владением физическими принципами действия основных взрывных технологий промышленного назначения, поведения конструкционных материалов при динамическом и ударноволновом нагружении, знанием свойств и характеристик промышленных взрывчатых веществ (ПСК-7.2);
владением основными методами проектирования различных взрывных технологий промышленного назначения и расчета необходимых параметров оборудования и режимов работы (ПСК-7.3);
владением особенностями технологии изготовления оборудования и оснастки, использования конструкционных материалов и способов защиты от действия взрыва в условиях промышленного производства (ПСК-7.4);
владением основами взрывного дела и знаниями в области средств взрывания и приборов обеспечения функционирования взрывных устройств промышленного назначения (ПСК-7.5);
владением физическими основами и методами утилизации боеприпасов (ПСК-7.6).
Специализация N 8 "Взрывотехническая экспертиза":
способностью проводить взрывотехническую экспертизу по выявлению причин и анализу последствий террористических актов и техногенных катастроф (ПСК-8.1);
владением базой данных и способностью ориентироваться в многообразной номенклатуре боеприпасов, взрывателей и взрывных устройств, в том числе самодельных, их классификации и видах действия (ПСК-8.2);
владением базой данных и способностью ориентироваться в многообразной номенклатуре порохов, взрывчатых веществ, пиротехнических составов, твердых ракетных топлив военного и промышленного назначения (ПСК-8.3);
владением физическими принципами действия взрыва на конструкции в различных средах и условиях и поведения материалов при динамическом и ударно-волновом нагружении (ПСК-8.4);
владением основными методами расчетов взрывных процессов и их воздействия на различные объекты (ПСК-8.5).
Специализация N 9 "Патроны и гильзы":
способностью ориентироваться в многообразной номенклатуре патронов и гильз, их классификации и видах действия (ПСК-9.1);
владением основными методами проектирования, расчетов патронов и гильз различного назначения (ПСК-9.2);
владением основными методами проектирования основного и специализированного инструмента в производстве патронов и гильз (ПСК-9.3);
владением и умением разрабатывать современные технологии производства патронов и гильз (ПСК-9.4);
владением основными методами проектирования и выбора специализированного оборудования и приспособлений в производстве патронов и гильз (ПСК-9.5);
владением и умением разрабатывать современные технологии снаряжения, знает и умеет обращаться с пиротехническими и взрывчатыми веществами применяемыми в снаряжении патронов и гильз (ПСК-9.6);
владением современными методиками проведения испытаний патронов и гильз, знает современные методы экспериментальных исследований и измерений (ПСК-9.7).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ подготовки специалиста
6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;
государственная (итоговая) аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в аспирантуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП подготовки специалиста
Код УЦ ООП | Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (Зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки программ (примерных), а так же учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
С.1 | Гуманитарный, социальный и экономический цикл | 35-45 | ||
Базовая часть | 26-33 | |||
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и современном мире;- основные направления, течения и школы философии, этапы ее исторического развития; методы и приемы философского анализа; структуру научного познания, его методы и формы;- иностранный язык в объеме лексического минимума общего и терминологического характера;- культурные традиции и наследие стран мира и России;- основные культурные ценности человечества;- основы, методы и основные этапы развития экономической теории; организацию труда и системы управления предприятиями; основы трудового законодательства;- теоретические основы менеджмента и маркетинга;уметь:анализировать и оценивать политическую, социологическую и научно-техническую информацию; планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;- использовать знание иностранного языка в профессиональной деятельности и межличностном общении;- применять современные экономические и информационные технологии с целью повышения эффективности научных исследований и работы производства;- организовывать свой труд и объективно оценивать результаты своей деятельности;владеть:- навыками практического анализа логики различного рода рассуждений;- навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;- иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников;- навыками получения, хранения и использования информации;- способностью к деловым коммуникациям в профессиональной сфере, способностью работать в коллективе. | История,Философия,Иностранный язык,Культурология,Основы экономики,Основы менеджмента и маркетинга | ОК-1 - 8ОК-13ПК-1 - 4ПК-25ПК-30 - 34 | ||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии со специализацией) | 9-12 | |||
