Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2009 г. N 2094-р стр. 7

Внедрение современных технологий профилактики, диагностики, лечения заболеваний и реабилитации больных потребует укрепления и развития материально-технической базы образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Перспективным для региона является развитие биотехнологий с использованием природного сырья, особенно с учетом традиций этого направления в соседних странах. С целью проведения научных исследований с применением современных биотехнологий необходимо предусмотреть проведение комплекса мероприятий по модернизации материально-технической базы научных организаций и учреждений высшего профессионального образования.
Кроме того, на Дальнем Востоке развиты некоторые виды народной медицины, связанные с имеющимися природными богатствами (на основе жень-шеня в Приморском крае и оленеводства - в северных районах Дальнего Востока, центр восточной медицины в г. Улан-Удэ). Развитие методов народной медицины должно органично сочетаться с развитием системы здравоохранения, историческими аспектами и спецификой конкретных территорий.
Расширение научных исследований по изучению влияния природных факторов Дальнего Востока и Байкальского региона на организм человека, по разработке лекарственных средств на основе местного сырья растительного и животного происхождения будет способствовать использованию достигнутых результатов в области здравоохранения.
В настоящее время спрос населения Дальнего Востока и Байкальского региона на качественные услуги во всех областях культуры и искусства не удовлетворяется учреждениями культуры. Мониторинг кадровой ситуации в отрасли показывает, что уровень обеспеченности профессиональными кадрами низок и составляет от 60 процентов до 70 процентов, при этом доля специалистов, имеющих высшее образование по специальностям культуры, колеблется от 15 до 20 процентов. В нынешнем состоянии учреждения культуры не в состоянии поддержать возникающие в обществе тенденции к культурному возрождению.
В ближайшие годы разнообразие этнического и конфессионального состава населения Дальнего Востока и Байкальского региона будет нарастать в связи с миграционными процессами. В этих условиях особое значение приобретает поддержка национальной идентичности, главным образом коренных малочисленных народов Севера. Возрастет важность поддержания и развития традиционной культуры как основы для формирования национального самосознания, укрепляющей духовную связь поколений и эпох.
В результате, с одной стороны, важно обеспечить поддержку носителей и хранителей народных традиций, а также популяризацию и продвижение народного творчества, с другой стороны, необходимо воспитание членов этнокультурных сообществ в духе взаимопонимания и ненасилия.
Целью развития сферы культуры на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе является развитие и реализация культурного и духовного потенциала общества в целом и каждой личности в отдельности.
Для достижения указанной цели необходимо создать условия для равной доступности культурных благ и услуг, а также образования в сфере культуры и искусства для населения Дальнего Востока и Байкальского региона, сформировать систему нравственных ценностей, включающую основополагающие принципы взаимоотношений - духовность, патриотизм и толерантность.
Решение этих задач потребует принятия комплексных мер, направленных на сохранение традиционной народной культуры Дальнего Востока и Байкальского региона как базового элемента государственной политики по сохранению культурного наследия России, создание условий для патриотического воспитания граждан, сохранение и развитие кадрового потенциала учреждений культуры и искусства.
В рамках развития культуры на территории Дальнего Востока и Байкальского региона предполагается реализация таких федеральных проектов, как создание федерального государственного музея "Морская крепость "Владивосток" с центром формирования государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации и обеспечения сохранности музейных предметов и коллекций по Дальневосточному федеральному округу в структуре музея, Арктического государственного института культуры и искусств (г. Якутск), а также содействие в строительстве нового здания Приморской государственной публичной библиотеки им. А.М. Горького в г. Владивостоке с целью создания современной системы книгохранения и обслуживания читателей, обеспечение деятельности филиала Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, театра оперы и балета во Владивостоке, театра "Олонхо" в г. Якутске.
Предполагаются строительство и реконструкция зданий, модернизация материально-технической базы учреждений культуры регионов Дальнего Востока и Байкальского региона, приведение ее в соответствие с современными требованиями, а также с мировыми стандартами, увеличение объемов реставрации объектов культурного наследия, комплектование фондов библиотек на различных носителях, включая электронные, обеспечение сохранности музейных, архивных и библиотечных фондов, увеличение количества универсальных передвижных систем (автоклубов, библиобусов, киноустановок), строительство многофункциональных культурных комплексов, в том числе передвижных.
