Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 января 2010 г. N 78 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 231300 Прикладная математик стр. 2

готовностью к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности; способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения; способностью участвовать в работе семинаров и конференций на иностранном языке (ОК-3);
способностью использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, оценивать качество результатов деятельности (ОК-4);
способностью демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин ОПП магистратуры (ОК-5);
способностью использовать углубленные теоретические и практические знания, часть которых находится на передовом рубеже данной науки (ОК-6);
способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ОК-7);
способностью ориентироваться в постановке задачи и определять, каким образом следует искать средства ее решения (ОК-8);
способностью анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК-9).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в общепрофессиональной деятельности:
способностью проводить экономический анализ работ, обосновывать оптимальность решения с учетом различных требований (ПК-1);
способностью разрабатывать эффективные математические методы решения задач естествознания, техники, экономики и управления (ПК-2);
производственно-технологическая деятельность:
способностью разрабатывать научно-техническую документацию, оформлять научно-технические отчеты, обзоры, публикации по результатам выполненных исследований (ПК-3);
способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями ООП магистратуры (ПК-4);
в организационно-управленческой деятельности:
способностью организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации труда (ПК-5);
готовностью к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способен принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации (ПК-6);
в научно-исследовательской деятельности:
способностью разрабатывать и исследовать математические модели объектов, систем, процессов и технологий, предназначенных для проведения расчетов, анализа, подготовки решений (ПК-7);
способностью разрабатывать наукоемкое программное обеспечение работы конкретного предприятия (ПК-8);
способностью и готовностью проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований (ПК-9).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры

6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2

Структура ООП магистратуры

Код
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
М.1
Общенаучный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен знать:- профессиональную терминологию наиностранном языке;- понятия асимптотики последовательностей, сумм, функций, интегралов,- основные методы вычисления асимптотик;- основные понятия и теоремы функционального анализа:функциональные пространства, функционал, мера и интеграл Лебега;- генезис философских проблем науки и техники и их философское осмысление на различных этапах познания, основные закономерности развития отечественной науки и техники;уметь:- переводить общие и профессиональные тексты; подготовить сообщение в устной и письменной форме на иностранном языке;- использовать аппарат асимптотических методов для решения конкретных задач;- приближенно решать уравнения, в частности функциональные и интегральные, решать некоторые задачи о наилучшем приближении, а также вычислять интегралы Лебега-Стилтьеса;- отличать содержание основных концепций и направлений философского осмысления науки и техники на различных этапах их истории;- анализировать гносеологические и социальные корни различных концепций науки и техники.владеть:- иностранным языком в объеме, позволяющем участвовать в обсуждениях специальных проблем с зарубежными коллегами;- методами Лапласа, стационарной фазы, перевала для асимптотического анализа интегралов, методамипограничного слоя и другими для нахождения асимптотик решений дифференциальных уравнений.- навыками применения методов функционального анализа в смежных математических дисциплинах;- категориальным аппаратом философии науки и философии техники, методологией осмысления различных этапов развития науки и техники.
15-20
10-12
Деловой иностранный язык,Функциональный анализ,Асимптотический анализ,Философские проблемы науки и техникиОК-1ОК-3,ОК-5,ОК-6,ОК-9,ПК-2,ПК-5,ПК-6,ПК-9
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
М.2
Профессиональный цикл Базовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- логическую модель представления знаний, основанную на логике 1-го порядка;- нечеткую модель представления знаний- средства параллельного программирования;- средства распределенного программирования;- алгоритмы распараллеливания задач линейной алгебры и задач, решаемых сеточными методами;- модели клиент-сервер;- виды моделирования;инструментальные средства и языки моделирования;- логическую схему последовательности выполнения расчетов при создании вычислительных систем математического моделирования систем и процессов (физико-механических);- знать основы информационной безопасности и защиты информации, принципы криптографических преобразований, типовые программно-аппаратные средства и системы защитыинформации от несанкционированного доступа в компьютерную среду;- характеристики архитектуры вычислительных средств и свойства знаковых систем, лежащих в их основе;- ограничения возможностей классических архитектур и основные направления развития информационных технологий на основе высокопараллельных вычислительных сред;- основы математического аппарата описания процессов в архитектуре самоопределяемых данных;- возможности перспективных информационных технологий, построенных на базе развитых знаковых систем в составе потоковых формализмов;уметь:- формализовать задачи в логической, продукционной и фреймовой модели и реализовывать модели на языке Пролог;- уметь разработать нечеткую модель представления знаний и реализовать ее в системе MATLAB;- создавать параллельные программы;- разрабатывать программные проекты для распределенных систем;- разрабатывать схемы моделирующих алгоритмов систем и реализовывать с использованием как языков общего назначения, так и пакетов прикладных программ (языков и систем) моделирования;оценить точность результатов моделирования;- реализовывать мероприятия для обеспечения на предприятии (в организации) деятельности в области защиты информации, проводить анализ степени защищенности информации и осуществлять повышение уровня защиты с учетом развития математического и программного обеспечения вычислительных систем,- оценивать возможностиархитектурных решений и их соответствие задачам создания и развития информационных технологий в современных и перспективных приложениях;- обоснованно выбирать архитектурные решения для реализации конкретных задач и информационных технологий;- применять аппарат рекуррентной динамики для конструирования прикладных процессов в архитектуре самоопределяемых данных; владеть:- навыками проектирования систем искусственного интеллекта,- методами и средствами параллельного и распределенного программирования;- приемами постановки задач математического моделирования систем и процессов; знаниями для создания моделирующих вычислительных систем;- навыками анализа и интерпретации результатов моделирования;- навыками разработки средств защиты информации;- навыками применения знаний по рекуррентной динамике и потоковым формализмам для решения конкретных задач в области кодирования, защиты информации, построения экспертных систем и других задач в области разработки перспективных информационных технологий;- участвовать в разработке высокопараллельных вычислительных сред и технологий их программирования;- участвовать в разработке программных приложений, ориентированных на реализацию распределённой обработки на сетях общего пользования
40-45
10-15
Принципы построения математических моделей;Интеллектуальные системы,Логика и архитектура вычислительных сред,Параллельное и распределенное программирование,Защита информацииОК-2,ОК-4,ОК-5,ОК-6,ОК-7,ОК-8,ОК-9,ОК-10,ПК-1,ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8,ПК-9
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
М.3
Практики и научно-исследовательская работапрактические умения и навыки определяются ООП вуза
45
М.4
Итоговая государственная аттестация
15
Общая трудоемкость основной образовательной программы
120
______________________________
* Трудоемкость циклов M.1, M.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытной, опытно-конструкторской, технологической, исполнительской, творческой), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. ООП магистратуры учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов процентов# вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы при очной форме обучения составляет 22 академических часа.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.