Система мониторинга позволит оценить динамику потребления табака для внесения соответствующих корректировок в Концепцию и план по ее реализации.
Формирование современной системы мониторинга предусматривает:
проведение научных медико-профилактических и социально-экономических исследований, направленных на изучение причин и последствий потребления табака, а также воздействия табачного дыма;
установление показателей и индикаторов, включающих данные о распространенности и уровне потребления всех форм табака различными группами населения, внедряемых мерах, маркетинговых действиях по продвижению товара и лоббированию со стороны табачных компаний, а также об иных социально-экономических показателях и показателях здоровья;
организация деятельности по сбору и анализу данных о потреблении табака;
обязательное отражение в медицинской документации записей об отношении пациента к потреблению табака и соответствующих данных в формах статистического учета и отчетности.
VII. Механизмы реализации Концепции
Для достижения цели Концепции формируется система управления ее реализацией, которая предполагает:
формирование плана мероприятий по реализации Концепции и эффективной организационной модели по его выполнению;
концентрацию имеющихся ресурсов на достижении значений целевых ориентиров в отношении потребления табака;
создание механизма мониторинга, оценки и минимизации рисков реализации Концепции.
Ответственным за координацию деятельности по реализации Концепции является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Реализация Концепции осуществляется органами государственной власти в соответствии с их полномочиями в установленной сфере деятельности. При реализации Концепции соответствующие органы государственной власти представляют в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации промежуточную отчетность о фактически достигнутых значениях целевых ориентиров в отношении потребления табака в Российской Федерации, проблемах и рисках, а также о предпринимаемых мерах по их преодолению.
Для осуществления эффективного управления и контроля выполнения плана мероприятий по реализации Концепции на федеральном уровне в каждом заинтересованном федеральном органе исполнительной власти должны определяться ответственные должностные лица и соответствующие подразделения.
На региональном уровне управление, координация и контроль за ходом выполнения мероприятий по реализации Концепции осуществляются органами управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации, при которых создаются региональные координационные советы по борьбе против потребления табака в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
VIII. Объем и источники финансирования мероприятий по реализации Концепции
Финансирование мероприятий по реализации Концепции, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, а также за счет средств, предусмотренных на содержание соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Финансирование мероприятий по реализации Концепции, проводимых в субъектах Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
План мероприятий по реализации Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 1563-р)
Мероприятия | Вид документа | Ответственные исполнители | Срок выполнения |
I. Подготовка предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака | |||
1. Внесение изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака | федеральный закон | Минздравсоцразвития России,Минобрнауки России,Минфин России,Минпромторг России,ФАС России,МВД России,ФТС России,Минсельхоз России | I квартал 2011 г. |
2. Утверждение плана подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака" | распоряжение Правительства Российской Федерации | Минздравсоцразвития России,Минобрнауки России,Минфин России,Минпромторг России,ФАС России,МВД России,ФТС России,Минсельхоз России | III квартал 2011 г. |
II. Реализация комплекса мер, направленных на снижение потребления табака | |||
3. Поэтапное равномерное увеличение акцизов на все виды табачных изделий до среднего уровня налогообложения данных изделий среди стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения | федеральный закон | Минфин России,Минздравсоцразвития России,ФТС России | 2010 - 2015 годы |
4. Поэтапное введение ограничительных мер, защищающих граждан Российской Федерации от воздействия табачного дыма | федеральный закон | Минздравсоцразвития России,МВД России | 2011 - 2015 годы |
5. Введение полного запрета на использование ложной информации и информации, вводящей в заблуждение потребителей табака | федеральный закон | Минздравсоцразвития России,Минпромторг России,Минсельхоз России,Роспотребнадзор | 2011 год |
