Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 7-ФЗ О клиринге и клириеговой деятельности стр. 3

7. В случае принятия решения о приостановлении или досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа клиринговая организация обязана одновременно с принятием указанного решения принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа или нового единоличного исполнительного органа. При этом функции временного единоличного исполнительного органа могут осуществляться только лицом, которое состоит в штате работников клиринговой организации либо входит в состав ее совета директоров (наблюдательного совета) или коллегиального исполнительного органа. Лицо, осуществляющее функции временного единоличного исполнительного органа клиринговой организации, должно отвечать требованиям, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи. Требования, установленные настоящей частью, не распространяются на кредитные организации, осуществляющие клиринговую деятельность.
8. Избрание (назначение) лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа (временного единоличного исполнительного органа), руководителя службы внутреннего контроля (контролера), руководителя службы управления рисками (лица, осуществляющего управление рисками) клиринговой организации, за исключением кредитной организации, а также функции руководителя структурного подразделения клиринговой организации, созданного для осуществления клиринговой деятельности (в случае совмещения клиринговой деятельности с иными видами деятельности), допускается с предварительного согласия федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.
9. Клиринговая организация обязана направить уведомление в письменной форме в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков о предполагаемом избрании (назначении) соответствующего должностного лица. Указанное уведомление должно содержать сведения, подтверждающие соблюдение требований, установленных частями 1, 2 и 6 настоящей статьи. Требования к порядку и форме предоставления указанного уведомления определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков. Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного уведомления дает в письменной форме согласие на избрание (назначение) соответствующего кандидата на должность или отказ в его избрании (назначении). Такой отказ допускается в случае несоответствия кандидата требованиям, установленным частями 1, 2 и 6 настоящей статьи, или в случае включения в уведомление неполных или недостоверных сведений.
10. Если федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков ранее было дано согласие на избрание (назначение) кандидата на должность, указанную в части 8 настоящей статьи, согласие федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков на избрание (назначение) этого кандидата на ту же должность не требуется. Клиринговая организация в этом случае обязана направить уведомление, указанное в части 9 настоящей статьи.
11. Клиринговая организация, за исключением кредитной организации, обязана уведомлять в письменной форме федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков о назначениях на должности руководителя филиала, главного бухгалтера или иного должностного лица клиринговой организации, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Клиринговая организация обязана в порядке и сроки, которые предусмотрены настоящей частью, уведомить федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков о лице, на которое возложены функции единоличного исполнительного органа на срок более одного месяца.
12. Клиринговая организация обязана уведомлять в письменной форме федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков об освобождении от должности лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.
13. Клиринговая организация обязана направить уведомление в письменной форме в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков об избрании (освобождении) членов совета директоров (наблюдательного совета) и членов коллегиального исполнительного органа клиринговой организации в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения.

Статья 7. Требования к учредителям (участникам) клиринговой организации

1. Лицом, имеющим право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) клиринговой организации, распоряжаться 5 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал клиринговой организации, не может являться:
1) юридическое лицо, зарегистрированное в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации;
2) юридическое лицо, у которого за совершение нарушения была аннулирована (отозвана) лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности финансовой организации;
3) физическое лицо, указанное в части 5 статьи 6 настоящего Федерального закона.
2. Лицо, указанное в абзаце первом части 1 настоящей статьи, обязано направить уведомление в клиринговую организацию и федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков:
1) о приобретении им права прямо или косвенно распоряжаться 5 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал клиринговой организации;
2) об изменении доли голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), которые составляют уставный капитал клиринговой организации и которыми оно вправе распоряжаться, ниже на 1 процент, а в случае снижения указанной доли более чем на 5 процентов - независимо от количества отчужденных голосующих акций (долей);
3) о своем соответствии (несоответствии) требованиям, установленным частью 1 настоящей статьи.
3. Если уведомление, предусмотренное частью 2 настоящей статьи, не получено клиринговой организацией или из указанного уведомления следует, что лицо, которое вправе прямо или косвенно распоряжаться 5 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал клиринговой организации, не соответствует требованиям, установленным частью 1 настоящей статьи, указанное лицо вправе распоряжаться количеством голосов, не превышающим 5 процентов голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал клиринговой организации. При этом остальные акции (доли), принадлежащие этому лицу, при определении кворума для проведения общего собрания участников клиринговой организации не учитываются.
4. Клиринговая организация в случае отсутствия уведомления, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, обязана направить в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков сообщение об этом.

Статья 8. Требования к собственным средствам клиринговой организации и иные обязательные нормативы

1. Минимальный размер собственных средств клиринговой организации должен составлять не менее 100 миллионов рублей. Состав собственных средств клиринговых организаций должен соответствовать требованиям, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков с учетом видов деятельности, с которыми совмещается ими клиринговая деятельность.
2. Клиринговая организация должна выполнять обязательные нормативы, перечень, величина и методика определения которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков.
3. Требования, установленные настоящей статьей, не распространяются на кредитные организации, осуществляющие клиринговую деятельность.

Статья 9. Внутренний учет клиринговой организации

1. Клиринговая организация должна осуществлять внутренний учет в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.
2. Клиринговая организация вправе осуществлять ведение внутреннего учета с использованием электронных носителей информации при условии обеспечения возможности предоставления учитываемой информации на бумажных носителях.
3. Клиринговая организация обязана в соответствии с правилами клиринга предоставлять участнику клиринга информацию об обязательствах этого участника клиринга, допущенных к клирингу, а также об имуществе, предназначенном для исполнения таких обязательств, имуществе, являющемся индивидуальным обеспечением, о его доле имущества в коллективном клиринговом обеспечении.