С.2 | Математический и естественнонаучный цикл | 65-75 | ||
Базовая часть | 47-55 | |||
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- аналитическую геометрию, многомерную евклидову геометрию, дифференциальную геометрию кривых и поверхностей, элементы топологий;- линейную алгебру, последовательности и ряды, векторный анализ, дифференциальное и интегральное исчисление, дифференциальные уравнения, элементы теории функций и функционального анализа, функции комплексного переменного, преобразования Лапласа и Фурье, дискретную математику, основы теории вероятностей, математическую статистику и случайные процессы, численные методы;- фундаментальные законы природы и основные физические законы в области механики, термодинамики, электричества и магнетизма, оптики, атомной физики;- основные химические системы и протекающие в них процессы (реакции), химические связи, химический, физико-химический и физический анализ;- основные закономерности функциионирования биосферы и человека, взаимоотношения организма и среды, глобальные проблемы окружающей среды и экологические принципы рационального использования природных ресурсов, технических средств и технологий;- понятие информации, технические и программные средства реализации информационных процессов, алгоритмизацию и программирование, языки программирования высокого уровня, программное обеспечение и технологии программирования, основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну, компьютерный практикум;уметь:- применять математические методы, физические законы и химические закономерности для решения практических задач в области проектирования боеприпасов и взрывателей с учетом экологических последствий;- формировать базы данных, разрабатывать и отлаживать программы расчета и проектирования применительно к функционированию образцов боеприпасов и взрывателей различного назначения;владеть:- методами аналитической и основами дифференциальной геометрии, линейной алгебры и рядов, дифференциальным и интегральным исчислением, аналитическими и численными методами решения алгебраических и дифференциальных уравнений, элементами функционального анализа, методами теории вероятностей, математической статистики и случайных процессов, методами математической логики, теории графов и теории алгоритмов;- навыками практического применения основных физических законов и химических закономерностей при исследовании и проектировании;- методами использования и хранения информации. | Математика,Физика,Химия,Экология,Информатика | ОК-1ОК-9ОК-10ПК-6 - 8ПК-10ПК-17ПК-19 - 21 | ||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии со специализацией) | 18-20 | |||
С.3 | Профессиональный цикл | 170-180 | ||
Базовая (общепрофессиональная) часть | 128-134 | |||
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- элементы начертательной геометрии и инженерной графики, единую систему конструкторской и проектной документации;- методы геометрического моделирования, инструментальные средства при построении 2D-контуров и 3D-сборок конструкций;- теоретические основы механики, способы описания движения точки, дифференциальные уравнения движения точки и твердого тела, элементарную теорию гироскопа, элементарную теорию удара, динамику точки переменной массы, малые свободные колебания механической системы;- основные понятия сопротивления материалов, элементы рационального проектирования простейших систем, сложное сопротивление и теорию прочности;- методы анализа электрических и магнитных цепей, основы электродинамики, физические основы и принципы действия полупроводниковых и электронных устройств, основы цифровой электроники;- строение и свойства металлов, неметаллов и композиционных материалов, методы производства и обработки при изготовлении деталей;- основные положения метрологии, методы и средства измерений, точность деталей, узлов и механизмов, размерные цепи, правовую базу и основные положения государственной стандартизации;- методы обеспечения безопасности функционирования автоматизированных и робототизированных производств, правовые и нормативно-технические основы управления безопасностью жизнедеятельности;- экономические основы производства и ресурсы предприятия, материальную базу, основные и оборотные средства, рентабельность и прибыль;- принципы построения и структура систем автоматизированного проектирования, современные программные средства, используемые