Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 ноября 2009 г. N 513 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060205 Стоматология профилактическа стр. 2

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь при неотложных состояниях.
ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ОК 15. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Гигиенист стоматологический должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):
5.2.1. Диагностика и профилактика стоматологических заболеваний.
ПК 1.1. Регистрировать данные эпидемиологического стоматологического обследования населения.
ПК 1.2. Осуществлять сбор данных о состоянии здоровья населения пациента и проводить осмотр полости рта.
ПК 1.3. Выявлять факторы риска возникновения стоматологических заболеваний.
ПК 1.4. Проводить профилактику стоматологических заболеваний.
ПК 1.5. Вести медицинскую документацию.
ПК 1.6. Соблюдать установленные требования к хранению и использованию средств гигиены и профилактики, правилам работы и контролю за состоянием медицинского стоматологического оборудования, инструментария.
ПК 1.7. Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
5.2.2. Проведение индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта.
ПК 2.1. Оценивать состояние тканей пародонта и гигиены полости рта.
ПК 2.2. Обучать пациентов уходу за полостью рта и применению средств гигиены, оценивать эффективность проводимых мероприятий.
ПК 2.3. Осуществлять индивидуальный подбор средств гигиены полости рта в зависимости от возраста и состояния здоровья пациента.
ПК 2.4. Осуществлять профессиональную гигиену полости рта.
5.2.3. Санитарно-гигиеническое просвещение в области профилактики стоматологических заболеваний.
ПК 3.1. Проводить мероприятия по стоматологическому просвещению населения.
ПК 3.2. Консультировать работников школьно-дошкольных, образовательных учреждений и семью по вопросам профилактики основных стоматологических заболеваний.
ПК 3.3. Оценивать эффективность мероприятий по стоматологическому просвещению.
ПК 3.4. Формировать мотивацию к здоровому образу жизни.

VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и/или производственная практика.
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки предусматривает изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО базовой подготовки предусматривает изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.

Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки

Таблица 3
Индекс
Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть циклов ОПОП
2484
1656
ОГСЭ.00Общий гуманитарный и социально-экономический цикл
540
360
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:уметь:ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;знать:основные категории и понятия философии;роль философии в жизни человека и общества;основы философского учения о бытии;сущность процесса познания;основы научной, философской и религиозной картин мира;об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
48
ОГСЭ.01. Основы философииОК 1 - 15
уметь:ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;знать:основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
48
ОГСЭ.02. ИсторияОК 1 - 15
уметь:общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;знать:лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности
132
ОГСЭ.03. Иностранный языкОК 1ОК 4 - 6ОК 8ОК 9ПК 2.3
уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни
264
132
ОГСЭ.04. ФизическаякультураОК 1ОК 2ОК 6ОК 8ПК 3.4
EH.00Математический и общий естественнонаучный цикл
186
124
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:уметь:решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;знать:значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики;основы интегрального и дифференциального исчисленияЕН.01. МатематикаОК 1ОК 3 - 6ОК 8ОК 9ПК 1.1ПК 1.6
уметь:использовать персональный компьютер в профессиональной и повседневной деятельности;знать:методы и средства сбора, обработки, хранения и передачи информации;основные базовые системные программы, пакеты прикладных программ;общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ);о компьютерных сетевых технологиях обработки информации;основы автоматизации рабочих мест медицинского персонала с использованием компьютеров;использование компьютерных технологий в приборах и аппаратуре медицинского назначенияЕН.02. ИнформатикаОК 1ОК 3 - 6ОК 8ОК 9ОК 13ПК 1.3ПК 1.5
уметь:определять организационно-правовые формы организаций;определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;находить и использовать необходимую экономическую информацию;оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;знать:современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;основные принципы построения экономической системы организации;общую организацию производственного и технологического процессов;основные технико-экономические показатели деятельности организации и методики их расчета;методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;механизмы ценообразования на продукцию (услуги);формы оплаты трудаЕН.03. Экономика организацииОК 4ОК 5ПК 1.1 - 1.6ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.4
П.00Профессиональный цикл
1758
1172
ОП.00Общепрофессиональные дисциплины
588
392
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:читать и переводить медицинские термины, названия болезней, лекарственных веществ;оформлять медицинскую документацию с применением латинских терминов;знать:основы грамматики латинского языка и способы образования терминов;стоматологическую терминологию;основные лекарственные группы и основы фармакотерапевтического действия лекарств по группам;лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействияОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологиейОК 1ОК 4 - 6ОК 8ПК 1.5 - 1.6ПК 2.3
уметь:применять знания об анатомическом строении органов и систем, физиологических процессах, происходящих в организме человека, при оказании профилактической и первой медицинской помощи;знать:строение и функцию тканей, органов и систем человека;анатомию и физиологию зубочелюстной системы;особенности анатомического строения головы и шеи;сущность физиологических процессов, происходящих в организме человека;общие принципы регуляции и саморегуляции физиологических функций организма при воздействии внешней средыОП.02. Анатомия и физиология человекаОК 1ОК 4ОК 6ОК 8ОК 11ОК 12ПК 1.2ПК 1.4ПК 1.7ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.4
уметь:оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ожогах, отморожениях;оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях на профилактическом приеме;проводить сердечно-легочную реанимацию;знать:основные принципы оказания первой медицинской помощи;алгоритм проведения сердечно-легочной реанимацииОП.03. Первая медицинская помощьОК 1 - 8ОК 10ОК 12ПК 1.7
уметь:организовать работу профилактического кабинета в учреждениях здравоохранения и организованных коллективах;применять стоматологическое оборудование, инструменты и материалы в своей работе в соответствии с правилами их использования;осуществлять основные мероприятия по санитарно-эпидемиологическому и гигиеническому режиму в профилактическом кабинете лечебно-профилактических учреждений;знать:структуру и принципы организации работы терапевтического, хирургического, ортопедического, ортодонтического отделений, кабинетов пародонтологии, профилактики в лечебно-профилактических учреждениях различной формы собственности;санитарно-эпидемиологический и гигиенический режим лечебно-профилактических учреждений здравоохранения;современные стоматологические материалы, их свойства и способы применения;средства гигиены полости рта и профилактики стоматологических заболеваний;виды обезболивания в стоматологии и возможные осложнения при проведении анестезии;основы эргономикиОП.04. Клиническое материаловедениеОК 1 - 13ПК 1.1ПК 1.2ПК 1.5 - 1.7ПК 2.3ПК 2.4
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
68
ОП.05. Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 15ПК 1.1 - 1.7ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.4
ПМ.00Профессиональные модули
1170
780