Статья 10. Внутренний контроль клиринговой организации

1. Клиринговая организация обязана организовать внутренний контроль за соответствием осуществления ею клиринговой деятельности требованиям настоящего Федерального закона и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, а также правилам клиринга, учредительным документам и иным документам клиринговой организации.
2. Для организации и осуществления внутреннего контроля клиринговая организация обязана назначить контролера и (или) сформировать отдельное структурное подразделение (службу внутреннего контроля). Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) назначается на должность и освобождается от должности решением совета директоров (наблюдательного совета). Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) подотчетен совету директоров (наблюдательному совету).
3. Порядок осуществления внутреннего контроля устанавливается документами клиринговой организации. Требования к указанным документам устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, а если клиринговая организация является кредитной организацией, то требования к указанным документам структурного подразделения, осуществляющего клиринг, устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (далее - Банк России).

Статья 11. Требования к участникам клиринга

1. Требования к лицам, которые могут являться участниками клиринга, устанавливаются правилами клиринга. Правилами клиринга могут быть определены различные группы (категории) участников клиринга и установлены требования к участникам клиринга, а также права и обязанности участников клиринга, относящихся к различным группам (категориям) участников клиринга. Требования к участникам клиринга одной группы (категории) могут отличаться от требований к участникам клиринга других групп (категорий), но должны быть одинаковы по отношению к участникам одной группы (категории).
2. Правилами клиринга должны быть установлены требования к финансовой устойчивости участников клиринга, осуществляемого с участием центрального контрагента, за исключением Банка России, а также федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, к функциям которых отнесено составление и (или) исполнение соответствующего бюджета, и лиц, действующих от их имени.
3. Участники клиринга, к финансовой устойчивости которых установлены требования, обязаны предоставлять клиринговой организации отчетность, характеризующую их финансовое состояние, в объеме, порядке и сроки, которые определены правилами клиринга, а также незамедлительно уведомлять клиринговую организацию о своем несоответствии указанным требованиям.
4. Стороной договора, заключенного на организованных торгах на основании заявки, в которой указан клиринговый брокер, является такой клиринговый брокер. Указание клирингового брокера в заявке допускается при условии, что клиринговая организация получила на то согласие клирингового брокера в порядке, определенном правилами клиринга.

Глава 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КЛИРИНГА

Статья 12. Клиринговый пул

1. В случаях, предусмотренных правилами клиринга, клиринговая организация вправе формировать один или несколько клиринговых пулов.
2. Порядок и условия включения обязательств в клиринговый пул устанавливаются правилами клиринга. Одно и то же обязательство может быть одновременно включено только в один клиринговый пул. В клиринговый пул могут быть включены также обязательства, возникшие по итогам клиринга обязательств, включенных в другой клиринговый пул.
3. Клиринговая организация вправе исключить обязательство из клирингового пула до исполнения этого обязательства или его прекращения по иному основанию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и (или) правилами клиринга.
4. В случае формирования нескольких клиринговых пулов клиринг проводится отдельно по обязательствам, составляющим разные клиринговые пулы.

Статья 13. Осуществление клиринга с участием центрального контрагента

1. В случаях и порядке, которые предусмотрены правилами клиринга, лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения участником клиринга обязательств, допущенных к клирингу, вправе заключать договоры в отношении себя лично от имени участника клиринга, определенного клиринговой организацией, без специального полномочия (доверенности), а также без согласия участника клиринга.
2. В случаях и порядке, которые предусмотрены правилами клиринга, убытки лица, осуществляющего функции центрального контрагента, возникшие в связи с осуществлением последним указанных функций, могут распределяться между участниками клиринга.
3. Правилами клиринга может быть ограничен размер ответственности лица, осуществляющего функции центрального контрагента, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, включенных в клиринговый пул, в том числе размер убытков, подлежащих возмещению при расторжении договора поставки. В этом случае правилами клиринга должны быть определены максимальный размер ответственности лица, осуществляющего функции центрального контрагента, в том числе в зависимости от вида имущества, являющегося предметом указанных обязательств, а также случаи, при которых возможно ограничение размера ответственности указанного лица.
4. Лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей, не имеет права на ограничение ответственности, если все участники клиринга исполнили обязательства перед лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, либо если его требования к участникам клиринга могут быть удовлетворены полностью за счет индивидуального и коллективного клирингового обеспечения. Правила клиринга могут предусматривать случаи ограничения ответственности лица, осуществляющего функции центрального контрагента, за неисполнение обязательств по поставке товаров при исполнении всеми участниками клиринга обязательств перед лицом, осуществляющим функции центрального контрагента.
5. Если сумма требований участников клиринга превышает максимальный размер ответственности лица, осуществляющего функции центрального контрагента, эти требования удовлетворяются в порядке, предусмотренном правилами клиринга. При этом неудовлетворенные требования считаются погашенными, если иное не предусмотрено правилами клиринга.

Статья 14. Последствия недействительности договора, обязательство по которому допущено к клирингу

1. В случае недействительности договора, обязательство по которому допущено к клирингу и не прекращено, такое обязательство исключается из числа обязательств, допущенных к клирингу.
2. Последствием недействительности договора, который заключен с лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, и обязательство по которому прекращено, является возмещение убытков потерпевшему лицу, за счет которого исполнен один из взаимосвязанных договоров, лицом, за счет которого исполнен другой взаимосвязанный договор и которое знало или должно было знать об основаниях недействительности взаимосвязанного договора, являющегося недействительным. При этом под взаимосвязанным договором понимается договор, заключенный с лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, на основании оферты, в том числе на основании поданной на организованных торгах заявки, условия которой соответствовали оферте, в том числе поданной на организованных торгах заявке, на основании которой был заключен являющийся недействительным договор с лицом, осуществляющим функции центрального контрагента.