Путем подключения к сети Интернет будет осуществляться поэтапное обеспечение доступа региональных и муниципальных библиотек к электронному ресурсу крупнейших библиотек страны (включая Президентскую библиотеку имени Б.Н. Ельцина) и мира.
Получат широкое распространение сети кабельного телевидения, спутникового телевещания, в том числе интерактивного, и другие современные формы инновационной культурной деятельности и новейших перспективных достижений научно-технического прогресса.
Государственная политика в сфере работы с молодежью будет ориентирована на развитие программ социального просвещения по всем вопросам жизни молодежи в обществе (здоровье, спорт, образование, жилье, досуг, труд, карьера, общественная жизнь, семья, международные отношения, жизнь молодежи в других странах и др.), расширение сети учреждений по работе с молодежью, оказание информационно-консалтинговой помощи молодежи, разработку специальных проектов, уравнивающих возможности молодежи, проживающей в сельских и удаленных районах, развитие эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, включая деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, развитие молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи, реализацию программ поддержки молодежного предпринимательства, в том числе в инновационных секторах экономики.
Государственная политика в сфере физической культуры и спорта будет ориентирована на повышение интереса жителей Дальнего Востока и Байкальского региона к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганду спорта как основы здорового образа жизни.
В 2008 году на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе доля регулярно занимающихся спортом составила 14,7 процента численности населения, что ниже общероссийского показателя на 1,2 процентного пункта. По субъектам Российской Федерации этот показатель различается более чем вдвое: от 9,8 процента в Камчатской области до 19,2 процента на острове Сахалин и 20,2 процента в Чукотском автономном округе. Для увеличения вовлеченности населения в регулярные занятия спортом будут развиваться социальные программы по обеспечению льготных и бесплатных занятий спортом для малообеспеченных категорий граждан, активно использоваться интегрированные маркетинговые коммуникации по продвижению ценностей физической культуры, широкому освещению спортивных мероприятий, развитию активного досуга и отдыха населения. Увеличение числа спортивных мероприятий для населения, предусматривающих многоэтапную систему отбора (двор - микрорайон - город - область - округ - Российская Федерация - международный уровень).
Для повышения комфортности среды обитания будут использоваться меры государственного регулирования и поддержки комплексной застройки населенных пунктов с созданием рекреационных и спортивных зон площадью 1,5 - 5 га в жилых микрорайонах и пригородах областных и районных центров. В спортивных зонах планируется размещать:
многофункциональные спортивные комплексы для организации соревнований по водным, зимним и игровым видам спорта, а также для массовых занятий физической культурой;
комплексы плоскостных спортивных площадок для занятий спортом молодежи, семей, пенсионеров, инвалидов;
загородные комплексы (парки) активного досуга, с местами проживания и рекреации населения на коммерческой основе.
Кроме того, будут внедряться повышенные требования к нормам обеспеченности образовательных учреждений всех типов спортивной инфраструктурой. Сертифицированное образовательное учреждение будет иметь спортивный зал и открытую спортивную площадку (стадион). Для обеспечения соревновательного процесса будут развиваться сети межшкольных спорткомплексов и университетских спортгородков, специализированных на наиболее популярных среди учащихся видах спорта.
С целью создания условий для массовых занятий спортом в пределах шаговой доступности от мест проживания, работы и учебы населения будут поддерживаться инициативы жителей, органов местного самоуправления и общественных организаций по развитию придомовой спортивной инфраструктуры (создание дворовых спортплощадок, перепрофилирование неиспользуемых нежилых помещений в спортивные объекты).
Государственная политика в сферах культуры, физической культуры и спорта, на проведение которой региональными и местными властями на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе будут направляться федеральные ресурсы, предусматривает повышение к 2025 году не менее чем вдвое обеспеченности населения объектами культурной и спортивной инфраструктуры.
В целях реализации государственной политики по вопросам социальной поддержки населения Дальнего Востока и Байкальского региона будут обеспечены государственные гарантии социально уязвимым категориям граждан, получит развитие рынок социальных услуг, будет реализован ряд мероприятий, направленных на создание региональной материально-организационной базы системы социальной защиты, отвечающей современным стандартам качества жизни. Задачей социальной защиты на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе является формирование условий повышенной комфортности и доступности социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, а также семей и детей за счет повышения качества обслуживания и развития всех форм предоставления социальных услуг (нестационарной, полустационарной, стационарной и срочной социальной).
