований (ОК-5);
пониманием принципов работы и умением работать на современной научной аппаратуре при проведении научных исследований (ОК-6).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в научно-исследовательской деятельности:
наличием представления о наиболее актуальных направлениях исследований в современной теоретической и экспериментальной химии (синтез и применение веществ в наноструктурных технологиях, исследования в экстремальных условиях, химия жизненных процессов, химия и экология и другие) (ПК-1);
знанием основных этапов и закономерностей развития химической науки, пониманием объективной необходимости возникновения новых направлений, наличием представления о системе фундаментальных химических понятий и методологических аспектов химии, форм и методов научного познания, их роли в общеобразовательной профессиональной подготовке химиков (ПК-2);
владением теорией и навыками практической работы в избранной области химии (в соответствии с темой магистерской диссертации) (ПК-3);
умением анализировать научную литературу с целью выбора направления исследования по предлагаемой научным руководителем теме и самостоятельно составлять план исследования (ПК-4);
способностью анализировать полученные результаты, делать необходимые выводы и формулировать предложения (ПК-5);
наличием опыта профессионального участия в научных дискуссиях (ПК-6);
умением представлять полученные в исследованиях результаты в виде отчетов и научных публикаций (стендовые доклады, рефераты и статьи в периодической научной печати) (ПК-7);
в научно-педагогической деятельности:
пониманием принципов построения преподавания химии в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ПК-8);
владением методами отбора материала, преподавания и основами управления процессом обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ПК-9);
в организационно-управленческой деятельности:
способностью определять и анализировать проблемы, планировать стратегию их решения (ПК-10);
владением основами делового общения, имеет навыки межличностных отношений и способен работать в научном коллективе (ПК-11);
пониманием проблемы организации и управления деятельностью научных коллективов (ПК-12).
Приведенные выше компетенции магистров вырабатываются в ходе выполнения обучающимися требований к выполнению основной образовательной программы, а также в ходе формирования межличностных отношений. Компетенции могут дополняться учебными заведениями в ходе реализации ООП магистратуры с учетом введения дополнительных требований к выполнению ООП или спецификой содержания их подготовки и рекомендаций работодателей.

VI. Требования к структуре основной образовательной программы магистратуры

6.1. Основная образовательная программа магистратуры предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2

Структура ООП магистратуры

Код УЦ ООП
Учебные циклы и разделы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (зачетные единицы)*
Перечень дисциплин (модулей) для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
М.1
Общенаучный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:квалифицированно владеть всеми видами научного общения (устного и письменного);понимать философские концепции естествознания, иметь основные представления о философских проблемах естествознания и философских проблемах современной химии;иметь представление о возможностях использования современных информационных технологий в образовании и науке, знать системы сбора, обработки и хранения химической информации, уметь создавать авторские и пользоваться стандартными банками компьютерных программ и банками данных
25-31
11-14
Иностранный языкФилософские проблемы химииКомпьютерные технологии в науке и образованииОК-3ОК-4ОК-5ОК-6
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
14-17
М.2
Профессиональный (специальный) циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:иметь представление о наиболее актуальных проблемах современной теоретической и экспериментальной химии;понимать их значение для развития науки и производства
33-39
5-7
Актуальные задачи современной химииОК-4ОК-5ПК-1ПК-2ПК-11
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
28-32
М.3
Научно-исследовательская работа и практикиПриобретение опыта проведения научно-исследовательской работы в лаборатории по теме, предложенной руководителем, подготовка отчета о работе и обсуждение результатов исследования.В результате прохождения практики выпускник должен:Приобрести навыки целенаправленного сбора литературы и умения анализировать научную литературу с целью выбора направления исследования по заданной теме, в том числе с использованием современных информационных технологий. Научиться моделировать основные процессы предстоящего исследования с целью выбора методов исследования или создания новых методик. Освоить способы обработки полученных результатов и анализа их с учетом имеющихся литературных данных. Овладеть представлением итогов выполненной работы в виде отчетов, докладов на симпозиумах и научных публикаций с использованием современных возможностей информатики.Приобрести навыки организации научных исследований и управления научным коллективом. По итогам выполнения и оформления диссертации выпускник должен показать:Знание методов сбора и анализа литературных данных по порученной руководителем тематике научных исследований (работа с периодическими изданиями, монографиями, информационными базами данных, новыми информационными технологиями). Умение формулировать задачи работы на основе анализа литературы.Владение методами синтеза соединений на основе полученных фундаментальных знаний в области теории и приобретенных экспериментальных навыков.Владение теоретическими основами и практическими навыками работы на экспериментальных установках и научном оборудовании.Умение анализировать состав и свойства полученных веществ с целью доказательства выполнения поставленной задачи.Знание принципов обработки полученных в исследовании результатов, представление их в информационном виде, умение давать рекомендации на основании проведенных исследований.Умение докладывать полученные научные результаты и участвовать в дискуссиях при их обсуждениях.
54
Научно-исследовательская работа в семестрахПредквалификационная (научно-исследовательская) практикаВыполнение и подготовка выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).ОК-1ОК-2ОК-3ОК-5ОК-6ПК-1ПК-2ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-10ПК-11ПК-12
М.4
Итоговая государственная аттестация
2
Защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)ОК-3ОК-5ОК-6ПК-1 - 2ПК-4 - 7ПК-10 - 12
Общая трудоемкость основной образовательной программы
120
_____________________________
* Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестации.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которые включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны регулярно обновлять основную образовательную программу магистратуры с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинары в диалоговом режиме, деловые игры, разбор конкретных ситуаций, групповой разбор результатов контрольных работ, групповые дискуссии по результатам научно-исследовательской работы и результатам работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением конкретного вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, организационно-управленческой), для ООП магистратуры является научный семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. В целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Трудоемкость занятий лекционного типа для соответствующих групп обучающихся (не менее 30 процентов аудиторных занятий) устанавливается ученым советом вуза.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не должен превышать 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы магистратуры и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП магистратуры и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы магистратуры с учетом большого объема лабораторных работ (синтез и анализ соединений, экспериментальное изучение закономерностей протекания химических процессов и возможности управления ими) составляет 22 академических часа.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.