- амплитудно-частотная характеристика (АЧХ);
- коэффициент гармоник (
);

- отношение сигнал/шум (
).

8.10 Временное рассогласование между видеометкой и звуковой меткой может быть измерено на выходе преобразователя SDI в аналоговый компонентный сигнал яркости и звуковой сигнал с помощью специального измерителя типа ИВР-1 или с помощью двухканального осциллографа. При этом в канал изображения подают видеометку, а в звуковой канал - звуковую метку. Рассогласование между ними определяют по передним фронтам меток на индикаторе измерителя или по шкале развертки осциллографа.
8.11 Для измерения параметров канала передачи цифровых сигналов, определяющих качество воспроизведения звука, используются цифровые измерительные сигналы. Цифровой транспортный поток должен содержать измерительные сигналы по ГОСТ 11515 для измерения звукового канала по следующим параметрам:
- амплитудно-частотная характеристика канала в диапазоне от 20 до 20000 Гц;
- коэффициент гармоник (
);

- отношение сигнал/шум (
);

- разность уровней между каналами стереопары;
- разность фаз между каналами стереопары.
8.12 Измерение амплитудно-частотных характеристик звукового канала проводят с помощью осциллографа при подаче на вход канала набора звуковых испытательных сигналов с уровнем минус 10 дБ от номинального значения в пределах диапазона частот, указанного в таблице 2. В результаты измерений вводят поправки, учитывающие отклонения от линейности АЧХ источника испытательных сигналов.
8.13 Измерение уровня шумов
проводят в полосе частот от 20 Гц до 20 кГц низкочастотным вольтметром при замыкании входа на сопротивление 600 Ом. Отношение сигнал/шум
, дБ, рассчитывают по формуле



где
- измеренное выходное напряжение, В;


8.14 Измерения уровня и коэффициента гармоник
проводят измерителем нелинейных искажений при подаче на вход канала сигнала "Номинальный уровень. Оба канала".

Отклонение от номинального уровня
, дБ, рассчитывают по формуле


где
- измеренное выходное напряжение, В;


