Приказ от 20.01.1982 N 44 "О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре"

XXVI съезд КПСС определил задачи по дальнейшему развитию народного здравоохранения, повышению качества медицинской помощи населению. В решении этих задач большое значение имеют мероприятия, направленные на совершенствование системы высшего медицинского образования, повышение профессионального уровня врачей, воспитание у них ответственности за порученное дело.
За годы десятой пятилетки, с введением первичной специализации (субординатуры и интернатуры) во всех медицинских вузах страны, в значительной степени изменен и перестроен учебный процесс, обеспечивающий завершение общемедицинского образования на пятом курсе и последующую специализацию по основным клиническим профилям в зависимости от потребностей здравоохранения.
В связи с преимущественным направлением молодых специалистов на работу в учреждения первичных звеньев здравоохранения проводилась подготовка в интернатуре участковых врачей-терапевтов, педиатров и врачей скорой помощи.
В 1980 - 1981 гг. осуществлена проверка качества подготовки интернов в 26 краях и областях РСФСР, восьми областях Украинской ССР, а также Белорусской, Узбекской, Молдавской, Киргизской, Туркменской, Таджикской, Эстонской союзных республиках.
Расширение в десятой пятилетке сети учреждений здравоохранения за счет строительства современных многопрофильных и специализированных больниц, амбулаторно-поликлинических учреждений позволило улучшить подбор баз интернатуры, которые, как правило, обеспечены медицинской техникой и оборудованием, инструментами и лекарственными средствами. Повысилась квалификация руководителей врачей-интернов, при обучении молодых специалистов используются новые формы и методы работы.
Успешно проходит подготовка специалистов в интернатуре на базе крупных республиканских, областных, краевых и городских больниц (Винницкая городская больница N 3, Казанская городская больница N 9, Ленинградская городская больница N 1, Московская городская больница N 67, Псковская городская больница, Пятигорская городская больница, Рязанская областная больница, Тбилисская городская больница N 1, Одесская детская городская больница и многие другие).
Большинство медицинских вузов оказывают действенную помощь органам и учреждениям здравоохранения по организации интернатуры, методическому руководству и контролю за ее проведением, организуют учебно-методические конференции (Карагандинский, Куйбышевский, 1-й Ленинградский, Львовский, Минский, 1-й Московский, 2-й Московский, Омский, Свердловский, Харьковский и другие медицинские институты).
Вместе с тем в деятельности министерств здравоохранения союзных республик и местных органов здравоохранения имеются существенные недостатки в проведении интернатуры, подборе базовых лечебно-профилактических учреждений и их материально-техническом оснащении, обеспечении врачей-интернов общежитиями.
В нарушение Положения об интернатуре в Астраханской, Воронежской, Тюменской, Куйбышевской, Пермской, Смоленской областях, Татарской и Удмуртской АССР, Хабаровском и Ставропольском краях, ряде территорий Украинской, Казахской, Молдавской и Киргизской ССР врачи проходят подготовку в лечебно-профилактических учреждениях, не всегда отвечающих необходимым требованиям.
В Оренбургской, Рязанской областях, Краснодарском крае РСФСР, Латвийской и Эстонской ССР имеет место неравномерное распределение интернов по лечебным учреждениям. При загруженности клинических баз медицинских вузов в отдельных учреждениях здравоохранения, имеющих достаточный коечный фонд, проходят подготовку всего лишь по одному - трем врачам-интернам.
До настоящего времени органы здравоохранения Курской, Саратовской, Тюменской, Челябинской областей РСФСР, Винницкой, Николаевской, Одесской, Тернопольской областей Украинской ССР, Брестской и Гродненской областей Белорусской ССР, Молдавской и Таджикской ССР не приняли должных мер к обязательному для них обеспечению врачей-интернов жилой площадью.
