Постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2006 г. N 911-ПП "Об утверждении Московских городских строительных норм (МГСН) 4.07-05 "Дошкольные образовательные учреждения" стр. 2

детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических оздоровительных мероприятий и процедур;
детский сад комбинированного вида (на основе сочетания детских групп с вышеназванными направлениями обслуживания, в любом сочетании);
центр развития ребенка - детский сад физического и психического развития, поддержки и оздоровления всех воспитанников.
3.3. Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста предусматриваются также следующие виды государственных и частных учреждений:
начальная школа - детский сад;
начальная школа - детский сад компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;
прогимназия - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).
Требования настоящих норм распространяются только на дошкольные отделения этих видов образовательных учреждений, а также на вопросы взаимосвязи и взаимоизоляции дошкольного и школьного отделений внутри здания и на участке.
3.4. Дошкольные образовательные учреждения для детей с нарушениями развития могут предусматриваться:
для воспитания и обучения детей с нарушениями слуха: глухих и слабослышащих;
для воспитания и обучения детей с нарушениями зрения: слабовидящих; с косоглазием и амблиопией;
для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых), глубокой умственной отсталостью (только в возрасте старше 3-х лет), задержкой психического развития;
для детей с нарушениями речи, фонетико-фонематическими нарушениями (только в возрасте старше 3-х лет);
для детей с туберкулезной интоксикацией;
для детей со сложными дефектами (2 и более дефекта).
3.5. Для различных видов дошкольных образовательных учреждений проектируются различные архитектурные типы зданий и комплексов, отличающиеся общей вместимостью, режимом работы, особенностью комплектации детских групп, размещением в структуре жилой застройки, возможной кооперацией с общеобразовательной школой, а также возможной централизацией некоторых функций и хозяйственных процессов.
Архитектурную типологию зданий и комплексов ДОУ, формирующих расчетную сеть (систему) городских дошкольных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы, составляют:
Детские сады общего типа - традиционные отдельно стоящие здания ДОУ вместимостью, как правило, от 4 до 14 детских групп. Детские сады вместимостью до 150 мест могут предусматриваться пристроенными к торцам жилых домов, встроенными или встроенно-пристроенными в нижние этажи жилых зданий (не выше 3-го). В соответствии с классификацией видов образовательных учреждений, в этих зданиях может размещаться любое ДОУ (п. 3.2 настоящих норм);
"Начальная школа - детский сад" (дошкольное и школьное отделения объединяются в одном здании, при общем числе детей в дошкольном и школьном отделениях - не более 350). В соответствии с классификацией образовательных учреждений, может являться начальной школой - детским садом; начальной школой-детским садом компенсирующего вида; прогимназией;
ДОУ "Домашний детский сад" - имеющий пониженную численность детей в детских группах (по 10 - 12 детей) и размещаемый в первых этажах жилых зданий, вместимостью не более 6 групп;
Комплекс дошкольного воспитания (КДВ), объединяющий несколько отдельно стоящих или встроенных ДОУ, основанный на централизации специализированных помещений общевоспитательного цикла (бассейн, зал-арена для детских утренников и спектаклей, детские кружки и секции) и хозяйственных процессов (приготовление и доставка готовой пищи, стирка белья и т.п.). В составе КДВ, как правило, предусматривается Центр дошкольного воспитания (ЦДВ) - главное здание, в котором размещаются преимущественно детские группы старших возрастов, методический центр всего комплекса, централизованные специализированные помещения общевоспитательного цикла и группы помещений централизованного хозяйственного обслуживания. При этом остальные здания ДОУ комплекса дошкольного воспитания могут иметь пониженную вместимость - 4 - 6 детских групп, именоваться групповыми отделениями и предусматриваться не только отдельно стоящими, но и встроенными в первые этажи жилых зданий или встроенно-пристроенными (пристроенными) к жилым домам. В качестве ЦДВ в комплексе дошкольного воспитания может предусматриваться ДОУ общего типа или "Начальная школа -детский сад". Групповые отделения могут быть специализированными, т.е. осуществлять программную деятельность, определяемую видом образовательного учреждения. Общеразвивающее групповое отделение может быть отделением только интеллектуального или только художественного развития детей, или компенсирующим и иметь специализацию, определяемую видом нарушений развития детей (п. 3.4 настоящих норм) и т.п.