ПМ.01Диагностика и профилактика стоматологических заболеванийВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:проведения стоматологических осмотров пациентов различных возрастных групп и выявления нуждающихся в стоматологическом лечении;диагностики основных стоматологических заболеваний твердых тканей зубов и тканей пародонта;применения методов и средств профилактики стоматологических заболеваний;ведения медицинской документации;получения, использования и хранения средств гигиены и профилактики;подготовки рабочего места;использования стоматологического оборудования, инструментария и подготовки рабочего места;применять принципы эргономики в профессиональной деятельности;соблюдения санитарно-эпидемиологического и гигиенического режима лечебно-профилактических учреждений;уметь:выявлять факторы риска возникновения стоматологических заболеваний;проводить диагностику стоматологических заболеваний твердых и мягких тканей полости рта, зубочелюстных аномалий у пациентов всех возрастов и в случае необходимости направлять пациента к соответствующим специалистам;планировать, разрабатывать и осуществлять схемы проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения основных стоматологических заболеваний;применять методы и средства повышения резистентности эмали;регистрировать данные стоматологического статуса во время проведения эпидемиологического обследования населения;осуществлять аппликационную анестезию;применять средства защиты пациента и персонала от рентгеновского излучения;знать:порядок и методы стоматологического обследования пациента;этиологию и патогенез основных стоматологических заболеваний;общие принципы диагностики, лечения и профилактики стоматологических заболеваний;организацию стоматологической помощи населению;принципы диспансеризации населения;цели и задачи эпидемиологического стоматологического обследования населения;виды рентгеновских снимковМДК.01.01. Стоматологические заболевания и их профилактикаОК 1 - 11ОК 13ПК 1.1 - 1.6
ПМ.02Проведение индивидуальной и профессиональной гигиены полости ртаВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:оценки гигиенического состояния полости рта пациента с помощью гигиенических индексов;определения состояния тканей пародонта;обучения пациентов различных возрастных групп методикам использования индивидуальных средств и предметов гигиены полости рта;индивидуального подбора средств и предметов гигиены полости рта в зависимости от возраста и состояния полости рта пациента;подбора инструментария, средств и материалов для проведения мероприятий по профессиональной гигиене полости рта;проведения мероприятий по профессиональной гигиене полости рта;МДК.02.01. Гигиена полости ртаОК 1 - 11ОК 13ПК 2.1 - 2.4
уметь:оценивать состояния тканей пародонта;планировать и осуществлять гигиенические мероприятия в зависимости от состояния твердых тканей зубов, тканей пародонта, слизистой оболочки полости рта и возраста пациента;разрабатывать тактику и схемы проведения гигиенических мероприятий по уходу за полостью рта для пациентов, пользующихся съемными/несъемными ортопедическими/ ортодонтическими конструкциями;использовать стоматологические приборы и оборудование в соответствии правилами технической эксплуатации;знать:организацию и специфику гигиенического обучения пациентов в условиях стоматологической поликлиники, организованных детских и взрослых коллективов;цели и задачи индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта;классификацию и механизм образования зубных отложений;средства и предметы индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта
ПМ.03Санитарно-гигиеническое просвещение в области профилактики стоматологических заболеванийВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:проведения стоматологического просвещения среди детей дошкольного и школьного возраста и их родителей;проведения анкетирования и опроса населения;уметь:проводить индивидуальные и групповые беседы о методах сохранения здоровья полости рта среди пациентов лечебно-профилактических учреждений, работников организованных коллективов;составлять планы проведения "уроков здоровья", тексты бесед, памяток, лекций по профилактике стоматологических заболеваний с учетом специфики обучаемого контингента;анализировать результаты анкетирования;планировать мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения;консультировать по вопросам правового взаимодействия граждан с системой здравоохранения в области стоматологии;использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к профессиональной деятельности в пределах своей компетенции;знать:цели, задачи и формы стоматологического просвещения;роль стоматологического просвещения в профилактике стоматологических заболеваний;особенности проведения стоматологического просвещения среди различных возрастных групп населения;критерии оценки эффективности стоматологического просвещения;систему организации оказания профилактической стоматологической медицинской помощи населению;основы современного менеджмента в здравоохранении;законодательные акты по охране здоровья населения и медицинскому страхованию;основы экономики, планирования и финансирования здравоохранения;принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях, организованных коллективом;основные понятия предмета медицинского права, его задачи, источники;основные законодательные документы в области здравоохранения;правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;виды правонарушений, юридическую ответственность медицинских работников лечебно-профилактических учрежденийМДК.03.01. Стоматологическое просвещениеМДК.03.02. Общественное здоровье и здравоохранениеМДК.03.03. Правовое обеспечение профессиональной деятельностиОК 1 - 11ПК 3.1 - 3.4
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением)
1080
720
Всего часов обучения по циклам ОПОП
3564
2376
УП.00Учебная практика
6 нед.
216
ОК 1 - 15ПК 1.2 - 1.7ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.4
ПП.00Производственная практика (по профилю специальности)
ПДП.00Производственная практика (преддипломная)
4 нед.
ПА.00Промежуточная аттестация
3 нед.
ГИА.00Государственная (итоговая) аттестация
4 нед.
ГИА.01Подготовка выпускной квалификационной работы
2 нед.
ГИА.02Защита выпускной квалификационной работы
2 нед.
Таблица 4
Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования составляет 95 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам
66 нед.
Учебная практика
6 нед.
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная)
4 нед.
Промежуточная аттестация
3 нед.
Государственная (итоговая) аттестация
4 нед.
Каникулярное время
12 нед.
Итого
95 нед.

VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы

7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.