при автоматизированном проектировании средств управления и поражения;- основные методы и способы управления средствами поражения, методы расчета и оптимизации линейных и нелинейных систем при различных воздействиях;- историю, современное состояние и перспективы развития специальности; место специальности в системе подготовки кадров для оборонных отраслей промышленности, способы защиты сведений, составляющих государственную тайну;- основные понятия и соотношения внутренней и внешней баллистики, аэродинамика средств поражения, математические модели движения и методы определения характеристик этого движения;- свойства и формы взрывных превращений энергетических материалов, природу и теорию чувствительности, критерии ударно-волновой чувствительности, состав и характеристики основных энергетических материалов, методы снаряжения;- физические особенности взрывных, детонационных, ударно-волновых и ударных процессов, основные закономерности, физико-математические модели и методики расчета взрывных и ударных процессов;- общие сведения о боеприпасах, взрывателях и системах управления действием средств поражения, требования, предъявляемые к их функционированию, устройство, классификацию и номенклатуру боеприпасов, взрывателей и систем управления действием средств поражения;- основные сведения о современных видах испытаний, методологию и методику испытаний средств поражения, теорию и практику обработки результатов испытаний;- основные этапы проектирования средств поражения, проектную документацию, системный подход при выборе основных проектных параметров, методы структурно-параметрического описания конструкций, методы оптимального проектирования, критерии прочности и устойчивости конструкций средств поражения;- законы рассеивания, методы расчета эффективности, критерии и основные показатели надежности;- технологическую подготовку производства средств поражения, структуру технологических процессов, основы проектирования оборудования, инструмента, технологической оснастки и контрольно-измерительных приспособлений, основы технологий изготовления деталей боеприпасов и взрывателей различного назначения;уметь:- организовывать свой труд и труд производственного коллектива;- обеспечивать безопасность проведения всех видов работ, предусмотренных профессиональной деятельностью;- правильно оформлять и представлять научно-техническую документацию;- использовать при проектировании методики инженерных расчетов и информационные технологии;- выполнять с помощью стандартных пакетов прикладных программ в системах автоматизированного проектирования сборочные чертежи и деталировки;- применять принципы и методы построения моделей, методы анализа, синтеза и оптимизации при создании и исследовании средств поражения;- использовать принципы и методы математического моделирования при разработке и исследовании систем;- составлять методики и программы испытаний, обрабатывать результаты испытаний;владеть:- методами инженерных расчетов;- способами интерактивного графического ввода и технологиями проектирования в среде современных пакетов проектирования;- правовыми основами стандартизации, правилами и порядком проведения сертификации;- навыками выбора конструктивных решений для выполнения поставленных задач;- методами оценки эффективности использования различных систем управления;- принципами и методами моделирования, анализа, синтеза и оптимизации систем;- современными принципами построения систем автоматизированного проектирования;- навыками составления методик и программ испытаний и выбора соответствующего оборудования. | Инженерная и компьютерная графика,Теоретическая механика,Сопротивление материалов,Электротехника и электроника,МатериаловедениеТехнология конструкционных материалов,Метрология, стандартизация и сертификация,Безопасность жизнедеятельности,Экономика предприятия и организация производства,Системы автоматизированного проектирования средств поражения,Основы управления средствами поражения,Введение в специальность,Основы баллистики и аэродинамики средств поражения,Теория энергетических материалов,Физика взрыва и удара,Устройство боеприпасов, взрывателей и систем управления действием средств поражения,Методы испытаний средств поражения,Основы проектирования средств поражения,Эффективность и надежность средств поражения,Технология производства средств поражения | ОК-9ОК-10ПК-1ПК-6ПК-9ПК-11ПК-12 - 17ПК-23 - 30ПК-34ПК-37 - 41 | ||
