Постановление Правительства Челябинской области от 24 ноября 2008 г. N 389-П "О схеме территориального планирования Челябинской области" стр. 38

"Схемой перспективного развития Южно-Уральской железной дороги в рамках Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года" предлагается:
- формирование международного транспортного коридора "Запад-Восток", используя ответвление через Карталы-Астана-Достык для дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества с Республикой Казахстан и привлечения объемов торговли между западными регионами Китая и европейскими странами;
- строительство дополнительных главных путей на участках Челябинск-Кропачево и Челябинск-Каменск-Уральский, что позволит увеличить пропускную способность железнодорожных линий, в том числе при реализации проекта "Урал промышленный - Урал полярный";
- организация тяжеловесного движения участка Кузбасс - Челябинск - Сызрань - порты Азово-Черноморский бассейн для увеличения перевозок экспортных грузов в направлении портов Северо-Западного и Южного регионов, роста внутренних перевозок, в частности угля для обеспечения потребностей энергетики Урала и Центра;
- развитие скоростного железнодорожного движения на линии Екатеринбург - Полдневая - Челябинск в целях улучшения транспортных связей с северными соседями;
- строительство обходной ветки Троицк - Варна по территории Челябинской области, что позволит обеспечивать перевозки в обход железнодорожных участков, находящихся на территории Казахстана, решит проблему прохождения таможенного досмотра и значительно сократит затраты времени на перевозку.

Воздушный транспорт

Существующее положение

В области находятся два аэропорта, имеющие статус международных, - в Челябинске (Баландино) и Магнитогорске. Ежегодно из них отправляется более 200 тыс. пассажиров, около 1000 тонн грузов. Челябинский аэропорт может принимать все типы лайнеров. Российские авиакомпании из аэропортов Челябинска и Магнитогорска осуществляют чартерные рейсы во многие страны Европы и Азии.
Кроме того, в области находятся два учебных аэродрома: в г. Троицке и п. Шагол.

Проектное предложение

Для развития воздушного транспорта планируется создание условий расширения международного сектора Челябинского аэропорта "Баландино", увеличение количества прямых международных и внутрироссийских рейсов в 4 раза.
Стратегическая цель развития аэропорта - построение системы эффективного взаимодействия всех видов транспорта и хозяйствующих субъектов, выполняющих операции по организации и обслуживанию международных, внутрироссийских и региональных пассажирских и грузовых перевозок.
Основные задачи:
- развитие маршрутной сети всех видов транспорта в регионе, координация их деятельности и обеспечение стыковок смешанных перевозок;
- реконструкция аэровокзального комплекса и внедрение современных технологий по обслуживанию пассажиров;
- реконструкция аэродрома;
- развитие сети авиаперевозок;
- развитие железнодорожного сообщения в регионе с учётом организации транспортно-логистического узла (ХАБа);
- развитие системы автотранспортных перевозок;
- развитие инфраструктуры пассажирских и грузовых перевозок.
При решении этих задач в г. Челябинске сформируется один из крупнейших в России транспортно-логистический узел, улучшится качество транспортных услуг, удовлетворяющих современным требованиям и международным стандартам, а также повысится доступность транспортных услуг для населения и бизнеса.
Также проектом предлагается возможное размещение аэродромов (малая авиация) в Златоустовском городском округе, в г.Аше (Генеральные планы Златоустовского городского округа и г. Аши, 2007-2008 гг).

Трубопроводный транспорт

Через Челябинскую область проходит сеть транзитных нефте- и нефтепродуктопроводов и газопроводов, которая сохраняется и в дальнейшем:
- 2 нитки нефтепровода Туймазы - Омск - Новосибирск (ТОН-1 Д 530 мм;ТОН-2 Д 720 мм);
- нефтепровод Усть - Балык - Курган - Уфа - Альметьевск УБКУА, Ду 1220 мм;
- нефтепровод Нижневартовск - Курган - Самара НКС, Ду 1220 мм;
- нефтепродуктопровод (бензин) Уфа-Омск, Д350 мм;
- нефтепродуктопровод (дизельное топливо) Уфа - Петропавловск, Д500 мм;
- магистральный газопровод Бухара-Урал (1 и 3 нитки), по Д1020 мм;
- магистральный газопровод Комсомольское - Челябинск, Уренгой - Челябинск, Челябинск - Петровск, по Д 1420 мм.
1773 × 2000 пикс.     Открыть в новом окне
"Схема развития водохозяйственного комплекса"
1738 × 2000 пикс.     Открыть в новом окне
"Схема развития энергетического комплекса"

5.4 - 5.6. Развитие инженерной инфраструктуры

5.4. Водоснабжение и водоотведение

При разработке данного раздела использовались следующие материалы: "Схема районной планировки Челябинской области", выполненная институтом ГИПРОГОР в 1994 г, проект региональной программы "Обеспечение населения Челябинской области питьевой водой", НИР "Состояние водохозяйственного комплекса Челябинской области", выполненная ООО НТЦ "ЮжУралНИИВХ" в 2008 г, "Комплексные доклады о состоянии окружающей среды", материалы, предоставленные муниципальными образованиями, ранее разработанная градостроительная документация (генеральные планы населенных пунктов и схемы территориального планирования муниципальных районов), статистическая информация, а также материалы, предоставленные государственными органами.

