Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005 "Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2005 г. N 476-ст) стр. 16

2) стратегию подбора персонала и графики работы операторов;
3) при необходимости реализацию, критерии повторной приемки и графики работы системы для того, чтобы осуществлять модификации, которые поддерживают существующие или расширенные функциональные возможности;
b) получать другие услуги, относящиеся к функционированию системы;
c) назначать на должности операторов обученный и квалифицированный персонал.
Примечание - Это действие может включать сведения о системе в среде функционирования и определенную программу ознакомления с инструкциями по обнаружению отказов и их локализации. Требования к знаниям, умению и опыту оператора определяют критерии отбора персонала (при необходимости подтверждаются его полномочия). Отбор и подготовка инструкторов для обучения на базе действующей системы может являться одним из аспектов кадровой работы. Режим обучения на базе действующей системы может оказать влияние на ее функциональную готовность;
d) активизировать систему в заданных условиях функционирования для представления примеров функций или продолжения непрерывного выполнения функций в соответствии с целевым назначением.
Примечание - Если оговорено в соглашении, то при замене существующей системы, подлежащей списанию, необходимо поддерживать возможность и качество непрерывного выполнения функций. В течение замены системы или параллельного функционирования необходимо управлять передачей услуг таким образом, чтобы достигалось устойчивое соответствие потребностям правообладателей;
e) применять материалы, требуемые для поддержания необходимых услуг.
Примечание - В их число входят источники питания для технических средств и снабжение продовольствием операторов;
f) контролировать функционирование системы для подтверждения того, что система управляется в соответствии с планами работы, в безопасном режиме и в соответствии с законодательными актами, касающимися охраны труда и окружающей среды;
g) осуществлять мониторинг функционирования системы для подтверждения того, что показатели выполнения функций находятся в пределах допустимых значений.
Примечание - Система может показывать неприемлемые эксплуатационные характеристики, если ее элементы, входящие в технические средства, имеют превышения сроков годности или рабочая среда системы негативно воздействует на оперативный и обслуживающий персонал (включая текучесть кадров, стрессы и утомление операторов);
h) осуществлять действия по обнаружению отказов при появлении несоответствий в выполняемых функциях;
i) определять приемлемое направление действий, если требуется проведение корректирующих мероприятий для устранения ошибок, появившихся в результате изменений в потребностях.
Примечание - Приемлемое направление действий может состоять из проведения небольших адаптации программных или технических средств, модификации действий оператора, изменений требований правообладателей, изменений в конструкции и (или) в реализации системы, допущения ограничений предоставляемых услуг;
j) вводить необходимые изменения в порядок эксплуатации, среду функционирования, интерфейсы "человек-машина" и в обучение операторов, если ошибки человека приводят к отказам;
k) постоянно или регулярно общаться с пользователями для определения степени, с которой предоставляемые услуги удовлетворяют их потребности.
Примечание - Результаты предоставления услуг анализируются и определяются действия, необходимые для их восстановления или коррекции с целью обеспечения постоянного удовлетворения правообладателей. Там, где это возможно, полезный эффект, полученный в результате таких действий, согласовывается с правообладателями или их представителями.
5.5.11 Процесс обслуживания
5.5.11.1 Цель процесса обслуживания
Цель процесса обслуживания состоит в поддержании способности системы выполнять заданные функции.
В ходе данного процесса контролируется способность системы выполнять заданные функции, регистрируются проблемы для анализа, предпринимаются действия по корректировке, адаптации, исправлению и предупреждению нарушений функционирования, а также подтверждаются возможности выполнения функций в случае их восстановления после нарушений функционирования.
5.5.11.2 Результаты процесса обслуживания
В результате успешного осуществления процесса обслуживания:
а) разрабатывается стратегия обслуживания;
b) ограничения процесса обслуживания применяются в качестве исходных данных при формировании системных требований;
c) становятся доступными системные элементы, используемые для замены;
d) осуществляется поддержка услуг, удовлетворяющих требования правообладателей;
e) в отчетах сообщается о необходимости корректирующих проектных изменений;
f) ведется документальный учет данных об отказах и сроках службы.
5.5.11.3 Деятельность в процессе обслуживания
При реализации процесса обслуживания организация в соответствии с принятой политикой и процедурами должна осуществлять следующие действия:
a) подготавливать стратегию обслуживания.
Примечание - При подготовке стратегии определяются графики и ресурсы, необходимые для выполнения корректирующего и превентивного обслуживания в соответствии с требованиями эксплуатационной готовности. Эти действия должны включать:
1) стратегии корректирующего и превентивного обслуживания для поддержки реализации функций в среде функционирования с целью достижения удовлетворения заказчика;
2) плановые действия по превентивному техническому обслуживанию, которые уменьшают вероятность отказа системы без большого ущерба для предоставляемых ею услуг, например, временное прекращение или ограниченное предоставление услуг;
3) количество и типы замещающих системных элементов, которые должны находиться на складе, места и условия хранения, ожидаемую интенсивность замен, время хранения и частоту пополнения;
4) навыки и уровень квалификации персонала, необходимые для выполнения ремонта и замен в соответствии с требованиями к персоналу технического обслуживания и ремонта, а также любых законодательных актов, относящихся к сохранению здоровья, безопасности, защите и окружающей среде.
Процедуры подготовки стратегии обслуживания включают в себя также стратегию демонтажа, способы диагностики неисправностей, повторной сборки и реализации тестовых последовательностей;
b) определять ограничения системных требований, являющиеся неизбежным следствием реализации стратегии обслуживания.
Примечание - Ограничения могут являться следствием необходимости:
1) повторного использования существующих обеспечивающих систем, предназначенных для выполнения обслуживания;
2) повторного использования существующих запасов заменяемых системных элементов и согласования с ограничениями на повторную поставку;
3) проведения технического обслуживания в особых местах или средах;
c) получать обеспечивающие системы, системные элементы и услуги, которые должны быть использованы при обслуживании системы;
d) составлять отчеты о проблемах и вести записи об инцидентах с целью проведения диагностики отдельных событий и учета прошлых реализаций для поддержки последующего корректирующего, адаптирующего, совершенствующего или превентивного обслуживания;
e) осуществлять процедуры исправления случайных неисправностей и (или) плановых замен системных элементов.
Примечание - При случайных отказах системы неисправность локализуется вплоть до запланированного уровня замен системного элемента, системный элемент заменяется и корректное функционирование системы верифицируется. Выполненные действия регистрируются для оценки остаточного срока службы системных элементов, характеристики которых ухудшаются во времени;
f) инициировать корректирующие действия по устранению ранее необнаруженных конструкционных ошибок.
Примечание - Регистрировать и доводить до сведения заинтересованных сторон необходимость проведения возможных корректирующих действий при разработке, например в случае обнаружения дефекта в программном средстве и (или) в процессе производства. Эти действия могут сказаться на соответствующих обеспечивающих системах;