Сеть учреждений социального обслуживания населения должна обеспечивать широкий спектр услуг, предоставляемых на адресной основе. Для этого будут осуществляться мероприятия по укреплению материально-технической базы, оптимизации сети учреждений, повышению эксплуатационной безопасности (включая пожаро- и сейсмоустойчивость) и энергоэффективности зданий.
Развитие и оптимизация сети учреждений социального обслуживания будут осуществляться с широким внедрением новых организационно-правовых форм деятельности - автономных учреждений, а также путем расширения форм взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с бизнесом, в том числе в рамках государственно-частного партнерства и привлечения к предоставлению социальных услуг населению автономных некоммерческих организаций.
В целях повышения доступности и качества государственных услуг в сфере предоставления социальных выплат, мер социальной поддержки населения будут реализовываться мероприятия по автоматизации деятельности центров социальной поддержки населения с использованием новых технологий работы с базами данных, перевод на единую платформу программных комплексов, используемых при назначении социальных выплат.
Повышение качества работы с населением, увеличение числа предоставляемых государственных и муниципальных услуг, в том числе эффективное внедрение системы "одного окна", будут осуществляться в рамках деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг.
Для реализации законных прав граждан пожилого возраста и инвалидов, а также семей с детьми на получение социальных услуг различной направленности будут создаваться комплексные центры социального обслуживания населения, в том числе предлагающие обслуживание на дому, а также центры дневного пребывания. Это будет способствовать решению проблемы одиноких граждан, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе. Предусматривается разработка и реализация системы мер, позволяющих расширить возможности для инвалидов, пожилых и малоимущих граждан получать санаторно-курортное лечение на территории края или в соседних регионах.
Планируется создать инфраструктуру реабилитационных центров, обеспечивающих комплексную реабилитацию инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе, укрепить материально-техническую базу учреждений медико-социальной экспертизы и протезно-ортопедических предприятий.
Активизируются усилия сотрудников социальной защиты и общественности по выявлению людей и семей, находящихся в неблагоприятной жизненной ситуации, будет расширен спектр деятельности комплексных центров социального обслуживания населения по социальной адаптации.
Ключевыми направлениями социальной защиты являются укрепление института семьи как основы стабильности общества, создание системы комплексной поддержки семьи (обеспечение жильем, работой, медицинским и социальным обслуживанием) и специализированных учреждений социальной помощи семье и детям.
В полном объеме будут осуществляться мероприятия по профилактике безнадзорности, социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних с различными формами и степенью дезадаптации, повысится качество работы с опекунскими, многодетными семьями, семьями с детьми-инвалидами, с категорией граждан, нуждающихся в социальной защите и поддержке. Для психически больных и детей-инвалидов с умственной отсталостью будут улучшены условия проживания в домах-интернатах.
Для социальной реабилитации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, снижения рисков правонарушений и совершения противоправных действий будут проводиться реконструкция и капитальный ремонт зданий центров социальной реабилитации, мест временного пребывания (проживания).
Для населения Дальнего Востока и Байкальского региона будет обеспечено снижение стоимости услуг авиационного и железнодорожного транспорта за счет субсидирования стоимости билетов.
Важнейшим направлением социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона является содействие обеспечению граждан комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами, стимулирование преобразования среды проживания населения.
Для решения этой задачи федеральная поддержка расходных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов должна применяться с повышающими коэффициентами при определении объема софинансирования из федерального бюджета, но при условии проведения регионами и муниципалитетами единой политики в социальной сфере и градостроительстве на территории Дальнего Востока и Байкальского региона.
Градостроительная политика должна предусматривать при развитии городских агломераций и крупных городов наращивание элементов благоустройства, формирование в пригородных зонах крупных городов районов комплексной малоэтажной жилой застройки повышенной комфортности и рекреационных территорий с развитым сервисом. При формировании комфортной среды проживания необходимо обеспечивать ее доступность для инвалидов.