Специализация N 1 "Боеприпасы"С целью получения специализации "Боеприпасы" при изучении базовой части цикла обучающийся должен:знать:- историю развития и современное состояние систем артиллерийского, ракетного и бомбового вооружения;- особенности устройства и действия артиллерийских снарядов и мин, ручных и реактивных гранат, боевых частей неуправляемых ракет, авиабомб, инженерных мин и подрывных зарядов;- особенности устройства и действия взрывателей соответствующих боеприпасов различного назначения;- методы проектирования, расчетов основных параметров конструкции, действия и эффективности соответствующих боеприпасов различного назначения;- особенности технологии производства, снаряжения и методов испытаний соответствующих боеприпасов различного назначения;уметь:- ориентироваться в многообразной номенклатуре боеприпасов, их классификации, принципах и видах действия;- проектировать и рассчитывать основные параметры конструкции и действие соответствующих боеприпасов различного назначения, оценивать эффективность их действия по различным целям;- планировать и проводить испытания соответствующих боеприпасов различного назначения на разных этапах проектирования;владеть:- методами расчета параметров конструкции и действия, оптимизации параметров конструкции и оценки эффективности ее действия по различным целям;- методами экспериментальных исследований и полигонных испытаний соответствующих боеприпасов различного назначения. | Системы артиллерийского, ракетного и бомбового вооружения,Проектирование боеприпасов систем артиллерийского, ракетного и бомбового вооружения,Взрыватели боеприпасов систем артиллерийского, ракетного и бомбового вооружения | ПК-12 - 14ПК-19ПК-23ПК-24ПК-37ПК-39ПСК-1.1ПСК-1.2ПСК-1.3ПСК-1.4ПСК-1.5 | ||
Специализация N 2 "Взрыватели"С целью получения специализации "Взрыватели" при изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- устройство взрывателей различного назначения, методы их расчета и оптимизации;- принципы работы дискретных интегральных микросхем и микропроцессоров;- принципы обработки сигналов цифровой и микропроцессорной техникой;- физические основы функционирования взрывателей различного назначения;- методы разработки и проектирования взрывателей различного назначения;уметь:- разрабатывать требования и рассчитывать основные узлы взрывателей;- рассчитывать параметры электронных схем и выбирать соответствующую элементную базу;- минимизировать схемы цифровых устройств взрывателей;- моделировать цифровые схемы с помощью прикладных программных пакетов;владеть:- методами расчета, анализа и синтеза аналоговых устройств взрывателей;- методами анализа и синтеза элементов цифровой техники;- навыками моделирования электронных устройств взрывателей. | Схемотехническое проектирование электронных узлов взрывателей,Дискретные электронные устройства взрывателей,Проектирование и конструирование взрывателей | ПК-12 - 14ПК-19ПК-23ПК-24ПК-37ПК-39ПСК-2.1ПСК-2.2ПСК-2.3ПСК-2.4ПСК-2.5 | ||
Специализация N 3 "Высокоточные боеприпасы"С целью получения специализации "Высокоточные боеприпасы" при изучении базовой части цикла обучающийся должен:знать:- историю развития и современное состояние систем высокоточного оружия;- особенности устройства и действия высокоточных артиллерийских снарядов и мин, управляемых ракет и авиабомб, торпед и других типов боеприпасов;- особенности устройства и действия взрывательных устройств высокоточных боеприпасов различного назначения;- методы проектирования, расчетов основных параметров конструкции, действия и эффективности высокоточных боеприпасов различного назначения;- особенности технологии производства, снаряжения и методов испытаний высокоточных боеприпасов различного назначения;уметь:- ориентироваться в многообразной номенклатуре высокоточных боеприпасов, их классификации и принципах действия;- проектировать и рассчитывать основные параметры конструкции и действия высокоточных боеприпасов различного назначения, оценивать эффективность их действия по различным целям;- планировать и проводить испытания высокоточных боеприпасов различного назначения на разных этапах проектирования;владеть:- методами расчета и оптимизации параметров конструкций и оценки эффективности их действия по различным целям;- методами экспериментальных исследований и полигонных испытаний высокоточных боеприпасов различного назначения. | Системы высокоточного оружия,Проектирование высокоточных боеприпасов,Взрывательные устройства высокоточных боеприпасов | ПК-12 - 14ПК-19ПК-23ПК-24ПК-37ПК-39ПСК-3.1ПСК-3.2ПСК-3.3ПСК-3.4ПСК-3.5 | ||
