Межгосударственный стандарт ГОСТ 31015-2002 "Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия" (введен в действие постановлением Госстроя РФ от 5 апреля 2003 г. N 33)

Bituminous stone mastic mixtures and stone mastic asphalt. Specifications

Дата введения 1 мая 2003 г.
Введен впервые

1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на горячие щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси и щебеночно-мастичный асфальтобетон, применяемые для устройства верхних слоев покрытий автомобильных дорог, аэродромов, городских улиц и площадей.
Требования, изложенные в разделах 4, 5, 6 и 7, являются обязательными.

2. Нормативные ссылки

Перечень межгосударственных стандартов, ссылки на которые использованы в настоящем стандарте, приведен в приложении А.

3. Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь (ЩМАС) - рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка из отсевов дробления и минерального порошка), дорожного битума (с полимерными или другими добавками или без них) и стабилизирующей добавки, взятых в определенных пропорциях и перемешанных в нагретом состоянии.
Щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА) - уплотненная щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь.
Стабилизирующая добавка - вещество, оказывающее стабилизирующее влияние на ЩМАС и обеспечивающее устойчивость ее к расслаиванию.

4. Основные параметры и виды

Щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси (далее - смеси) и щебеночно-мастичный асфальтобетон (далее - асфальтобетон) в зависимости от крупности применяемого щебня подразделяют на виды:
ЩМА-20 - с наибольшим размером зерен до 20 мм;
ЩМА-15 - " " " " " 15 мм;
ЩМА-10 - " " " " " 10 мм.

