Заслушав и обсудив доклад "Об итогах социально-экономического развития Челябинской области в 2001 году и задачах на 2002 год", Правительство области отмечает, что на функционирование экономики области в 2001 году повлияли следующие основные факторы:
исчерпание позитивных последствий девальвации рубля привело к замедлению темпов роста по сравнению с благоприятным 2000 годом;
опережающий рост цен на сырьевые и топливно-энергетические ресурсы;
снижение мировых цен на продукцию экспортно-ориентированных отраслей экономики области и антидемпинговые меры иностранных государств против российских металлургических компаний;
политика Центробанка РФ, направленная на укрепление рубля, существенно снизившая доходность экспортных операций;
изменения в налоговом законодательстве, обусловившие смещение пропорций в доходах от субъектов Российской Федерации в сторону федерального центра.
Для нейтрализации неблагоприятных факторов и сохранения экономического роста Правительством Челябинской области в 2001 году предпринимались следующие меры:
1. Работа с предприятиями:
разработанные в начале 2001 года мероприятия по восстановлению платежеспособности, выводу из кризиса и финансовому оздоровлению убыточных предприятий области дали положительные результаты (например, ГП "Сигнал", ОАО "Уралавтоприцеп", ЗАО "Уралцемент" и др.);
проведены мероприятия по выводу из процедуры банкротства крупнейших предприятий машиностроительного комплекса Челябинской области: ОАО "Уральский автомобильный завода" и ОАО "Челябинский тракторный завод". Вновь созданные предприятия успешно развиваются, наращивают объемы производства;
погашена задолженность федерального центра многим предприятиям оборонно-промышленного комплекса по оборонному заказу. Например, Златоустовскому машзаводу была погашена задолженность в размере почти 600 млн. рублей;
во многом благодаря проводимой политике господдержки, оказываемой Правительством области предприятиям, инвестирующим собственные средства в развитие производства, инвестиции в основной капитал достигли в 2001 году 29,6 млрд. рублей, или 1 млрд. долларов, что превышает уровень 2000 года на 4,6%;
оказана государственная поддержка 10 промышленным предприятиям в форме предоставления компенсации части процентной ставки за пользование кредитами коммерческих банков, полученными ими на финансирование инвестиционных проектов;
реализация территориального заказа в 2001 году позволила региональным производителям обеспечить внутриобластные поставки металлопродукции в объеме 1,3 млн. тонн, цемента - 599 тыс. тонн, графита - 1,5 тыс. тонн;
проведена реструктуризация просроченной задолженности предприятий по налогам и сборам перед бюджетной системой. Сумма реструктурированной задолженности юридических лиц в бюджет по предварительным данным составляет 11,6 млрд. рублей.
2. Работа с территориями:
с целью увеличения собственной доходной базы 36 муниципальными образованиями области были разработаны программы социально-экономического развития до 2005 года;
в целях обеспечения устойчивых темпов социально-экономического развития Челябинской области, создания реальных стимулов в управленческой деятельности глав муниципальных образований был организован областной конкурс-соревнование социально-экономического развития муниципальных образований.
3. Развитие межрегионального сотрудничества:
Правительством Челябинской области заключены и пролонгированы Соглашения о сотрудничестве с 38 субъектами Российской Федерации, еще восемь Соглашений находятся в стадии подписания. В результате в рамках межрегиональной кооперации поставки металлопроката возросли на 30%.
4. В результате реализации "Программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Челябинской области на 2001-2002 годы" Челябинская область является единственным регионом в Уральском федеральном округе, в котором наблюдается рост количества малых предприятий (107%), в то время как по России в целом наблюдается снижение данного показателя.
5. Правительством области был реализован комплекс мер по поддержке сельского хозяйства. Выделены бюджетные кредиты в сумме 545 млн. рублей для проведения весенне-полевых работ, на заготовку кормов и закуп скота.
Предпринимались и другие меры стабилизирующего воздействия на экономику области.
В результате проводимой Правительством области активной экономической и промышленной политики в 2001 году в экономике области отмечен экономический рост:
валовой региональный продукт достиг 171,5 млрд.руб. и увеличился на 6,7% по сравнению с предыдущим годом;
объем промышленного производства составил 104% к уровню 2000 года. Наиболее успешно в 2001 году развивались такие значимые для экономики области отрасли, как машиностроение и металлообработка (116,6%) и цветная металлургия (107,6%);
экспорт составил 1742,6 млн.долл. (94,3% к предыдущему году);
импорт - 694,4 млн.долл. (118,7%). Сохранилось высокое положительное сальдо торгового баланса - 1 млрд.долл;
объем валовой продукции сельского хозяйства составил 17,1 млрд.руб. с приростом 14,6% к уровню 2000 года;
средняя заработная плата выросла на 43,3%, реальная заработная плата - на 11,8%. Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 0,8%;
оборот розничной торговли вырос на 8,9% к соответствующему. периоду 2000 года.
Поступление налогов и сборов (без учета ЗАТО) в 2001 году составило:
в бюджетную систему всех уровней - 28,5 млрд. руб., или 114% к 2000 г.;
в консолидированный бюджет области - 14,8 млрд. руб. или 98%, так как за счет перераспределения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль в федеральный бюджет было перечислено почти на 4 млрд. руб. больше по сравнению с 2000 годом.
На развитие экономики области в 2002 году повлияют следующие факторы:
рост издержек предприятий, обусловленный продолжающимся увеличением тарифов и цен на услуги естественных монополий;
намеченная Правительством России реструктуризация естественных монополий (РАО ЕЭС, МПС) может очень серьезно изменить существующую систему взаимоотношений предприятий и бюджетной сферы с этими монополиями;
повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в 1,89 раза требует усиления совместной работы Правительства области, органов местного самоуправления по наполняемости бюджета, а также серьезной работы с федеральными органами власти;
в результате проводимого Правительством России курса на укрепление рубля, снижающего доходность экспортных операций, экспорт становится менее привлекательным и стимулируется увеличение импорта товаров, конкурирующих, с товарами, производимыми предприятиями области;
снижение налоговой нагрузки на предприятия, в частности по снижению налога на прибыль с 35 до 24%. В связи с намечаемым снижением ставки налога на прибыль для избежания бюджетных потерь предусмотрена отмена налоговых льгот, которая устанавливает равные условия для всех предприятий и служит инструментом легализации прибыли;
рост амортизационных отчислений, связанный с изменением с 1 января 2002г. налогового законодательства в части введения нелинейного метода начисления амортизации ("ускоренная амортизация"), что позволит расширить возможности для инвестиций;
предполагаемое вступление России во Всемирную торговую организацию наряду с преимуществами для экспортно-ориентированных предприятий поставит ряд проблем перед сельским хозяйством и отраслями промышленности, ориентированными на внутренний рынок, из-за их низкой конкурентоспособности.
В целях сохранения положительной динамики развития экономики области, обеспечения роста объемов производства, нейтрализации негативных тенденций в экономике и повышения на этой основе уровня жизни населения, Правительство Челябинской области постановляет:
1. Итоги социально-экономического развития Челябинской области в 2001 году признать удовлетворительными.
2. Утвердить отчет о выполнении Плана первоочередных мероприятий Правительства Челябинской области на 2001 год.
3. Утвердить План мероприятий Правительства Челябинской области на 2002 год (прилагается).
4. Органам исполнительной власти области приступить к реализации Плана мероприятий Правительства Челябинской области на 2002 год и представлять ежеквартально до 25-го числа следующего за отчетным периодом месяца в управление организационной и контрольной работы (Соловьева В.Г.) информацию о ходе его выполнения.
5. Главам муниципальных образований: