Свод правил СП 23-105-2004 "Оценка вибрации при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов метрополитена" (введен в действие постановлением Госстроя РФ от 9 марта 2004 г. N 20) стр. 10

В сводной таблице Ж.1 представлены конструкции для обделки прямоугольного типа. Аналогичные результаты получаются и для других конструкций: круглой и прямоугольной сдвоенной.
2045 × 1942 пикс.     Открыть в новом окне
2040 × 2580 пикс.     Открыть в новом окне

Приложение З (рекомендуемое) Пример подбора параметров виброизолирующей конструкции верхнего строения пути

Исходные данные

Пусть на участке линии метрополитена имеется типовая конструкция тоннельной обделки прямоугольного очертания с глубиной заложения 10 м (от оси тоннеля до поверхности грунта). Грунтовые условия определяются типичными для Москвы влажными песчаными грунтами со скоростью продольных и поперечных упругих волн соответственно 900 и 170 м/с, плотностью 1800  и декрементом затухания 0,1. Величины возбуждаемых на поверхности грунта уровни# вибраций определяются согласно разделу 3 и представлены на рисунке Б.1: а) - 31,5 Гц; б) 63 - Гц. Этим частотным диапазонам соответствуют предельно допустимые санитарными нормами значения в жилых помещениях для ночного времени 57 дБ.
Предполагается, что требуется выполнение санитарных норм на расстоянии 10 м от оси тоннеля. На рисунке Б.1 приведены соответствующие расчетные значения ожидаемой вибрации (67,3 и 70,2 дБ на 10 м от оси тоннеля). Таким образом требуется снижение уровней возбуждаемой вибрации в диапазонах 31,5 и 63 Гц соответственно на 10,2 и 13,2 дБ. Для предварительного подбора типа виброизолирующей конструкции верхнего строения необходимо обратиться к таблице Ж.1 настоящих Правил. Требуемую эффективность обеспечивают конструкции верхнего строения пути типа амортизаторов или упругого мата под балластным корытом или амортизаторов под лежневыми блоками. Упругие характеристики соответствующих конструкций подбираются с использованием рисунков 4 - 11. Для конкретных значений параметров грунта имеем следующие величины требуемых коэффициентов упругости: для упругих элементов, расположенных под балластным корытом Н/м и под лежневыми блоками Н/м в расчете на длину вагона.
Далее проверяется требование удовлетворения условий на статическую просадку системы под нагрузкой подвижного состава. Для этого используется рисунок 5.12. Имеем для жесткости Н/м просадку мм и для Н/м мм, что в обоих случаях удовлетворяет техническим требованиям ( мм) [5].
1669 × 2581 пикс.     Открыть в новом окне
В заключение проверяются прогнозируемые уровни виброскорости (с учетом вибропонижающего мероприятия) на соответствие санитарным нормам. В рассматриваемом случае имеем для 31.5 Гц величину L = 61,3 - 10,2 = 51,1 дБ (оба варианта конструкций) и для 63 Гц L = 58,1 - 25 = 33,1 дБ - амортизаторы под балластным корытом и L = 58,1 - 23 = 35,1 дБ - под лежневыми блоками. Во всех случаях санитарные нормы, приводимые в таблице 3.1, будут выполняться.
Выбор конкретного конструктивного решения (сплошные упругие маты или набор амортизаторов) под балластным корытом или лежневыми блоками осуществляется из имеющихся технических или/и экономических возможностей.
Примечание. В случае, если ни одно из приведенных решений не обеспечивает требуемой виброизоляции применяются дополнительные мероприятия, приведенные в разделе 5.3 (таблицы 5.1 и 5.2) настоящего свода правил, а также мероприятия, реализуемые в грунте между источником (тоннелем метрополитена) и нормируемой точкой на поверхности грунта, приводимые в разделе 3.

Приложение И (обязательное) Определение постоянной С

И.1 При условии выбора одинакового числа событий прохождения поездов за время измерения в различные режимы движения и предположении, что фон существенно ниже сигнала, регистрируемого от поезда, и его можно не учитывать при определении среднего квадратического корректированного или спектрального значения виброскорости за время измерения, значения для различных режимов движения связаны с определенным по 6.4.1.4 (6.4.2) средним квадратическим корректированным (спектральным) значением виброскорости за время измерения, , соответствующим режиму l (в котором выполнены измерения), выражением
, , , (A.1)
где и - интервалы движения поездов в j-ом режиме и режиме l, в котором выполнены измерения, мин.
А.2 Значения постоянной , связывающей эквивалентное корректированное (спектральное) значение виброскорости за время оценки со средним квадратическим корректированным (спектральным) значением виброскорости за время измерения, определенным для режима, в котором выполнены измерения, вычисляют по формуле
, (А.2)
где - время оценки вибрационного воздействия: 16 ч днем, 8 ч ночью; - частичное время воздействия вибрации, соответствующее реализации j-ого режима движения поездов.
Пример - Представленная службой движения информация о числе поездов, задействованных на линиях Московского метрополитена в различное время суток, приведена в таблице И.1.
В таблице И.2 приведены вычисленные по данным таблицы И.1 интервалы движения поездов в различное время суток. Можно выделить от 5 до 8 режимов движения поездов в дневное время и от 3 до 5 режимов движения поездов в ночное время, характеризующихся одинаковыми интервалами .
Значения постоянной Сl, вычисленные из (И.2) для случая выполнения измерений в режиме наиболее интенсивного движения поездов (таблица И.2), приведены в таблице И.3.
Таблица И.1
График движения поездов по линиям Московского метрополитена
Время
Сокольническая линия
Замоскворецкая линия
Каховская-Каширская линия
Арбатско-Покровская линия
Филевская линия
Дни/
Часы
Рабочие
Субботние
Воскресные
Пятница
Рабочие
Субботние
Воскресные
Пятница
Рабочие
Субботние
Воскресные
Пятница
Рабочие
Субботние
Воскресные
Пятница
Рабочие
Субботние
Воскресные
Пятница
5 - 6
8
7
7
8
13
13
11
13
4
3
3
4
7
6
6
6
8
6
4
8
6 - 7
21
11
11
21
29
27
20
29
14
12
10
14
20
18
16
21
18
13
11
18
7 - 1
34
22
22
34
31
30
21
38
14
15
12
14
36
24
16
36
32
17
12
32
8 - 9
36
24
24
36
39
30
24
39
16
15
12
16
36
27
16
36
32
17
15
32
9 - 10
25
24
24
25
21
21
25
21
14
12
12
14
23
24
18
23
17
16
15
17
10 - 11
25
25
25
25
24
21
26
24
12
12
12
12
22
24
18
22
15
16
15
15
11 - 12
27
26
26
27
24
21
26
24
12
12
12
12
22
24
18
22
15
16
15
15
12 - 13
27
26
26
27
24
21
26
24
12
12
12
12
22
24
18
22
15
16
15
15
13 - 14
27
27
27
27
25
21
26
25
12
12
12
12
22
24
18
22
15
16
15
17
14 - 15
27
27
27
28
30
27
26
30
15
12
12
15
22
24
18
22
17
16
15
23
15 - 16
30
27
27
36
34
27
26
34
15
12
12
15
22
24
18
30
23
16
15
26
16 - 17
32
27
27
36
36
27
26
36
17
12
12
17
30
24
18
36
26
16
15
32
17 - 18
36
27
27
32
40
27
26
40
20
12
12
20
36
24
18
34
32
17
15
32
18 - 19
36
21
25
30
40
27
25
40
20
12
12
20
36
24
18
26
32
17
15
25
19 - 20
26
21
21
21
31
27
25
38
18
12
12
18
27
24
18
22
25
17
15
11
20 - 21
24
19
19
24
34
24
23
34
15
12
12
15
20
19
15
17
18
15
15
14
21 - 22
19
15
15
17
24
22
21
24
12
10
10
12
19
17
15
15
14
12
14
13
22 - 23
14
13
13
12
22
18
19
22
10
10
10
10
13
14
14
15
13
11
13
13
23 - 24
10
11
11
8
18
16
14
18
8
6
6
8
12
14
13
12
12
11
12
12
24 - 01
7
8
8
6
12
10
10
12
6
6
6
6
12
14
14
13
11
11
11
11
01 - 02
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Время
Кольцевая линия
Калужско-Рижская линия
Таганско-Краснопресненская линия
Калининская линия
Серпуховско-Тимирязевская линия
Люблинская линия
Дни/
Часы
Рабочие
Субботние
Воскресные
Пятница
Рабочие
Субботние
Воскресные
Пятница
Рабочие
Субботние
Воскресные
Пятница
Рабочие
Субботние
Воскресные
Пятница
Рабочие
Субботние
Воскресные
Пятница
Рабочие
Субботние
Воскресные
Пятница
5 - 6
9
8
9
9
14
10
8
14
9
6
6
9
6
5
5
6
8
7
6
7
5
4
3
5
6 - 7
21
28
16
21
31
25
17
31
28
18
14
28
20
13
13
20
23
13
9
23
15
15
10
15
7 - 1
34
28
20
34
38
27
19
38
39
26
18
39
34
19
19
34
38
20
11
38
20
17
15
20
1 - 9
34
26
24
34
38
26
22
38
40
25
20
40
34
20
20
34
38
20
12
38
20
17
15
20
9 - 10
25
24
24
24
30
26
23
30
25
25
21
25
20
18
18
20
22
17
15
22
15
17
13
15
10 - 11
22
24
24
22
25
26
24
25
20
24
22
20
20
17
17
20
20
17
15
20
12
17
15
12
11 - 12
22
26
24
22
25
26
24
25
20
24
22
20
20
17
17
20
20
17
15
20
12
17
15
12
12 - 13
22
26
24
22
25
26
24
25
20
24
22
20
20
17
17
20
20
17
15
20
12
17
15
12
13 - 14
22
26
24
22
25
26
24
25
20
24
22
24
20
17
17
20
20
17
15
20
12
17
15
12
14 - 15
22
26
24
23
25
26
24
30
24
24
22
27
20
17
17
26
20
17
15
22
12
17
15
15
15 - 16
23
26
24
28
30
26
24
36
28
24
22
36
24
17
17
34
22
17
15
30
15
17
15
18
16 - 17
28
26
24
33
35
26
24
38
38
24
22
39
26
17
17
34
30
17
15
38
18
17
15
20
17 - 18
33
26
24
35
38
25
24
38
39
24
22
37
34
17
17
28
38
17
15
38
20
17
15
20
18 - 19
35
26
24
25
38
25
25
32
35
24
22
30
34
16
16
24
38
17
16
25
20
17
15
18
19 - 20
25
22
23
20
30
24
26
30
25
20
22
26
22
15
15
17
23
15
17
22
18
15
15
15
20 - 21
19
22
22
20
24
21
23
21
20
18
21
21
17
15
15
15
17
15
15
17
15
15
15
15
21 - 22
17
20
20
17
19
18
22
16
16
16
21
16
14
10
10
13
14
12
12
14
12
15
15
12
22 - 21
14
18
16
15
15
14
18
15
14
13
14
13
10
9
9
10
9
10
10
10
8
8
10
8
21 - 24
14
16
14
14
12
13
14
13
10
10
13
10
8
9
9
7
8
7
8
8
7
7
7
7
24 - 01
14
14
14
13
9
10
10
10
9
9
9
9
6
6
6
6
6
6
6
7
7
7
6
7
01 - 02
3
3
4
4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Таблица И.2
Интервалы движения поездов в одном направлении в рабочие дни на линиях Московского метрополитена по утвержденному графику в соответствии с таблицей И.1
Часы суток
тау_j, мин, на линии
Сокольнической
Замоскворецкой
Каховской-
Каширской
Арбатско-Покровской
Филевской
Кольцевой
Калужско-Рижской
Таганско-
Краснопресненской
Калининской
Серпуховско-Тимирязевской
Люблинской
5 - 6
7,5
4,5
1,5
6.5.5
7,5
6,5
6.3.1.5
6.3.5
10,0
6.4.5
12,0
6 - 7
3,0
2,0
4,5
3,0
3,5
3,0
2,0
2,0
3,0
2,5
6.3.1.0
7 - 8
2,0
1,5
4,5
1,5
2,0
2,0
1,5
1,5
2,0
1,5
3,0
8 - 9
1,5
1,5
4,0
1,5
2,0
2,0
1,5
1,5
2,0
1,5
3,0
9 - 10
2,5
2,0
6.3.1.5
2,5
3,5
2,5
2,0
2,5
3,0
2,5
4,0
10 - 11
2,5
2,5
5,0
2,5
4,0
2,5
2,5
3,0
3,0
3,0
5,0
11 - 12
2,0
2,5
6.3.2.0
2,5
4,0
2,5
2,5
3,0
3,0
3,0
5,0
12 - 13
2,0
2,5
5,0
2,5
4,0
2,5
2,5
3,0
3,0
3,0
6.3.2.0
13 - 14
2,0
2,5
6.3.2.0
2,5
4,0
2,5
2,5
3,0
3,0
3,0
5,0
14 - 15
2,0
2,0
6.3.1.0
2,5
3,5
2,5
2,5
2,5
3,0
3,0
6.3.2.0
15 - 16
2,0
2,0
6.3.1.0
2,5
2,5
2,5
2,0
2,0
2,5
2,5
4,0
16 - 17
2,0
1,5
3,5
2,0
2,5
2,0
1,5
1,5
2,5
2,0
3,5
17 - 18
1,5
1,5
3,0
1,5
2,0
2,0
1,5
1,5
2,0
1,5
3,0
18 - 19
1,5
1,5
3,0
1,5
2,0
1,5
1,5
1,5
2,0
1,5
3,0
19 - 20
2,5
1,5
3,5
2,0
2,5
2,5
2,0
2,5
2,5
2,5
3,5
20 - 21
2,5
2.0
4,0
3,0
3,5
3,0
2,5
3,0
3,5
3,5
4,0
21 - 22
3,0
2,5
5,0
4,0
6.3.1.5
3,5
3,0
6.3.1.0
4,5
4,5
5,0
22 - 23
4,5
2,5
6,0
4,5
4,5
4,5
4,0
4,5
6,0
6,5
7,5
23 - 34
6,0
3,5
7,5
5,0
5,0
4,5
5,0
6,0
7,5
6.4.5
8,5
24 - 01
8,5
5,0
10,0
5,0
5,0
4,5
6,5
6.3.5
10,0
10,0
6.5.5
01 - 02
8,5
8,5
8,5
8,5
8,5
4,5
8,5
6.4.0
6.4.0
6.4.0
8,5
Таблица И.3
Значения постоянной для линий Московского метрополитена при выполнении измерений в режиме наиболее интенсивного движения поездов
Время оценки
Значение С_l, для линии
Сокольнической
Замоскворецкой
Каховской-
Каширской
Арбатско-Покровской
Филевской
Кольцевой
Калужско-Рижской
Таганско-Краснопресненской
Калининской
Серпуховско-Тимирязевской
Люблинской
День
(с 7 ч до
23 ч)
0,85
0,90
0,85
0,80
0,80
0,80
0,85
0,80
0,85
0,80
0,85
Ночь
(с 23 ч до
7 ч)
0,55
0,55
0,60
0,60
0,65
0,60
0,55
0,50
0,55
0,50
0,60