3.6. Дополнительно к расчетной сети (к государственной городской системе ДОУ), могут предусматриваться:
Малые ДОУ (детские сады на 0,5 - 3 группы), в том числе проектируемые с учетом возможной централизации приготовления пищи и ее доставки в малые ДОУ;
Малокомплектные ДОУ (детские сады на 1 - 3 разновозрастные группы), которые также могут работать на основе централизованной доставки готовой пищи.
Разновидностями малых и малокомплектных ДОУ являются прогулочные группы (посещая которые, дети спят и обедают дома) и дежурные группы кратковременного присмотра (предполагающие эпизодическое посещение, когда родителям нужно оставить ребенка под присмотром на период от нескольких часов до нескольких суток), размещаемые на первых этажах многоквартирных жилых домов, а также "Семейный детский сад" - организуемый, как правило, в квартире не выше 3-го этажа многоэтажного жилого дома (СНиП 31-01-2003).
Эти дошкольные учреждения предусматриваются только как частные для применения в котеджных поселках и многоквартирных жилых домах I категории комфорта в качестве дополнительных к официальной государственной системе ДОУ.
3.7. Расчетную наполняемость детских групп следует принимать: для детей от 2 месяцев до 1 года - 10 детей; от 1 года до 3 лет - 15 детей; в разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов (3 - 7 лет) - 10 детей; в разновозрастных группах при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 детей; в одновозрастных группах для детей 3 - 7 лет - 20 детей (оптимальная - 15).
При проектировании по государственному заказу здания ДОУ общего типа следует предусматривать универсальными, поэтому расчетную наполняемость детских групп следует принимать: для детей от 2 месяцев до 3 лет - 15 мест; для детей от 3 до 7 лет - 20 мест.
3.8. В ДОУ для детей с нарушениями развития наполняемость детских групп определяется в зависимости от вида нарушений физического и умственного развития детей (таблица 1).
Таблица 1
┌──────┬────────────────────────────────────────┬───────────────────────┐
│NN п/п│ Вид отклонений в развитии детей │ Наполняемость детских │
│ │ (см. п. 3.4 настоящих норм) │ групп, мест │
│ │ ├───────────┬───────────┤
│ │ │ В группах │ В группах │
│ │ │ детей │ детей │
│ │ │до 3-х лет │старше 3-х │
│ │ │ │ лет │
├──────┼────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │
├──────┼────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┤
│ 1 │Для детей с тяжелыми нарушениями речи │ 6 │ 10 │
├──────┼────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┤
│ 2 │Для детей с фонетико-фонематическими│ -* │ 12 │
│ │нарушениями речи │ │ │
├──────┼────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┤
│ 3 │Для глухих детей │ 6 │ 6 │
├──────┼────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┤
│ 4 │Для слабослышащих детей │ 6 │ 8 │
├──────┼────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┤
│ 5 │Для слепых детей │ 6 │ 6 │
├──────┼────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┤
│ 6 │Для слабовидящих детей, для детей с│ 6 │ 10 │
│ │косоглазием и амблиопией │ │ │
├──────┼────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┤
│ 7 │Для детей с нарушением│ 6 │ 8 │
│ │опорно-двигательного аппарата │ │ │
├──────┼────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┤
│ 8 │Для детей с нарушением интеллекта│ 6 │ 10 │
│ │(умственной отсталостью) │ │ │
├──────┼────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┤
│ 9 │Для детей с задержкой психического│ 6 │ 10 │
│ │развития │ │ │
├──────┼────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┤
│ 10 │Для детей с глубокой умственной│ - │ 8 │
│ │отсталостью │ │ │
├──────┼────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┤
│ 11 │Для детей с туберкулезной интоксикацией │ 10 │ 15 │
├──────┼────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┤
│ 12 │Для детей со сложными дефектами (2 и│ 5 │ 5 │
│ │более дефекта) │ │ │
└──────┴────────────────────────────────────────┴───────────┴───────────┘
┌──────┬────────────────────────────────────────┬───────────────────────┐
* Только в возрасте старше 3-х лет.
