Постановление Госстроя РФ от 8 января 2003 г. N 2"О Своде правил "Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда" стр. 27

5.16.12. По прибытии на объект, указанный в путевом листе, машинист обязан:
а) явиться к руководителю работ, в распоряжение которого направлен, предъявить путевой лист и удостоверение о проверке знаний безопасных методов труда, получить производственное задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;
б) совместно с руководителем работ убедиться в отсутствии опасных производственных факторов на месте установки машины (от строящихся зданий, работающих машин и механизмов, откосов котлованов и траншей), а также в ограждении опасной для нахождения людей зоны работы автогудронатора;
в) проконтролировать прочность крепления шланга в места его подвески и убедиться в надежности стыковых соединений;
г) условиться с гидроизолировщиками о системе звуковых и знаковых сигналов во время работы.
д) по окончании работы закрыть крышку люка и закрепить ее.
5.16.13. При разогреве вяжущих материалов в цистерне автогудронатора машинист обязан:
а) до начала разогрева проверить уровень вяжущих материалов в цистерне. Разогревать битум разрешается, если уровень материала превышает верх жаровых труб более чем на 200 мм;
б) зажигать форсунку при помощи факела (запальника) с длинной ручкой (1,5-2 м), находясь сбоку;
в) подавать топливо к форсункам вначале слабой струей, постепенно увеличивая подачу до нормальной;
г) в процессе разогрева осуществлять надзор за работой системы подогрева.
5.16.14. При установке и перемещении автогудронатора вблизи выемок (котлованов и траншей) машинист обязан соблюдать минимальные расстояния приближения от основания откоса выемки до ближайшей опоры автогудронатора не менее указанных в таблице.
5.16.15. Перед началом разлива вяжущего материала машинист обязан погасить форсунку и закрыть вентили трубопровода подачи топлива.
5.16.16. При эксплуатации автогудронатора во избежание утечки вяжущего материала машинист обязан периодически подтягивать болты крепления фланцев крана, проверять сальниковые уплотнители поплавкового указателя уровня.
В случае протекания битума через крышку верхнего люка следует сменить уплотняющую прокладку.
Таблица

Минимальные расстояния установки машины вблизи выемок с откосами

┌───────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┐
│Глубина выемки,│Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до│
│ м │ ближайшей опоры автогудронатора, м, при грунте │
│ ├─────────────┬─────────────┬──────────────┬────────────┤
│ │ песчаном │ супесчаном │ суглинистом │ глинистом │
├───────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────────┼────────────┤
│ 1 │ 1,5 │ 1,25 │ 1,00 │ 1,00 │
├───────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────────┼────────────┤
│ 2 │ 3,0 │ 2,40 │ 2,00 │ 1,50 │
├───────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────────┼────────────┤
│ 3 │ 4,0 │ 3,60 │ 3,25 │ 1,75 │
├───────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────────┼────────────┤
│ 4 │ 5,0 │ 4,40 │ 4,00 │ 3,00 │
├───────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────────┼────────────┤
│ 5 │ 6,0 │ 5,30 │ 4,75 │ 3,50 │
└───────────────┴─────────────┴─────────────┴──────────────┴────────────┘
5.16.17. После окончания поступления вяжущего материала машинист обязан выключить насос, закрыть запорный клапан и слить остатки битума из шланга, закрыть крышку люка и закрепить ее.
5.16.18. Ремонтировать, смазывать и очищать автогудронатор машинист обязан только при выключенном двигателе и после принятия мер против его самопроизвольного движения.
5.16.19. При перемещении автогудронатора своим ходом по дорогам общего пользования машинист обязан выполнять правила дорожного движения.
5.16.20. При эксплуатации базового автомобиля машинист автогудронатора обязан выполнять требования ТИ РО-005.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.16.21. При воспламенении битума в цистерне машинист обязан:
плотно закрыть крышку, а если имеются горящие подтеки на цистерне, направить на них струю из огнетушителя.
При невозможности ликвидировать очаг возгорания своими силами машинист должен вызвать пожарную охрану и сообщить о случившемся руководителю работ.
5.16.22. При разрыве битумопровода машинист обязан выключить насос или двигатель автомобиля, закрыть запорный клапан, слить остатки битума из шланга и заменить поврежденный участок битумопровода.
5.16.23. При неисправности двигателя или рабочего оборудования работу автогудронатора необходимо прекратить и принять меры #устранению неисправности.

Требования безопасности по окончании работы

5.16.24. По окончании работы машинист обязан:
а) слить из цистерны и распределительных битумопроводов остатки вяжущих материалов;
б) поставить автогудронатор на место стоянки, затормозить его и принять меры, исключающие его запуск посторонним лицом;
в) очистить гудронатор от вяжущих материалов, прочистить и поставить на место сетки фильтров;
г) сдать путевой лист и о всех замеченных неисправностях в работе автогудронатора сообщить руководителю работ и лицу, осуществляющему надзор за его безопасной эксплуатацией.

5.17. Машинистов автовышек и автогидроподъемников ТИ РО-017-2003

Настоящая отраслевая типовая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, указанных в разделе 2 настоящего документа, а также нормативных документов Госгортехнадзора России и предназначена для машинистов автовышек и автогидроподъемников (далее - машинистов) при выполнении ими работ согласно профессии и квалификации.

Общие требования безопасности

5.17.1. Работники не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие водительское удостоверение и профессиональные навыки для работы машинистами, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:
обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленным Минздравом России;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.
5.17.2. Допуск к работе машинистов должен оформляться приказом организации владельца автоподъемника. Перед назначением на должность машинисты должны быть обучены по соответствующим программам и аттестованы в порядке, установленном правилами Госгортехнадзора России. При переводе машинистов с одного автоподъемника на другой того же типа, но другой модели он должен быть ознакомлен с особенностями устройства и пройти стажировку.
5.17.3. Машинисты обязаны соблюдать требования безопасности для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:
острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях оборудования, материалов;
возникновение напряжения на металлических конструкциях и частях оборудования, нормально находящегося без напряжения;
движущиеся машины и их рабочие органы;
опрокидывание машин, падение их частей.
5.17.4. Для защиты от механических воздействий машинисты обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно комбинезоны хлопчатобумажные, сапоги резиновые, ботинки кожаные выдаваемые дополнительно), рукавицы комбинированные, ботинки кожаные, костюмы на утепляющей прокладке и валенки для зимнего периода.
При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски.
5.17.5. Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах машинисты обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации.
Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.