Многие местные органы здравоохранения ослабили внимание к проводимой в учреждениях здравоохранения работе с врачами-интернами, их доезду, созданию необходимых условий труда, обеспечению высокого качества подготовки специалистов, в частности, работе в поликлиниках. В Рязанской, Читинской областях, Хабаровском крае, Ровенской области; Азербайджанской и Грузинской ССР не выполняются индивидуальные планы, произвольно изменяется программа специализации.
В учреждениях здравоохранения Камчатской и Смоленской областей; Киргизской, Таджикской, Туркменской ССР отсутствуют типовые учебные планы и программы интернатуры по отдельным специальностям, а в Оренбургской и Томской областях, Краснодарском крае подготовка проводится по устаревшим программам.
Выпускники медицинских вузов, направленные на работу в Иркутскую, Куйбышевскую, Курганскую, Орловскую, Свердловскую, Челябинскую, Тюменскую области, Удмуртскую АССР; Казахскую и Азербайджанскую ССР, несвоевременно приступают к прохождению интернатуры.
В ряде союзных республик руководители органов здравоохранения крайне мало уделяют внимания подготовке врачебных кадров в интернатуре, ослаблен контроль за проведением выпускного экзамена, не выдаются удостоверения, имеет место несоответствие профиля подготовки в субординатуре и интернатуре. Указанные недостатки в работе органов и учреждений здравоохранения, главных специалистов, медицинских вузов снижают эффективность и качество первичной специализации.
В целях дальнейшего улучшения подготовки врачей-интернов и обеспечения здравоохранения квалифицированными врачебными кадрами
1. Приказываю:
1.1. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, заведующим краевым, областными отделами здравоохранения, начальникам главных управлений здравоохранения Мосгорисполкома, Ленгорисполкома:
1.1.1. Исходя из первоочередной задачи, предусмотренной Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 сентября 1977 г. N 870 "О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения", по совершенствованию организации работы первичных звеньев здравоохранения - поликлиник, учреждений скорой и неотложной медицинской помощи, участковых больниц и амбулаторий, расположенных в сельской местности, принять меры к повышению качества подготовки специалистов в интернатуре.
Проверить организацию и проведение одногодичной специализации в подведомственных органах, учреждениях здравоохранения и рассмотреть на заседаниях коллегий министерств здравоохранения союзных республик. О проведенных мероприятиях доложить в Минздрав СССР до 1 сентября 1982 года.
1.1.2. Обеспечить условия для улучшения качества подготовки врачей-интернов, повышения степени их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности, усиления нравственного и деонтологического воспитания.
1.1.3. В связи с развитием поликлинической и стационарной специализированной медицинской помощи, а также с учетом потребности органов и учреждений здравоохранения разрешить, начиная с 1982 года, подготовку в интернатуре выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских вузов по специальностям согласно Приложению N 1.
1.2. Министрам здравоохранения союзных республик:
1.2.1. План подготовки врачей-интернов по специальностям рассматривать на заседаниях коллегий министерств здравоохранения союзных республик ежегодно до 1 января.
1.2.2. За два месяца до персонального распределения выпускников медицинских вузов доводить общий план подготовки врачей-интернов до сведения органов здравоохранения и институтов.
1.2.3. Ежегодно до 1 мая утверждать по представлению ректоров медицинских вузов базовые учреждения здравоохранения, руководителей врачей-интернов и состав экзаменационных комиссий по приему выпускных экзаменов; обязать экзаменационные комиссии разрабатывать предложения, направленные на улучшение качества подготовки в интернатуре, и представлять их в министерства здравоохранения союзных республик.
1.2.4. Обеспечить первоочередное направление руководителей врачей-интернов на курсы и циклы повышения квалификации в институты (факультеты) усовершенствования врачей.
1.2.5. Ежегодно заслушивать результаты одногодичной специализации на заседаниях коллегий министерств здравоохранения союзных республик, совещаниях, республиканских учебно-методических конференциях. Принятые решения и рекомендации направлять в Министерство здравоохранения СССР.
1.2.6. Обеспечивать ежегодно до 1 марта подведомственные медицинские вузы бланками удостоверений об окончании интернатуры.