3.9. При проектировании частных детских садов общего типа минимальная расчетная наполняемость детских групп лимитируется. В малых ДОУ наполняемость ясельных групп - не менее 6 мест, дошкольных - не менее 10 мест. Предельно допустимая наполняемость детских групп: для детей от 1 года до 3 лет - 15 мест; для детей от 3 до 7 лет - 20 мест.
З.10. Расчетная вместимость вновь строящихся отдельно стоящих зданий ДОУ общего типа не должна превышать 350 мест, встроенных (встроенно-пристроенных) в жилые здания и пристроенных к их торцам - 150 мест.
Общее расчетное число мест отдельно стоящего здания "Начальная школа- детский сад" не должно превышать 350 мест.
Расчетная вместимость Комплексов дошкольного воспитания (КДВ), проектируемых на основе централизованного обслуживания нескольких отдельно расположенных зданий или встроенных (встроенно-пристроенных) детских садов, определяется заданием на проектирование (технологическим заданием).
Ориентировочные состав и вместимость Большого комплекса дошкольного воспитания - 10 - 12 зданий ДОУ на 6 групп (встроенных или встроенно-пристроенных групповых отделений по 4 группы) и Центр дошкольного воспитания (ЦДВ) - на 10 - 12 групп; Малого комплекса дошкольного воспитания - 5 - 6 зданий ДОУ (встроенных групповых отделений) на 2 - 3 детские группы и Центр дошкольного воспитания на 6-8 детских групп.
Количество мест в КДВ, в здании Центра дошкольного воспитания и групповых отделениях определяется технологическим заданием, поскольку его групповые отделения могут быть дошкольными образовательными учреждениями различных видов, в том числе компенсирующими ДОУ для детей с различными нарушениями физического и умственного развития. Вместимость групповых отделений может зависеть также от планировочных параметров жилых домов (блок-секций) или параметров отдельно стоящих зданий групповых отделений КДВ, например, в коттеджных поселках.
Расчетная вместимость ДОУ компенсирующего вида определяется технологическим заданием.
3.11. Расчетная вместимость зданий ДОУ (общее число мест) и соотношение детских групп разного возраста определяется заданием на проектирование, исходя из организационной структуры (определяется образовательной программой), расчетной наполняемости детских групп, градостроительных и социально-демографических условий.
3.12. При отсутствии данных демографических исследований или специальных программ строительства, общую потребность жилого района в ДОУ следует принимать:
для Центрального административного округа города Москвы - 52 места на 1000 жителей;
для остальных административных округов города Москвы - 54 места на 1000 жителей, кроме районов массовой жилой застройки с единовременным вводом большого количества жилых домов, для которых в качестве расчетного показателя следует принимать 70 мест на 1000 жителей.
3.13. Рекомендуется следующее соотношение возрастных групп в здании ДОУ:
в ДОУ общего типа на 4 - 6 групп - одна группа для детей раннего возраста (1,5 - 3 лет), одна группа детей 3 - 4 лет, остальные группы детей 4 - 5 лет и 5 - 7 лет;
в ДОУ общего типа на 8 - 10 групп - две группы для детей 1 - 2 и 2 - 3 лет, одна-две группы детей 3 - 4 лет, две-четыре группы детей 4 - 5 лет, две-четыре группы детей 5 - 7 лет;
в ДОУ общего типа на 12 - 14 групп: 1 группа для детей до 1,5 лет; 1 группа - для детей с 1,5 до 2 лет; 2 группы - для детей 2 - 3 лет; 2 группы - для детей 3 - 4 лет; 2 группы - для детей 4 - 5 лет; 2 группы для детей 5 - 6 лет, 1 - 2 группы для детей 6 - 7 лет и 1 - 2 группы кратковременного пребывания.
В дошкольных отделениях зданий "Начальная школа - детский сад" рекомендуется предусматривать группы детей не младше 4-х лет.