Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 января 2010 г. N 68"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 032100 Востоковедение и афри стр. 3

учебно-образовательная деятельность:
владеть одним из языков народов Азии и Африки (помимо освоения различных аспектов современного языка предполагается достаточное знакомство с классическим (древним) вариантом данного языка, что необходимо для понимания неадаптированных текстов, истории языка и соответствующей культурной традиции) (ПК-5);
способностью применять знание основных географических, демографических, экономических и социально-политических характеристик изучаемой страны (региона) (ПК-6);
уметь создавать базы данных по основным группам востоковедных исследований (ПК-7);
уметь обрабатывать массивы статистическо-экономических данных и использовать полученные результаты в практической работе (ПК-8);
экспертно-аналитическая деятельность:
способностью понимать и анализировать принципы составления проектов в профессиональной сфере на основе системного подхода, умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ (ПК-9);
способностью использовать знание принципов составления научно-аналитических отчетов, обзоров, информационных справок и пояснительных записок (ПК-10);
уметь излагать и критически анализировать массив данных на восточном языке и представлять результаты исследований (ПК-11);
способностью использовать понимание роли традиционных и современных правовых систем народов Азии и Африки в формировании политической культуры и менталитета народов афро-азиатского мира (ПК-12);
практическая и организационная деятельность:
способностью применять на практике знание теоретических основ управления в сфере контактов со странами афро-азиатского мира (ПК-13);
владеть информацией об основных особенностях материальной и духовной культуры изучаемой страны (региона), пониманием роли религиозных и религиозно-этических учений в становлении и функционировании общественных институтов, умением учитывать в практической и исследовательской деятельности специфику, характерную для носителей соответствующих культур (ПК-14);
способностью использовать знание этнографических, этнолингвистических и этнопсихологических особенностей народов Азии и Африки и их влияния на формирование деловой культуры и этикета (ПК-15);
способностью пользоваться навыками критического анализа и практического применения знаний по актуальным проблемам развития афро-азиатского мира, решение которых способствует укреплению дипломатических позиций, повышению экономической безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации (ПК-16).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата

6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и (или) научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2

Структура ООП бакалавриата

Код УЦ ООП
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (Зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
Б.1
Гуманитарный, социальный и экономический цикл
46-50
ИсторияФилософияИностранный (западный) языкЭкономикаОК-1ОК-2ОК-6ОК-9ОК-11ОК-13ОК-14ОК-16ОК-17ПК-3
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать;- место и роль философии в науке и культуре;- структуру научного познания, его методы и формы;- лексический минимум в объеме 6000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (для западного языка);- основные понятия и методы исторической и экономической науки;уметь:- использовать основные разделы и направления истории, философии, экономики, методы и приемы этих наук для решения социальных и профессиональных проблем;владеть:- иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников;- навыками работы в коллективе.
27-29
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
Б.2
Математический и естественнонаучный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:базовые представления об основных понятиях и методах естественных наук;уметь:пользоваться базовыми программными продуктами при работе на компьютере;владеть:способностью собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим профессиональным, социальным, научным и этическим проблемам.
6-9
4-7
Концепции современного естествознанияТеория и практика информатикиОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ПК-7ПК-8
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
Б.3
Профессиональный циклБазовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:основные сведения о географических, демографических, социально-экономических и политических характеристиках изучаемой страны (региона);уметь:понимать, излагать и критически анализировать информацию о Востоке, свободно общаться на основном восточном языке, устно и письменно переводить с восточного языка и на восточный язык тексты культурного, научного, политико-экономического и религиозно-философского характера;использовать теоретические знания по истории, языку, литературе, экономике Востока на практике, в том числе готовить информационно-аналитические материалы и справки, реферировать и рецензировать научную литературу, использовать знания и навыки по истории восточных стран и цивилизаций в редакционно-издательской деятельности;понимать закономерности общего и особенного в развитии регионов афро-азиатского мира;владеть:одним из языков народов Азии и Африки (помимо освоения различных аспектов современного языка предполагается достаточное знакомство с классическим (древним) вариантом данного языка, что необходимо для понимания неадаптированных текстов, истории языка и соответствующей культурной традиции);понятийным аппаратом востоковедных исследований;навыками изучения афроазиатского мира на основе использования междисциплинарных методов исследования;
156-160
85-87
Введение в востоковедениеОсновной восточный языкИстория изучаемой страныФизическая и экономическая география изучаемой страныИстория литературы изучаемой страныИстория религий изучаемой страныТеория и практика переводаБезопасность жизнедеятельностиМодуль История стран Азии и Африки:(История стран Азии и АфрикиИсториография и источниковедение изучаемой страныЭтнология изучаемой страныОбщественная мысль изучаемой страны)Модуль Языки и литературы стран Азии и Африки:(Введение в языкознаниеТеория основного восточного языкаВведение в литературоведениеЛитература изучаемой страны)Модуль Экономика стран Азии и Африки:(Экономика изучаемой страныЭкономика стран Азии и АфрикиМеждународные экономические отношения стран Азии и Африки)Модуль Политическое развитие стран Азии и Африки:(Международные отношения стран Азии и АфрикиГосударственный строй изучаемой страныСоциально-политическая система изучаемой страны).Модуль Религии, общественная и философская мысль Востока:(История философской мысли стран ВостокаОбщественно-политическая мысль стран ВостокаРелигиозно-доктринальные системы стран Востока).ОК-19ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14ПК-15ПК-16
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
Б.4
Физическая культура
2 (400 часов)
ОК-11ОК-12ОК-18ОК-20
Б.5
ПрактикаВ результате прохождения учебных и производственных практик студент должен получить следующие практические навыки:умение обеспечивать межъязыковую и межкультурную коммуникацию, умение реферировать, аннотировать, классифицировать, систематизировать и каталогизировать информацию по изучаемой стране (региону) на восточных, западных и русском языках, вести документацию, пользоваться базами данных, готовить документацию для принятия практических решений по различным аспектам взаимодействия со странами и народами афро-азиатского мира, использовать методы востоковедных дисциплин для решения задач профессиональной деятельности.
12-14
Учебные и производственные практики:в министерствах и ведомствах, центральных и региональных органах власти;в научно-исследовательских и аналитических структурах, предприятиях различных форм собственности, вузах, библиотеках, архивах, музеях, издательствах, средствах массовой информации.ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-7ОК-9ОК-13ОК-14ОК-15ОК-16ПК-3ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-10ПК-11
Б.6
Итоговая государственная аттестацияВ результате подготовки, обсуждения и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи государственного экзамена студент должензнать:понимать и излагать профессиональные задачи в области научно-исследовательской и практической деятельности в соответствии с полученной профессиональной профилизацией;уметь:использовать возможности современных методов исследований для решения сложных задач;творчески и критически осмысливать фактографическую информацию для решения научно-исследовательских задач в сфере профессиональной деятельности;самостоятельно обрабатывать, интерпретировать и представлять результаты научно-исследовательских и производственных работ по утвержденным формам.
12
Подготовка, защита выпускной квалификационной работы.Сдача государственного экзамена (по усмотрению вуза).ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-8ОК-9ОК-10ОК-11ОК-12ПК-1ПК-2ПК-3ПК-8ПК-9ПК-11ПК-14
Общая трудоемкость основной образовательной программы
240
_____________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны регулярно рассматривать необходимость обновления основных образовательных программ с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, различные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 32 академических часа. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8 В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9 Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10 Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11 Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.