5. Технические требования

5.1 Смеси должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологической документации, утвержденной в установленном порядке предприятием-изготовителем.
5.2 Зерновые составы минеральной части смесей и асфальтобетонов должны соответствовать указанным в таблице 1.
Таблица 1
В процентах по массе
┌─────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Вид смесей и │ Размер зерен, мм, мельче │
│асфальтобето-│ │
│ нов │ │
│ ├────────────┬──────────┬───────────┬──────────┬──────────┬─────────┬──────────┬───────────┬───────────┬────────────┤
│ │ 20 │ 15 │ 10 │ 5 │ 2,5 │ 1,25 │ 0,63 │ 0,315 │ 0,16 │ 0,071 │
├─────────────┼────────────┼──────────┼───────────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────────┼───────────┼────────────┤
│ЩМА-10 │ - │ - │ 100-90 │ 40-30 │ 29-19 │ 26-16 │ 22-13 │ 20-11 │ 17-10 │ 15-10 │
├─────────────┼────────────┼──────────┼───────────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────────┼───────────┼────────────┤
│ЩМА-15 │ - │ 100-90 │ 60-40 │ 35-25 │ 28-18 │ 25-15 │ 22-12 │ 20-10 │ 16-9 │ 14-9 │
├─────────────┼────────────┼──────────┼───────────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────────┼───────────┼────────────┤
│ЩМА-20 │ 100-90 │ 70-50 │ 42-25 │ 30-20 │ 25-15 │ 24-13 │ 21-11 │ 19-9 │ 15-8 │ 13-8 │
├─────────────┴────────────┴──────────┴───────────┴──────────┴──────────┴─────────┴──────────┴───────────┴───────────┴────────────┤
│Примечание - При приемосдаточных испытаниях допускается определять зерновые составы смесей по контрольным ситам в соответствии с│
│данными, выделенными жирным шрифтом. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
5.3 Показатели физико-механических свойств асфальтобетонов, применяемых в конкретных дорожно-климатических зонах, должны соответствовать указанным в таблице 2.
Таблица 2
┌────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Наименование показателя │ Значение показателя для дорожно-климатических зон │
│ ├──────────────────┬───────────────────┬──────────────────┤
│ │ I │ II, III │ IV, V │
├────────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────────┼──────────────────┤
│Пористость минеральной части, % │ От 15 до 19 │ От 15 до 19 │ От 15 до 19 │
├────────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────────┼──────────────────┤
│Остаточная пористость, % │ От 1,5 до 4,0 │ От 1,5 до 4,5 │ От 2,0 до 4,5 │
├────────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────────┼──────────────────┤
│Водонасыщение, % по объему: │ │ │ │
│ │ │ │ │
│образцов, отформованных из смесей │ От 1,0 до 3,5 │ От 1,0 до 4,0 │ От 1,5 до 4,0 │
│ │ │ │ │
│вырубок и кернов готового покрытия,│ 3,0 │ 3,5 │ 4,0 │
│не более │ │ │ │
├────────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────────┼──────────────────┤
│Предел прочности при сжатии, МПа, не│ │ │ │
│менее: │ │ │ │
│ │ │ │ │
│при температуре 20°С │ 2,0 │ 2,2 │ 2,5 │
│ │ │ │ │
│при температуре 50°С │ 0,60 │ 0,65 │ 0,70 │
│ │ │ │ │
│Сдвигоустойчивость: │ │ │ │
│ │ │ │ │
│коэффициент внутреннего трения, не│ 0,92 │ 0,93 │ 0,94 │
│менее │ │ │ │
│ │ │ │ │
│сцепление при сдвиге при температуре│ 0,16 │ 0,18 │ 0,20 │
│50°С, МПа, не менее │ │ │ │
├────────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────────┼──────────────────┤
│Трещиностойкость - предел прочности│ │ │ │
│на растяжение при расколе при│ │ │ │
│температуре 0°С, МПа: │ │ │ │
│ │ │ │ │
│не менее │ 2,0 │ 2,5 │ 3,0 │
│ │ │ │ │
│не более │ 5,5 │ 6,0 │ 6,5 │
├────────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────────┼──────────────────┤
│Водостойкость при длительном│ 0,90 │ 0,85 │ 0,75 │
│водонасыщении, не менее │ │ │ │
├────────────────────────────────────┴──────────────────┴───────────────────┴──────────────────┤
│Примечания │
│1. Для ЩМА-10 допускается снижать нормы коэффициента внутреннего трения на 0,01 по абсолютной│
│величине. │
│2. При использовании полимерно-битумных вяжущих допускается снижать нормы сцепления при сдвиге│
│и предела прочности на растяжение при расколе на 20%. │
│3. При использовании смесей для покрытия аэродромов в местах стоянок воздушных судов нормы│
│прочности при сжатии и сцепления при сдвиге следует увеличивать на 25 %. │
└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
5.4 Смеси должны выдерживать испытание на сцепление вяжущего с поверхностью минеральной части смеси.
5.5 Смеси должны быть устойчивыми к расслаиванию в процессе транспортирования и загрузки - выгрузки. Устойчивость к расслаиванию определяют в соответствии с приложением В по показателю стекания вяжущего, который должен быть не более 0,20% по массе. При подборе состава смеси рекомендуется, чтобы показатель стекания вяжущего находился в пределах от 0,07% до 0,15% по массе.
5.6 Смеси должны быть однородными. Однородность смесей оценивают коэффициентом вариации показателей предела прочности при сжатии при температуре 50°С, который должен быть не более 0,18.
5.7 Температура смесей в зависимости от применяемого битумного вяжущего при отгрузке потребителю и при укладке должна соответствовать значениям, указанным в таблице 3.