Приложение К (справочное) Библиография

[1]Пособия по проектированию метрополитенов, утвержденного Государственной корпорацией "Трансстрой" в редакции проекта СНиП 2.05.04-92 в соответствии с рекомендацией и разрешением Минстроя России о применении его взамен СНиП II-40-80 впредь до утверждения СНиП "Метрополитены".
[2]Справочник по технической акустике. - Под ред. М. Хекла и Х.А. Мюллера. Л.: Судостроение, 1980, 437 с.
[3]Совершенствование конструкции железнодорожного пути метрополитенов. Труды ВНИИЖТа. Выпуск 630. М.: Транспорт, 1981.
[4]Ландау Л.Д., Лифшиц Е.М. Теория упругости. М. Наука, 1987.
[5]Разработка рекомендаций по виброизолирующей конструкции верхнего строения пути для московского метрополитена. Научно-технический отчет. МОО "Тоннельная ассоциация", 1998.
[6] ВСН211-91Прогнозирование уровней вибрации грунта от движения метропоездов и расчет виброзащитных устройств. Минтрансстрой.
[7] MP 2957-84Методические рекомендации по измерению и гигиенической оценке вибрации в жилых помещениях. Минздрав СССР. - М.: 1984
Зам. председателя  Правления ТАР
С.Н. Власов
Зав. виброакустической лабораторией  ТАР канд. техн. наук, ст. науч. сотр. -  руководитель разработки
С.А. Костарев
Научный консультант ТАР  д-р физ.-мат. наук, проф.
С.А. Рыбак
Гл. науч. сотр. ТАР  канд. физ.-мат. наук
С.А. Махортых
Главный научный сотрудник  доктор техн. наук, снс,  член-кор. Метрологической академии  (раздел 6, приложения Д, И)
И.Е. Цукерников