Для Дальнего Востока и Байкальского региона характерен крайне высокий уровень ветхого и аварийного жилья, а в отдельных регионах - жилья, не отвечающего требованиям сейсмобезопасности. Ключевым направлением решения этой проблемы является масштабное жилищное строительство. Особо сложная ситуация в связи с жилищным фондом отмечается в зоне Байкало-Амурской магистрали.
В целях создания условий для роста объемов нового жилищного строительства и повышения доступности жилья для населения Дальнего Востока и Байкальского региона предусматриваются формирование нормативной правовой базы в сфере градостроительной деятельности, внедрение современных технологий строительства жилья в целях снижения себестоимости строительства, переход к современным энергосберегающим архитектурно-строительным решениям, развитие рыночных механизмов финансирования жилищного строительства, в первую очередь долгосрочного ипотечного кредитования, совершенствование форм и методов государственной поддержки населения в улучшении жилищных условий. Развитие действующих и создание новых городов в зонах опережающего роста будет осуществляться за счет привлечения как бюджетных, так и внебюджетных источников финансирования на основании следующих принципиальных подходов. Инфраструктурные объекты будут финансироваться за счет средств федерального бюджета, объекты социальной инфраструктуры - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, жилищное строительство - с применением механизмов ипотечного кредитования с софинансированием за счет средств частных инвесторов, заинтересованных в закреплении высококвалифицированных кадров.
Одним из дополнительных механизмов закрепления населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе станет создание гражданам Российской Федерации, проживающим или желающим проживать на этой территории, преференций в виде однократного бесплатного предоставления земельных участков в размере до 0,3 га для индивидуального жилищного строительства.
Низким коэффициентом использования мощностей и большими потерями энергоносителей характеризуется жилищно-коммунальное хозяйство северных территорий, в том числе зоны Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги в северных районах превышают средние тарифы по Дальнему Востоку и Байкальскому региону в 2-3 раза. Для эффективной работы жилищно-коммунальной отрасли будут осуществляться модернизация инженерной инфраструктуры, а также перевод предприятий отрасли на энерго- и теплосберегающие технологии.
Основными направлениями развития жилищно-коммунального хозяйства станут повышение качества оказания жилищно-коммунальных услуг, снижение издержек производителей услуг и, как следствие, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг, смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг.
Решение поставленных задач будет выполнено за счет демонополизации жилищно-коммунального хозяйства, совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг, внедрения концессионных соглашений с целью привлечения частного бизнеса в отрасль, введения (расширения) добровольной сертификации в жилищно-коммунальной сфере, проведения мероприятий по модернизации и реконструкции инфраструктурных объектов жилищно-коммунального комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона.
Будут приняты дополнительные меры по стимулированию переселения соотечественников, проживающих за рубежом, в субъекты Российской Федерации, расположенные на территории Дальнего Востока и Байкальского региона.

III. Социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона

Социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия)

Республика Саха (Якутия) расположена в континентальной и арктической частях Дальнего Востока и характеризуется экстремальными природно-климатическими условиями, низкой плотностью транспортно-коммуникационной инфраструктуры и низким социально-экономическим потенциалом. Практически вся территория Якутии находится в зоне вечной мерзлоты. Все это - факторы удорожания инвестиционной и хозяйственной деятельности. На огромной территории (3,1 млн. кв. км - крупнейший регион России) проживает менее 1 млн. человек (0,95 млн. человек). При этом по объему валового регионального продукта среди субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, Якутия уступает только Иркутской области, а по душевым показателям - только Чукотскому автономному округу. Ведущими секторами экономики являются горнодобывающая промышленность (около 40 процентов), торговля, транспорт и связь. Промышленность Якутии относительно диверсифицирована. Лидерами являются добыча алмазов и золота, электроэнергетика, топливная отрасль и пищевая промышленность.
Особенностью пространственной структуры размещения демографического и производственного потенциала является его концентрация в Западном, Южном и Центральном районах Якутии, каждый из которых специализируется фактически на одной или двух отраслях экономики. В Западной Якутии - это алмазодобывающая промышленность, в Южной Якутии - это топливно-энергетический комплекс, в Центральной Якутии - это сервисный бизнес, промышленность строительных материалов и агропромышленный комплекс.