Таблица 3
┌─────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐
│Глубина проникания иглы, 0,1 мм, │ Температура,°С │
│ при температуре 25°С │ │
│ ├───────────────┬─────────────────────┤
│ │ при отгрузке │при укладке, не менее│
├─────────────────────────────────┼───────────────┼─────────────────────┤
│От 40 до 60 включ. │ От 160 до 175 │ 150 │
├─────────────────────────────────┼───────────────┼─────────────────────┤
│Св. 60 до 90 включ. │ От 155 до 170 │ 145 │
├─────────────────────────────────┼───────────────┼─────────────────────┤
│Св. 90 до 130 включ. │ От 150 до 165 │ 140 │
├─────────────────────────────────┼───────────────┼─────────────────────┤
│Св. 130 до 200 │ От 140 до 160 │ 135 │
└─────────────────────────────────┴───────────────┴─────────────────────┘
5.8 Смеси и асфальтобетоны в зависимости от значения суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов ( ) в применяемых материалах [6], используют при:
до 740 Бк/кг - для строительства дорог и аэродромов без ограничений;
до 1500 Бк/кг - для строительства дорог вне населенных пунктов и зон перспективной застройки.
5.9 Проектирование составов смесей и асфальтобетонов рекомендуется проводить в соответствии с приложением Б. Составы смесей для устройства верхних слоев покрытий взлетно-посадочных полос аэродромов должны быть согласованы в установленном порядке с институтом "Аэропроект".
5.10 Требования к материалам
5.10.1 Щебень из плотных горных пород и щебень из металлургических шлаков, входящий в состав смесей, должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267 и ГОСТ 3344. Для приготовления смесей и асфальтобетонов применяют щебень фракции от 5 мм до 10 мм, св. 10 мм до 15 мм, св. 15 мм до 20 мм, а также смеси фракций от 5 мм до 15 мм и от 5 мм до 20 мм. Марка по дробимости щебня из изверженных и метаморфических горных пород должна быть не менее 1200, из осадочных горных пород, гравия и металлургических шлаков - не менее 1000, марка щебня по истираемости должна быть И1. Марка щебня по морозостойкости должна быть не ниже F50.
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в щебне должно быть не более 15% по массе.
Содержание дробленых зерен в применяемом щебне из гравия должно быть не менее 85% по массе.
5.10.2 Песок из отсевов дробления горных пород должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736; марка по прочности песка должна быть не ниже 1000; содержание глинистых частиц, определяемых методом набухания, - не более 0,5%, при этом содержание зерен мельче 0,16 мм (в том числе пылевидных и глинистых частиц в этой фракции) не нормируется.
5.10.3 Минеральный порошок должен соответствовать требованиям ГОСТ 16557. * При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается применять взамен минерального порошка пыль из системы пылеулавливания смесительной установки в таком количестве, чтобы содержание ее в зернах мельче 0,071 мм было не более 50% по массе. Содержание глинистых частиц в пыли улавливания, определяемых методом набухания, должно быть не более 5,0% по массе.
5.10.4 В качестве стабилизирующей добавки применяют целлюлозное волокно или специальные гранулы на его основе, которые должны соответствовать требованиям технической документации предприятия-изготовителя.
Целлюлозное волокно должно иметь ленточную структуру нитей длиной от 0,1 мм до 2,0 мм. Волокно должно быть однородным и не содержать пучков, скоплений нераздробленного материала и посторонних включений. По физико-механическим свойствам целлюлозное волокно должно соответствовать значениям, указанным в таблице 4.
Таблица 4
┌───────────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐
│ Наименование показателя │Значение показателя│
├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│Влажность, % по массе, не более │ 8,0 │
├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│Термостойкость при температуре 220°С по изменению │ 7,0 │
│массы при прогреве, %, не более │ │
├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│Содержание волокон длиной от 0,1 мм до 2,0 мм, %, │ 80 │
│не менее │ │
└───────────────────────────────────────────────────┴───────────────────┘
Допускается применять другие стабилизирующие добавки, включая полимерные или иные волокна с круглым или удлиненным поперечным сечением нитей длиной от 0,1 мм до 10,0 мм, способные сорбировать (удерживать) битум при технологических температурах, не оказывая отрицательного воздействия на вяжущее и смеси. Обоснование пригодности стабилизирующих добавок и оптимального их содержания в смеси устанавливают посредством проведения испытаний ЩМА по ГОСТ 12801 и устойчивости к расслаиванию смеси в соответствии с приложением В.
5.10.5 В качестве вяжущих применяют битумы нефтяные дорожные вязкие по ГОСТ 22245, а также модифицированные, полимерно-битумные вяжущие (ПБВ) и другие битумные вяжущие с улучшенными свойствами по нормативной и технической документации, согласованной и утвержденной заказчиком в установленном порядке.