Водные ресурсы Челябинской области

Поверхностные ресурсы

По территории Челябинской области протекает 3602 реки общей протяженностью 17,925 тыс. км, находится 467 прудов и водохранилищ, 3170 озер общей площадью 2125 км2 (из них 1340 учтенных озер общей площадью водной поверхности свыше 1500 км2), принадлежащих бассейнам Каспийского моря (реки бассейнов Камы и Урала) и Карского моря (бассейна р. Тобол).
Реки. Среднегодовой объем стока по области относительно мал и составляет всего 6,34 км3, а в маловодный год 95-процентной обеспеченности он снижается в 2,5 раза - до 2,56 км3. На бассейн р. Тобол приходится 19%, на бассейн р. Урал - 10%, на бассейн р. Кама - 71% всего стока. Основная часть стока (до 85%) приходится на период весеннего половодья. Pеки в большинстве маловодны. Из пpотекающих по территории области 3602 pек 90% относятся к очень малым, длиной менее 10 км. Более половины рек (55%) приходится на западную горную часть области, где протекают реки бассейна Камы: Уфа, Ай, Юрюзань, Сим и др. со своими притоками. Река Уфа и ее притоки, а также реки Чусовая и Сим берут свое начало в пределах горной и предгорной территории западного склона Уральских гор. Бассейны рек местами закарстованы. Залесенность бассейнов составляет около 50%, заболоченность - 1%. Основным источником питания рек является снежный покров, на долю которого приходится 50-70% годового стока. Характерны дождевые паводки, максимальный сток которых в отдельные годы равен или даже превышает максимальный сток в период весеннего половодья.
Исток р. Уфы находится в 10 км от г. Карабаша. Река является крупным правобережным притоком р. Белой, ее протяженность по территории области 245 км. Юрюзань - левобережный приток р. Уфы, протекает по горно-заводской зоне области через города Юрюзань, Трехгорный, Усть-Катав и далее по территории Республики Башкортостан. Протяженность реки по территории области составляет 160 км, на этом участке река имеет несколько притоков, наиболее крупный из них р. Катав. Ай берет начало в 40 км от г. Златоуста. Река, протекая по территории Челябинской области и Республике Башкортостан, впадает в р. Уфу. На территорию области приходится 242 км из общей протяженности реки 552 км. В районе г. Златоуста река зарегулирована Верхне-Айским водохранилищем и городским прудом. Сим берет начало в Катав-Ивановском районе и имеет протяженность по территории области 119 км, впадает в р. Белую. Площадь водосбора в пределах области 2 тыс. км2.
Бассейн р. Тобол формируют реки: Миасс, Уй, Тогузак, Синташта, Теча, Аят и др. Самыми крупными из них (длиной более 100 км) являются реки: Миасс, Уй с притоком Увелька, Синташта с притоком Берсуат, Аят, Тогузак.
Миасс берет начало в Республике Башкортостан, пересекает Челябинскую область и впадает в р. Исеть в Курганской области. Длина реки на территории области составляет 384 км. Залесенность водосбора 25%, озерность 4%. Основным источником питания является снежный покров, на долю которого приходится около 90% годового стока. В бассейне реки расположены пруды сезонного и многолетнего регулирования.
Уй берет начало в Республике Башкортостан, на протяжении 250 км течет по границе с Республикой Казахстан, является пограничным водным объектом. Основные притоки реки Уй: р. Агыр, р. Кидыш, р. Курасан, р. Санарка, р. Увелька. Залесенность водосбора составляет 19%, озерность 1%, заболоченность 2%. Питание, в основном, снеговое, доля которого составляет около 90% от годового стока.
Тогузак (Тогызак) - река, трансграничная с Республикой Казахстан. Верховье реки на протяжении 129 км находится на территории области ( 96,2 % ее водосборной площади).
Синташта имеет протяженность 152 км. Приток реки Синташта - р. Берсуат, которая на протяжении 20 км течет по границе с Республикой Казахстан.
Река Аят образована слиянием двух крупных рек - Караталы-Аят и Аршаглы-Аят с рекой Камысты-Аят. Реки Синташта, Аят являются трансграничными водотоками, большая часть водосборной площади которых расположена на территории области - у р. Аят - 78%, у р. Синташта - 68%.
Река Теча вытекает из оз. Иртяш. На 353-м км от устья впадает в реку Исеть на территории Курганской области. Верхняя часть бассейна реки расположена в горной и предгорной зонах Южного Урала. На широких плоских междуречных пространствах сосредоточены многочисленные озера размером от нескольких гектаров до 55 км2, а также болота. Большинство озер бессточные, многие из них, соединяясь друг с другом, образуют озерные системы. Залесенность водосбора 32%, заболоченность 8%, озерность 7%. Питание реки происходит исключительно в период весеннего снеготаяния, доля снегового питания составляет более 80% годового стока.
Состояние водных экологических систем в бассейне р. Тобол обусловлено наличием источников природного и антропогенного загрязнения.