Специализация N 4 "Автономные системы управления действием средств поражения"С целью получения специализации "Автономные системы управления действием средств поражения" при изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- аналоговые и цифровые электронные устройства, методы их расчета и оптимизации;- принципы работы локационных систем и методы их проектирования;- фундаментальные методы исследования сигналов;- методы построения неконтактных систем управления;- основные сведения об устройстве, функциональных особенностях и способах применения типовых цифровых микросхем;уметь:- рассчитывать параметры и основные характеристики основных узлов систем управления;- проводить синтез конкретных электронных устройств по их передаточным функциям;- проводить анализ систем ближней локации с использованием структурных схем;- проводить анализ и синтез комбинационных и последовательных цифровых устройств;- разрабатывать алгоритмы обработки данных с помощью микропроцессорной техники;владеть:- основными пакетами прикладных программ для анализа и моделирования;- методами спектрального анализа. | Схемотехническое проектирование систем управления действием средств поражения,Теоретические основы ближней локации,Цифровые устройства и микропроцессоры в системах управления | ПК-13ПК-24ПСК-4.1ПСК-4.2ПСК-4.3ПСК-4.4ПСК-4.5ПСК-4.6 | ||
Специализация N 5 "Технология производства, снаряжения и испытаний боеприпасов"С целью получения специализации "Технология производства, снаряжения и испытаний боеприпасов" при изучении базовой части цикла обучающийся должен:знать:- особенности устройства и действия артиллерийских снарядов и мин, ручных и реактивных гранат, боевых частей ракет, авиабомб, инженерных мин и подрывных зарядов;- особенности эксплуатации и действия соответствующих боеприпасов различного назначения;- методы проектирования, расчетов основных параметров оснастки и инструмента при производстве боеприпасов;- особенности устройства и назначения основного и специализированного инструмента, применяемого в производстве боеприпасов;- особенности устройства и назначение основного и специализированного оборудования, применяемого в производстве боеприпасов;- особенности разработки технологии снаряжения и работу с взрывчатыми веществами применяемыми в соответствующих боеприпасов различного назначения;- особенности разработки технологии изготовления соответствующих боеприпасов различного назначения;- методы испытания и измерения параметров при испытании соответствующих боеприпасов различного назначения;уметь:- ориентироваться в многообразной номенклатуре боеприпасов, их классификации, принципах и видах действия;- проектировать и рассчитывать основные параметры конструкции и действие соответствующих боеприпасов различного назначения, оценивать эффективность их действия по различным целям;- проектировать специализированный инструмент и приспособления при разработке технологических процессов производства боеприпасов различного назначения;- планировать и проводить испытания соответствующих боеприпасов различного назначения на разных этапах проектирования;владеть:- методами расчета параметров конструкции и действия, оптимизации параметров конструкции и оценки эффективности ее действия по различным целям;- методами экспериментальных исследований и полигонных испытаний соответствующих боеприпасов различного назначения;- технологическими процессами снаряжения боеприпасов различного назначения;- технологическими процессами изготовления отдельных деталей и узлов соответствующих боеприпасов различного назначения, методами их снаряжения и утилизации. | Проектирование оборудования и оснастки для производства боеприпасов,Технология производства и снаряжения боеприпасов,Эксплуатация и испытания боеприпасов | ПК-12 - 14ПК-16ПК-23ПК-24ПК-27ПК-37ПК-38ПК-39ПСК-5.1ПСК-5.2ПСК-5.3ПСК-4.4ПСК-5.5ПСК-5.6ПСК-5.7 | ||
Специализация N 6 "Информационные технологии проектирования боеприпасов и взрывателей"С целью получения специализации "Информационные технологии проектирования боеприпасов и взрывателей" при изучении базовой части цикла обучающийся должен:знать:- историю развития и современное состояние систем вооружения и соответствующих боеприпасов различного назначения;- особенности устройства и действия артиллерийских снарядов и мин, ручных и реактивных гранат, боевых частей ракет, авиабомб, инженерных мин и подрывных зарядов;- методы проектирования, расчетов основных параметров конструкции, действия и эффективности соответствующих боеприпасов и взрывателей различного назначения;- методы математического моделирования основных физико-механических процессов, определяющих функционирование боеприпасов различного назначения;- методы оптимизации конструкций боеприпасов и оценки эффективности их действия по различным целям;уметь:- ориентироваться в многообразной номенклатуре боеприпасов и взрывателей, их классификации, принципах и видах действия;- проектировать и рассчитывать основные параметры конструкции и действие соответствующих боеприпасов различного назначения, оценивать эффективность их действия по различным целям;- проводить математическое моделирование процессов функционирования боеприпасов и взрывателей различного назначения с использованием