1.2.7. Приказ довести до сведения руководителей подведомственных органов здравоохранения, лечебно-профилактических учреждений, являющихся базами интернатуры, ректоров медицинских вузов.
1.3. Министрам здравоохранения автономных республик, заведующим краевыми, областными отделами здравоохранения, начальникам главных управлений здравоохранения:
1.3.1. Представлять ежегодно не позднее 1 октября в министерство здравоохранения союзной республики по подчиненности заявку на подготовку врачей в интернатуре.
1.3.2. Исходя из утвержденного министерством здравоохранения союзной республики плана направления молодых специалистов на работу, составлять план подготовки в интернатуре по специальностям (Приложение N 2) и не позднее 1 июня доводить до сведения руководителей учреждений здравоохранения.
1.3.3. Проводить интернатуру в крупных республиканских, краевых, областных, городских больницах, больницах министерств и ведомств, а также центральных районных больницах мощностью не менее 400 коек, поликлиниках и диспансерах, имеющих не менее 25 врачей-специалистов.
1.3.4. Ежегодно к 1 августа обеспечить готовность базовых учреждений здравоохранения и общежитий к приему врачей-интернов, необходимые условия для их успешной работы. О результатах докладывать в министерство здравоохранения союзной республики.
1.3.5. Принять меры к обязательному прохождению интернатуры всеми выпускниками медицинских вузов по месту назначения. При анализе деятельности учреждений здравоохранения особое внимание уделять качеству подготовки врачей-интернов и их готовности к самостоятельной деятельности в первичных звеньях здравоохранения.
1.3.6. Усилить контроль за работой органов и учреждений здравоохранения, главных специалистов и медицинских вузов по улучшению организации интернатуры, выполнению врачами-интернами программы обучения, дальнейшему воспитанию у них высоких моральных качеств, общественной и производственной активности, сознательной дисциплины, ответственности за выполнение профессионального и гражданского долга.
1.4. Ректорам медицинских вузов:
1.4.1. Проводить ежегодно до 1 апреля комплектование групп студентов пятого курса по профилям подготовки в субординатуре в соответствии с разнарядкой минздрава союзной республики.
1.4.2. Совместно с органами здравоохранения ежегодно проводить учебно-методические конференции для руководителей и врачей-интернов по специальностям.
1.5. Начальнику Главного управления лечебно-профилактической помощи Минздрава СССР т. Шаткину И.В., начальнику Главного управления лечебно-профилактической помощи детям и матерям Минздрава СССР т. Гребешевой И.И. осуществлять систематическую проверку работы министерств здравоохранения союзных республик, главных специалистов, органов и учреждений здравоохранения по подготовке врачей-интернов, повышению к ним требований за выполнение должностных обязанностей.
1.6. Начальнику Главного управления учебных заведений Минздрава СССР т. Лакину К.М.:
1.6.1. Ввести с 1982 - 1983 гг. в институтах (факультетах) усовершенствования врачей циклы повышения квалификации для руководителей врачей-интернов.
1.6.2. Разработать и утвердить до 1 сентября 1982 г. учебно-методическую документацию для подготовки в интернатуре выпускников медицинских вузов по специальностям в соответствии с Приложением N 1.
1.6.3. Обеспечить руководство учебно-методической работой, проводимой в интернатуре главными специалистами, органами и учреждениями здравоохранения, медицинскими вузами; регулярно пересматривать с учетом требований здравоохранения типовые учебные планы и программы.
1.7. Начальнику Управления кадров Минздрава СССР т. Варакину В.Н. осуществлять систематический контроль за своевременным распределением и доездом молодых специалистов на базы прохождения интернатуры.
2. Утверждаю:
2.1. Наименование врачебных специальностей, по которым разрешается подготовка в интернатуре выпускников лечебных, педиатрических, стоматологических факультетов медицинских вузов (факультетов) и их соответствие специализации в субординатуре (Приложение N 1).
2.2. Форму плана подготовки в интернатуре выпускников медицинских вузов (факультетов) по республике, краю, области, городу (Приложение N 2).