6. Установление принципов и методов проведения испытаний табачных изделий, измерения их состава и выделяемых ими веществ в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения | федеральный закон | Минздравсоцразвития России,Минсельхоз России,Роспотребнадзор,Ростехрегулирование,ФТС России | 2011 год |
7. Разработка нормативов и методов контроля содержания токсических составляющих табачных изделий | федеральный закон | Минздравсоцразвития России,Роспотребнадзор,Минсельхоз России | 2011 год |
8. Установление требований к отчету производителей и импортеров табачных изделий, предусматривающему информацию:о составе табачных изделий (веществ, содержащихся в табаке и добавляемыхк табаку, а также содержащихся в нетабачных материалах);об объеме и составе веществ, выделяемых табачными изделиями в процессе их потребления;о содержании используемого сырья, остаточных пестицидов;о загрязнителях, вкусовых добавках и других веществах, используемых в производстве табачных изделий | федеральный закон | Минздравсоцразвития России,Минсельхоз России | 2011 год |
9. Повышение эффективности обязательных предупреждений о вреде для здоровья, описывающих пагубные последствия потребления табака, на каждой пачке и упаковке табачных изделий, в том числе за счет использования графических изображений | федеральный закон | Минздравсоцразвития России,Минсельхоз России | 2011 - 2012 годы |
10. Формирование неприемлемого отношения к потреблению табака у граждан Российской Федерации, разработка, осуществление и развитие информационных и обучающих кампаний о вредном воздействии табака | постановление Правительства Российской Федерации | Минздравсоцразвития России,Минобрнауки России,Минспорттуризм России,Минкультуры России | 2011 - 2015 годы |
11. Введение полного запрета рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий | федеральный закон | Минздравсоцразвития России,ФАС России | 2011 год |
12. Организация медицинской помощи, направленной на отказ от потребления табака, и лечения табачной зависимости | постановление Правительства Российской Федерации | Минздравсоцразвития России | 2010 - 2015 годы |
13. Определение и введение мер по ограничению ввоза, производства, транспортировки, хранения, оптовой и розничной торговли табачными изделиями | федеральный закон | Минэкономразвития России,Минздравсоцразвития России,ФТС России,ФАС России | 2011 - 2012 годы |
14. Введение дополнительных мер для снижения доступности табачных изделий для несовершеннолетних | федеральный закон | Минздравсоцразвития России,Минпромторг России,МВД России | 2011 год |
15. Введение запрета на все виды безналоговых и беспошлинных продаж табачных изделий | решение Комиссии Таможенного союза | ФТС России,Минпромторг России,Минздравсоцразвития России,Минэкономразвития России,Минфин России | 2011 год |
16. Проведение исследований в области медицинских, социальных и экономических последствий потребления табака и разработка мер по снижению ущерба от потребления табака | постановление Правительства Российской Федерации | Минздравсоцразвития России,Минэкономразвития России,Минфин России | 2011 - 2012 годы |
III. Мониторинг, оценка эффективности и механизм реализации Концепции | |||
17. Организация информационно-аналитического обеспечения в отношении потребления табака:сбор, анализ и актуализация данных;подготовка и проведение обследований населения на предмет распространенности употребления табака в соответствии с методикой Всемирной организации здравоохранения | ведомственный нормативный правовой акт | Минздравсоцразвития России,Росстат,Минфин России | 2011 - 2013 годы |
18. Установление показателей и индикаторов, включающих данные о распространенности и уровне потребления всех форм табака различными группами населения, о внедряемых мерах, маркетинговых действиях по продвижению товара и лоббированию со стороны табачных компаний, а также иных социально-экономических показателей и показателей здоровья | доклад в Секретариат Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака | Минздравсоцразвития России,Минпромторг России,Росстат,Минсельхоз России,ФАС России | 2010 год |
19. Организация и обеспечение деятельности координационного совета по борьбе против табака при Минздравсоцразвития России | ведомственный нормативный правовой акт | Минздравсоцразвития России | 2010 - 2015 годы |
20. Обеспечение мониторинга и современного уровня контроля (надзора) за соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации в отношении потребления табака | федеральный закон | Минздравсоцразвития России,Роспотребнадзор,ФТС России | 2010 - 2015 годы |