Подготовительные работы
1.20. Нормы и расценки табл. 1-60 - 1-67 на валку деревьев, корчевку пней и расчистку площадей от кустарника, следует применять только при производстве этих работ на строительстве.
1.21. В нормах и расценках табл. 1 - 60, 1 - 62 предусмотрены следующие группы деревьев по твердости древесины:
1.21.1. Мягкие - осина, липа, сосна, ель, пихта, береза, ольха.
1.21.2. Твердые - дуб, клен, ясень.
Транспорт грунта
1.22. Стоимость затрат на автомобильные перевозки грунта следует определять по сборнику 1 "Перевозка грунта и строительного мусора" главы 15 "Транспортные затраты".
1.23. Расстояние перевозки грунта из выемок в насыпь в пределах строительной площадки следует принимать в соответствии со схемой перемещения земляных масс. При отсутствии данных о расстояниях перевозки грунта в пределах строительной площадки расстояние перевозки следует принимать равным 1 км.
1.24. Расстояние перевозки грунта, вывозимого за пределы строительной площадки должно определяться на основании данных, представляемых общегородской системой регулирования, учета и контроля перемещения грунта на строительные объекты г. Москвы ОАО "Интус" (Информационные технологии, телекоммуникации, связь, управление информацией в строительстве).
При отсутствии данных о расстояниях вывозки грунта за пределы строительной площадки, расстояние его вывозки следует условно принимать 23 км по г. Москве в границах города, при этом расчеты за выполненные работы должны производиться исходя из фактических расстояний перевозки грунта.
В случае если проектом на здание или сооружение предусмотрено использование грунта для обратной засыпки на той же строительной площадке, отвозку грунта на промежуточные отвалы и обратную привозку принимать на расстояние, определяемое проектом организации строительства, с учетом стоимости разработки ранее разрыхленного грунта на промежуточных отвалах и погрузки его в автосамосвалы.
1.25. Грунт, не пригодный для обратной засыпки, вертикальной планировки, устройства насыпей и т.п., при наличии соответствующего подтверждения, подлежит вывозке на фактическое расстояние до свалки, определяемой заказчиком через ОАО "Интус".
1.26. При определении затрат на перевозку грунта автотранспортом из карьеров (резервов) или выемок для сооружения земляного полотна на расстояние до 2 км с пересечением действующих железнодорожных путей на переездах к стоимости перевозки грунта, определенной по ценам главы 15, следует применять коэффициенты, приведенные в гр. 2 табл. 1-2 технической части. При перевозке грунта на расстояние свыше 2 км указанные коэффициенты применять не следует. В тех случаях, когда грунт перемещается автосамосвалом с проездом через несколько самостоятельно действующих переездов (на подходах к узлам и станциям, при переездах через внутризаводские пути и т.д.), размер коэффициента, учитывающего простой транспортных средств, устанавливается индивидуально с учетом местных условий. В случае уширения выемок под вторые главные пути или дополнительные пути на раздельных пунктах железных дорог в условиях движения поездов по соседнему пути к затратам труда, заработной плате и затратам на эксплуатацию машин в забое и на отвале следует применять коэффициенты по табл. 3 технической части, а стоимость перевозки грунта, исчисленная по ценам главы 15, должна учитываться с коэффициентами, приведенными в гр. 3 табл. 1 - 2 технической части.
Таблица 1-2
┌───────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┐
│Число поездов в│ Коэффициенты к стоимости перевозки грунта │
│ 1 сутки │ автотранспортом │
│ ├───────────────────────────┬───────────────────────────┤
│ │ с пересечением │ при сооружении земляного │
│ │ железнодорожных путей на │полотна в условиях движения│
│ │ переездах │ поездов по соседнему пути │
├───────────────┼───────────────────────────┼───────────────────────────┤
│1. От 14 до 36 │ 1,04 │ 1,01 │
├───────────────┼───────────────────────────┼───────────────────────────┤
│2. От 37 до 72 │ 1,07 │ 1,05 │
├───────────────┼───────────────────────────┼───────────────────────────┤
│3. От 73 до 112│ 1,14 │ 1,07 │
├───────────────┼───────────────────────────┼───────────────────────────┤
│4. От 113 до│ 1,18 │ 1,10 │
│140 │ │ │
├───────────────┼───────────────────────────┼───────────────────────────┤
│5. Свыше 140 │ 1,21 │ 1,14 │
└───────────────┴───────────────────────────┴───────────────────────────┘
┌───────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┐
Коэффициенты, приведенные в гр. 3 табл. 1 - 2 и табл. 3 технической части, распространяются только на объем нижней части разрабатываемой выемки, находящейся не выше 4,5 м от проектной отметки бровки полотна. При уширении выемок в скальных грунтах коэффициенты применяются на полный объем разрабатываемого грунта. При устройстве насыпей под вторые главные пути или дополнительные пути на раздельных пунктах железных дорог в условиях движения поездов по соседнему пути, коэффициенты гр. 3 табл. 1 - 2 и табл. 3 технической части применяются на объем верхней части насыпи, находящейся ниже проектной отметки полотна до 0,75 м и не далее 12 м от оси действующего пути.
1.27. В нормах и расценках табл. 1 - 19 на разработку выемок (карьеров) экскаваторами с перемещением грунта железнодорожными составами широкой колеи учтены затраты на весь комплекс работ в забое и на отвале с транспортированием грунта до 5 км. Затраты на перевозку грунта на расстояние сверх 5 км следует определять: по тарифам МПС - если перевозка производится по путям, находящимся в постоянной эксплуатации МПС, по тарифам временной эксплуатации - если перевозка грунта производится по путям, находящимся во временной эксплуатации, или при открытом рабочем движении.
