СП 313.1325800.2017 Дороги автомобильные в районах вечной мерзлоты Правила проектирования и строительства стр. 3

В настоящем своде правил приняты следующие сокращения:
  • ВГММГ Верхний горизонт многолетнемерзлых грунтов;
  • ИТМ – искусственный теплоизоляционный материал на основе вспененного полистирола;
  • ДКЗ – дорожно-климатическая зона;
  • ММГ – многолетнемерзлые грунты.

5 Общие положения

5.1 При разработке проектов автомобильных дорог следует осуществлять инженерно-геокриологический прогноз на основе учета изменения водно-теплового режима и снегопереноса, а также опыта строительства и эксплуатации автомобильных дорог в районах ММГ, в котором должна быть дана оценка возможного проявления криогенных процессов, их масштабов и интенсивности на отдельных участках проектируемых автомобильных дорог и должны быть определены области оттаивания (промерзания) и величины деформаций осадки (пучения) в поперечном профиле дорожных конструкций.
Принятые в проекте конструктивные и технологические решения должны быть обоснованы теплофизическими и прочностными расчетами, выполненными в соответствии с CП 47.13330, СП 25.13330, СП 34.13330, а также требованиями, приведенными в [12–15], [21].
5.2 При проектировании автомобильных дорог с капитальными типами покрытий, особенно на сложных и особо сложных в инженерно-геологическом отношении участках местности, необходимо предварительно выполнить исследования температурного и влажностного режима, осуществить наблюдения за развитием деформаций дорожных конструкций на специально организуемых постах и опытных участках.
5.3 Основными мерами, обеспечивающими устойчивость дорожных конструкций, являются:
    • проектирование земляного полотна в насыпях;
    • возведение земляного полотна из скальных, крупнообломочных и песчаных грунтов, а при их дефиците – из глинистых;
применение естественных и искусственных теплоизоляционных материалов (ИТМ) в основании земляного полотна, теле насыпей и дорожной одежде;
применение нетканых синтетических (геотекстильных), а также других геоматериалов в основании и теле земляного полотна, в основании дорожной одежды;
замена переувлажненных грунтов сезонно оттаивающего слоя и льдонасыщенных подстилающих ММГ соответственно крупнообломочными и песчаными;
в ряде случаев для обеспечения устойчивости дорожных и мостовых конструкций необходимо применять также методы глубинного охлаждения вечномерзлых грунтов при помощи термоопор и сезоннодействующего охлаждающего устройства (СОУ).
5.4 Для участков с особо сложными мерзлотно-грунтовыми условиями (наличие термокарста, крупных включений подземного льда, бугров пучения, солифлюкции, наледей, подтопляемых речных пойм и термокарстовых озер) выбранный вариант трассы должен быть обоснован технико-экономическим расчетом.
5.5 Трассирование дороги следует предусматривать по наиболее сухим участкам, на крупнообломочных скальных, песчаных и гравелистых грунтах без ледяных прослоек и линз, по возможности, ближе к месторождениям грунтов и дорожно-строительных материалов, пригодных для сооружения земляного полотна.
5.6 Во всех случаях целесообразно:
обходить пониженные места (ложбины, котловины) или пересекать их по кратчайшему направлению;
  • проходить через лесные массивы;
обходить глубокие балки и овраги, а также жилые и производственные постройки с подветренной стороны.
Если это затруднено, трассу, по возможности, располагают с учетом направления господствующих ветров или располагают под углом к ним менее 20°.
5.7 В горной и пересеченной местности (при выборе вариантов) предпочтение отдают водораздельным и долинным ходам по надпойменным террасам и пологим наветренным склонам в пределах средней или верхней трети косогора.

6. Дорожно-климатическое районирование

6.1 В I ДКЗ в соответствии с СП 34.13330 выделяются три дорожно-климатические подзоны по следующим общим признакам, которые оказывают решающее влияние на устойчивость дорожных конструкций в данной зоне:
  • вид грунта сезоннооттаивающего слоя и его влажность;
  • характер распространения ММГ и их температура;
  • мощность слоя сезонного оттаивания;
  • среднегодовые температуры воздуха;
  • рельеф местности;
  • гидрология;
  • величина снегопереноса.
6.2 Совокупность признаков, перечисленных в 6.1, обусловлена сочетанием климатических, грунтово-гидрогеологических и мерзлотных особенностей и присуща в определенной степени природным ландшафтам и рельефу земной поверхности. Поэтому для выделения границ подзон за основу взяты границы зональных типов ландшафтов.
6.3 Карта дорожно-климатического районирования с учетом нового районирования в районах ММГ и характеристика и границы зон подзон приведены в СП 288.1325800.

7 Изыскания автомобильных дорог

7.1 Общие требования

Инженерные изыскания на трассе автомобильных дорог выполняют в соответствии с СП 25.13330, СП 34.13330, CП 47.13330. Требования к инженерным изысканиям на трассе автомобильных дорог приведены также в [14], [21].

8 Проектирование автомобильных дорог

8.1 Общие требования

8.1.1 Категории автомобильных дорог, а также план и продольный профиль дороги, основные параметры поперечного профиля проезжей части и земляного полотна, пересечения и примыкания, элементы обустройства дороги, дорожной и автотранспортной служб должны соответствовать ГОСТ Р 52398, ГОСТ Р 52748 и нормам для дорог:
    • общего пользования по СП 34.13330;
    • внутрихозяйственных по СП 99.13330;
    • промышленных по СП 37.13330.
    • лесных дорог СП 288.1325800.
8.1.2 Земляное полотно, дорожную одежду, водоотводные и искусственные сооружения, в том числе противоналедные, следует проектировать с учетом теплового и механического взаимодействия их с грунтами естественных оснований, исходя из конструктивных особенностей, назначения и категории автомобильной дороги, а также инженерно-геологических и мерзлотно-грунтовых условий района ее строительства.
8.1.3 Продольный профиль дороги должны разрабатывать с учетом возможных изменений водно-теплового режима грунтов сезоннооттаивающего слоя и подстилающих ММГ, режима и высоты снежных отложений, а также ледотермического режима водотоков, которые произойдут в результате освоения территории застройки, эксплуатации возведенных на ней и соседних участках сооружений и зданий, устройства водоотводных канав, подземных и наземных коммуникаций и т. д.
8.1.4 С целью повышения устойчивости дорожной одежды против пучения необходимо использовать термоизолирующие прослойки.
8.1.5 В рабочем проекте должны быть приведены мерзлотно-грунтовые разрезы с основными данными о характеристике и температуре грунтов до строительства и прогноз их изменения на период эксплуатации.
8.1.6 Технические средства организации дорожного движения должны быть выполнены в соответствии с ГОСТ Р 52289.