современных программных средств;- реализовывать процесс проектирования боеприпасов и взрывателей различного назначения в рамках развитых систем автоматизированного проектирования и информационных компьютерных сред сопровождения жизненного цикла изделий;владеть:- методами расчета параметров конструкции и действия, оптимизации параметров конструкции и оценки эффективности ее действия по различным целям;- методами прямого численного моделирования основных физических процессов, определяющих функционирование боеприпасов и взрывателей различного назначения;- навыками проектирования боеприпасов и взрывателей различного назначения с рамках развитых систем автоматизированного проектирования и информационных компьютерных сред сопровождения жизненного цикла изделий. | Методы математического моделирования систем артиллерийского, ракетного и бомбового вооружения,Информационные компьютерные среды проектирования и сопровождения жизненного цикла боеприпасов и взрывателей,Системное проектирование боеприпасов и взрывателей | ПК-12 - 22ПК-25ПК-31ПК-34ПК-42ПК-43ПСК-6.1ПСК-6.2ПСК-6.3ПСК-6.4ПСК-6.5ПСК-6.6ПСК-6.7 | ||
Специализация N 7 "Взрывные технологии и утилизация боеприпасов"С целью получения специализации "Взрывные технологии и утилизация боеприпасов" при изучении базовой части цикла обучающийся должен:знать:- физические основы взрывных технологий промышленного назначения: элементы теории взрывчатых веществ и физики взрыва, поведение конструкционных материалов при динамическом и ударно-волновом нагружении;- особенности технологий обработки металлов и сплавов взрывом, взрывного прессования пористых материалов и синтеза сверхтвердых материалов;- особенности взрывного разделения на фрагменты конструкций и материалов;- физические основы и различные методы утилизации боеприпасов;- методы проектирования установок и устройств, обеспечивающих соответствующие взрывные технологии, расчетов основных параметров и режимов работы оборудования;- технику безопасности жизнедеятельности и экологические нормы в условиях взрывоопасного производства;уметь:- ориентироваться в многообразной номенклатуре взрывных устройств и технологий промышленного назначения;- проектировать и рассчитывать основные параметры оборудования и режимы работы соответствующих взрывных технологий, оценивать их взрывобезопасность в условиях промышленного производства;- работать с промышленными взрывчатыми веществами, средствами взрывания и приборами обеспечения функционирования взрывных устройств промышленного назначения;владеть:- методами проектирования соответствующих взрывных технологий и расчетов параметров оборудования, режимов работы и условий взрывобезопасности;- знаниями в области свойств и технических характеристик промышленных взрывчатых веществ, средств взрывания и приборов обеспечения функционирования взрывных устройств промышленного назначения;- методами утилизации боеприпасов. | Взрывные устройства промышленного назначения, средства взрывания и приборы обеспечения функционирования взрывных устройств,Проектирование взрывных устройств и технологий,Физические основы и методы утилизации боеприпасов | ПК-23 - 25ПК-28ПСК-7.1ПСК-7.2ПСК-7.3ПСК-7.4ПСК-7.5ПСК-7.6 | ||
Специализация N 8 "Взрывотехническая экспертиза"С целью получения специализации "Взрывотехническая экспертиза" при изучении базовой части цикла обучающийся должен:знать:- физические основы взрыва: элементы теории взрывчатых веществ и физики взрыва, поведение конструкционных материалов при динамическом и ударно-волновом нагружении;- особенности устройства и действия боеприпасов, взрывателей и взрывных устройств различного назначения, в том числе самодельных;- историю развития и современное состояние различных боеприпасов, взрывателей и взрывных устройств, в том числе самодельных, взрывчатых веществ и порохов, пиротехнических составов и ракетных топлив военного и промышленного назначения;- методы расчетов взрывных процессов в различных средах и условиях и их воздействия на различные объекты;- порядок, правила безопасности и правовую базу проведения взрывотехнических экспертиз;уметь:- ориентироваться в многообразной номенклатуре боеприпасов, взрывателей и взрывных устройств различного назначения, в том числе самодельных;- рассчитывать основные параметры взрыва в различных средах и условиях, определять критические нагрузки на конструкции и материалы и анализировать последствия террористических актов и техногенных катастроф с использованием взрывных устройств или взрывных явлений;- планировать и проводить взрыво-технические экспертизы по выявлению причин и анализу последствий террористических актов и техногенных катастроф;владеть:- базой данных по номенклатуре боеприпасов, взрывателей и взрывных устройств различного назначения, в том числе самодельных;- методиками расчета основных параметров взрыва в различных средах и условиях и его воздействия на различные объекты;- основами взрывного дела, правилами безопасности и методами проведения взрывотехнических экспертиз. | Основы взрывотехнической экспертизы, базы данных боеприпасов, взрывателей и взрывных устройств,Особенности конструкций и действие взрывных устройств,Методы идентификации взрывных устройств и анализа последствий взрывов | ПК-42 - 46ПСК-8.1ПСК-8.2ПСК-8.3ПСК-8.4ПСК-8.5 | ||