1.28. Подвозка недостающего грунта на строительную площадку отдельной оплате не подлежит, за исключением тех случаев, когда согласно проекту организации строительства, недостающее количество грунта завозится на строительную площадку из карьера, отведенного по решению ОАО "Интус". В этих случаях подвозку недостающего грунта следует принимать на расстояние от карьера до строительной площадки, устанавливаемое проектом, с добавлением стоимости разработки грунта в карьере и погрузки его в автосамосвалы.
Водопонижение
1.29. Нормы и расценки предусматривают весь комплекс работ по сборке, погружению, установке, извлечению и разборке иглофильтров и эжекторных водоподъемников длиной от 4 до 30 м с прокладкой водовода и эксплуатацией насоса для подачи воды при гидропогружении иглофильтров и обсадных труб, а также монтажу и демонтажу всасывающего коллектора.
1.30. Нормы и расценки предусматривают гидравлическое погружение легких иглофильтров и обсадных труб в грунты 2-й и 3-й групп согласно табл. 1-3 технической части.
При гидропогружении легких иглофильтров и обсадных труб в грунтах 3-й группы следует дополнительно учитывать затраты на эксплуатацию передвижных компрессоров, принимая время их работы равным времени работы насосов. Гидропогружение и установка легких иглофильтров скважины длиной до 4 м выполняется вручную.
Гидропогружение обсадных труб длиной 4 и 7 м, иглофильтров длиной до 7 м и установка иглофильтров длиной до 7 м в готовую скважину предусматривается с помощью бурового станка. Этим же станком предусмотрено и извлечение иглофильтров длиной до 4 и 7 м.
Таблица 1-3
┌──────┬───────────────────┬────────────────────────────────────────────┐
│Группа│ Наименование │ Способ погружения иглофильтра │
│грун- │ грунтов │ │
│ тов │ │ │
├──────┼───────────────────┼────────────────────────────────────────────┤
│ 2 │Пески │Гидравлическое погружение иглофильтра без│
│ │крупнозернистые │устройства песчано-гравийной обсыпки │
├──────┼───────────────────┼────────────────────────────────────────────┤
│ 3 │Пески гравелистые │Гидравлическое погружение иглофильтра с│
│ │ │применением сжатого воздуха без устройства│
│ │ │песчано-гравийной обсыпки │
├──────┼───────────────────┼────────────────────────────────────────────┤
│ 4 │Пески │Гидравлическое погружение обсадных труб,│
│ │тонкозернистые и│установка в трубах иглофильтров с│
│ │супеси │устройством песчано-гравийной обсыпки │
├──────┼───────────────────┼────────────────────────────────────────────┤
│ 5 │Глинистые │Погружение иглофильтра в предварительно│
│ │ │пробуренную скважину с устройством│
│ │ │песчано-гравийной обсыпки │
└──────┴───────────────────┴────────────────────────────────────────────┘
┌──────┬───────────────────┬────────────────────────────────────────────┐
1.31. Расход легких иглофильтров в процессе их погружения, эксплуатации и извлечения Р следует определять по формуле:
1,2КНВ
Р = ──────
12
где:
1,2 - коэффициент, учитывающий время на погружение, извлечение и
транспортировку иглофильтров;
К - число иглофильтров, предусмотренное проектом;
Н - годовая норма износа иглофильтров, принимаемая равной 0,7;
В - продолжительность работ иглофильтров на одном месте,
предусмотренная проектом (в месяцах).
1.32. Затраты по эксплуатации насосов иглофильтров и эжекторов в зависимости от числа, типа и времени их работы следует определять по проектным данным и сборнику расценок эксплуатации строительных машин (ТСН-2001.2).
1.33. Затраты на земляные работы по устройству берм и площадок для размещения водопонижающих установок следует определять по соответствующим нормам настоящего сборника.
1.34. Затраты на прокладку напорных и водосборных коллекторов эжекторных установок, сбросных трубопроводов легких и эжекторных установок должны приниматься по сборнику 22 "Водопровод - наружные сети".
1.35. Затраты на эксплуатацию глубинных насосов при водопонижении должны определяться исходя из проектных данных о количестве, типе насосов и продолжительности их работы. Стоимость машино-часа насосов следует принимать по сборнику расценок эксплуатации строительных машин (ТСН-2001.2).
Уплотнение грунта
1.36. При использовании песка для обратной засыпки производится поливка водой по нормам табл. 1-30.
2. Правила исчисления объемов работ
2.1. Объем земляных работ следует определять по проектным данным с разбивкой в зависимости от способов их выполнения, предусмотренных сметными нормами, классификацией грунтов по трудности разработки - табл. 1-1 технической части.
2.2. Объем работ по устройству выездов и съездов в котлованы, въездов на насыпи, а также уширению насыпей для разворота автомашин при отсыпке на болотах следует определять дополнительно.
2.3. Объем работ при механизированной разработке котлованов и траншей при строительстве зданий и сооружений, выемок при строительстве автомобильных дорог, следует определять по проектным данным за вычетом объема недобора грунта.
Объем недобора и способ его разработки следует принимать в соответствии с главой СНиП 3.02.01-87 "Земляные сооружения, основания и фундаменты" и проектом организации строительства.
В составе работ табл. 1-18 по разработке выемок экскаваторами-драглайнами с отсыпкой грунта в кавальеры, учтена частичная перекидка грунта. В случае, если проектом предусматривается работа второго экскаватора для обеспечения перекидки грунта в кавальер, эти затраты учитываются по проектным данным дополнительно.