8.15 Измерения разности фаз между каналами стереопары проводят по методикам, изложенным в ГОСТ 11515.
9 Методы измерений параметров цифровых интерфейсов и транспортного потока в цифровом представлении
9.1 Методы измерений параметров интерфейса SDI последовательных цифровых потоков
9.1.1 Проверку на соответствие требованиям таблицы 3 (к амплитуде сигнала при изменении логического уровня во входном сигнале, к уровню постоянной составляющей в выходном сигнале, к длительности фронта при изменении логического уровня во входном сигнале, к величине джиттера в выходном сигнале цифрового канала) проводят путем подачи измерительных сигналов в измеряемое звено и последующем измерении параметров на выходе.
9.1.2 От генератора телевизионных испытательных сигналов по интерфейсу SDI на вход линии подают цифровой телевизионный испытательный сигнал, содержащий сигнал цветных полос.
9.1.3 С цифровых выходов линии по интерфейсу SDI цифровой испытательный телевизионный сигнал измеряют с помощью широкополосного осциллографа или цифрового анализатора. В режиме внешней синхронизации на экране осциллографа или анализатора наблюдают непрерывную последовательность двухуровневых импульсов.
9.1.4 Выделяют на экране до двадцати периодов тактовой частоты. Измеряют с помощью осциллографа или анализатора превышение нижнего логического уровня сигнала над нулевым уровнем развертки.
9.1.5 Выделяют на экране один период тактовой частоты. Измеряют с помощью осциллографа или анализатора превышение амплитуды сигнала над номинальным уровнем при изменении логического уровня в выходном сигнале.
9.1.6 Наблюдают на экране один период тактовой частоты. Измеряют с помощью осциллографа или анализатора форму глазковой диаграммы и длительность фронта при изменении логического уровня в выходном сигнале.
9.1.7 Наблюдают на экране два периода тактовой частоты. Измеряют с помощью осциллографа или анализатора величину джиттера в выходном сигнале цифрового канала коммутации.
9.2 Методы измерений параметров транспортного цифрового потока MPEG-2
9.2.1 Анализ структуры транспортного потока проводят с помощью анализатора транспортного потока.
9.2.2 Измерения, проводимые в процессе оперативного контроля за состоянием транспортного потока MPEG-2, должны подтвердить, что параметры транспортного потока соответствуют нормам стандарта MPEG-2 и стандарта DVB, или выявить конкретные отклонения от принятых норм. Несоответствие транспортного потока установленным нормам может вызвать разные последствия - от появления искажений в сигналах телевизионного изображения и звукового сопровождения вплоть до невозможности декодирования этих сигналов в телевизионных приемниках. Поэтому для непрерывного и периодического контроля за состоянием транспортного потока подлежащие контролю параметры разделяют на три указанные выше группы (см. таблицы 4, 5 и 6).
9.2.3 Измерение текущего значения опорной частоты осуществляют путем подсчета числа периодов двух частот за время регистрации опорной частоты. При этом сначала подсчитывают наименьшее целое число периодов частоты равной 1/300 текущего значения опорной частоты, т.е. 90 кГц ±2,7 Гц. Далее на оставшейся части интервала регистрации подсчитывают ближайшее целое число периодов текущего значения опорной частоты, равной 27 МГц ±810 Гц.
9.2.4 Потеря синхронизации приемного оборудования
Потеря синхронизации возникает, когда создаются условия, при которых в приемном оборудовании нарушается периодическое выделение синхрослов из заголовков транспортных пакетов. Это происходит в случае, если кодовые комбинации синхрослов транспортных пакетов перестают соответствовать своим номинальным значениям, равным 01000111 - для неинвертируемого синхрослова и 10111000 - для инвертируемого синхрослова.
Для организации цикла передачи данных в модеме DVB необходимы два вида кодовых комбинаций для синхрослов транспортных пакетов. Цикл передачи модема состоит из восьми транспортных пакетов, в первом из которых (начало цикла) передают инвертируемое синхрослово, а в последующих семи - неинвертируемые синхрослова. После чего цикл передачи модема повторяют.
Системы синхронизации приемного оборудования MPEG-2/DVB сохраняют работоспособность при пропадании (невозможности выделения из транспортного пакета) одного синхрослова. В случае, если не удается выделить два или три синхрослова из следующих друг за другом транспортных пакетов, возникает аварийная ситуация, ведущая к потере синхронизации и разрушению цифрового канала связи. Для устранения аварийной ситуации необходимо обеспечить в приемном оборудовании выделение пяти синхрослов из следующих друг за другом транспортных пакетов.
Аппаратура контроля в соответствии с приведенными цифрами должна фиксировать моменты возникновения аварийной ситуации, ее продолжительность. Для этой цели в измерительной аппаратуре должен включаться индикатор - потеря синхронизации. При отсутствии аварийной ситуации указанный индикатор должен быть выключен.
9.2.5 Нарушение периодичности передачи синхрослов транспортных пакетов проявляется в том, что после передачи 188 или 204 байт (в зависимости от используемой длины транспортных пакетов) на временных позициях 189...196 или 205…212 бит не появляются неискаженные кодовые комбинации синхрослов.
Если этот эффект возникает, то необходимо проверить в нем соответствующие узлы формирования синхросигналов, т.к. для внутренней синхронизации кодера часто используется отдельная шина синхронизации, по которой передается упрощенный однобитовый сигнал синхронизации - "флаг", совпадающий с началом кодовой комбинации синхрослова. При этом полная кодовая комбинация синхрослова может вводиться на последнем этапе формирования транспортных пакетов и ее несоответствие номинальному значению в этом случае не приведет к сбоям в работе кодера. Ошибка может быть обнаружена при проверке совместимости кодера с различными типами декодеров.
Для регистрации нарушения периодичности передачи синхрослов транспортных пакетов в аппаратуре контроля включается индикатор - ошибка (пропуск) синхробайта.
9.2.6 Ошибка в таблице объединения программ (Program Association Table - PAT)
Эта таблица содержит список всех служб (телевизионных программ) данного транспортного потока с указанием номеров идентификаторов транспортных пакетов, в которых передается в декодер вся техническая информация, необходимая для декодирования выбранной ТВ программы.
Для передачи таблицы объединения программ выделяются отдельные транспортные пакеты, для опознавания которых в идентификаторе пакета используется кодовая комбинация, состоящая из 13 нулей.
Невозможность выделения в декодере телевизора таблицы объединения программ не позволяет начать декодирование транспортного потока, т.е. приводит к срыву ТВ приема.
9.2.7 Аварийные ситуации возникают, во-первых, если транспортные пакеты с идентификационным номером 0x0000 не появляются каждые 0,5 с, во-вторых, если в указанных пакетах отсутствует таблица объединения программ, в-третьих, если в заголовках указанных пакетов кодовая комбинация индикатора скремблирования транспортного пакета отличается от номинального значения 00. В этом случае в аппаратуре контроля включается индикатор - ошибка PAT и регистрируется время возникновения и продолжительность аварийной ситуации.
9.3 Перечень цифровых сигналов для измерения параметров каналов изображения и звука
9.3.1 Для измерения параметров каналов изображения и звука используют следующие цифровые измерительные сигналы:
- псевдослучайная последовательность в составе цифрового транспортного потока;