Специализация N 9 "Патроны и гильзы"С целью получения специализации "Патроны и гильзы"при изучении базовой части цикла обучающийся должензнать:- особенности устройства и действия патронов и гильз:- особенности внутреннего и внешнего баллистического функционирования патронов и гильз различного назначения;- методы проектирования, расчета основных параметров конструкции, функционирования и эффективности патронов и гильз различного назначения;- методы расчета и производства специализированного инструмента, применяемого в производстве патронов и гильз;- методы проектирования, выбора специализированного технологического оборудования производства патронов и гильз;- методы проектирования комплексно-автоматизированного производства патронов и гильз;- особенности разработки снаряжения и работы с взрывчатами и пиротехническими веществами, применяемыми в соответствующих патронах и гильзах;- методы испытания и измерения параметров при испытании соответствующих патронов и гильз;уметь:- ориентироваться в многообразной номенклатуре патронов и гильз, их классификации, принципах и видах действия;- проектировать и рассчитывать основные параметры конструкции и действие соответствующих патронов и гильз различного назначения, оценивать эффективность их действия по различным целям;- проектировать специализированный инструмент и технологическую оснастку при разработке технологии производства патронов и гильз;- планировать и проводить испытания соответствующих патронов и гильз различного назначения на разных этапах проектирования и производства;владеть:- методами расчета параметров конструкции и функционирования, оптимизации параметров конструкции и оценки эффективности ее действия по различным целям;- современными технологиями производства патронов и гильз и отдельных их деталей и узлов, методами их снаряжения и утилизации;- методами экспериментальных исследований опытных образцов и полигонных испытаний патронов и гильз различного назначения;- методами расчета и выбора параметров средств механизации и автоматизации, специализированного оборудования при комплексно-автоматизированном производстве патронов и гильз. | Проектирование патронов и гильз,Технология производства, снаряжения и утилизации патронов и гильз,Технологическое оборудование производства патронов и гильз,Комплексно-автоматизированное производство патронов и гильз | ПК-12ПК-14ПК-15ПК-16ПК-21ПК-25ПК-27ПК-28ПК-38ПСК-9.1ПСК-9.2ПСК-9.3ПСК-9.4ПСК-9.5ПСК-9.6ПСК-9.7 | ||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии со специализацией) | 42-46 | |||
С.4 | Физическая культура | 2 | ОК-11 | |
С.5 | Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа(практические умения и навыки определяются ООП вуза) | 20-30 | ОК-6ПК-4 - 6ПК-11ПК-18ПК-22 | |
С.6 | Государственная (итоговая) аттестация | 15-25 | ОК-1ОК-6ОК-8ОК-10ОК-12ПК-1 - 11ПК-35ПК-36 | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 330 |
* Трудоемкость циклов C.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
Для вузов федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, нормативный срок освоения ООП может быть уменьшен за счет сокращения продолжительности каникулярного времени обучающихся в учебном году до 45 суток, переноса части аудиторных занятий по физической культуре на часы проведения утренней зарядки и часы спортивно-массовой работы, сокращения времени, выделяемого на проведение практик путем выполнения аналогичных задач в ходе полетов, вождения боевых машин, учений, несения учебно-боевого и других дежурств, внутренней, гарнизонной, караульной и других служб и практик при условии сохранения общей трудоемкости ООП, определенной данным стандартом.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Специализация ООП подготовки специалиста определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной ООП ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
В соответствии со спецификой ООП по направлению подготовки (специальности) 170100 Боеприпасы и взрыватели необходимо наличие лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам С.1, С.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и необязательных для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.