VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата
6.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
Код УЦ ООП | Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (Зачетные единицы*) | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
Б.1 | Гуманитарный, социальный и экономический цикл | 30-35 15-25 | Иностранный языкИсторияФилософияЭкономика, организация, основы маркетинга в перерабатывающей промышленности | ОК-1,ОК-2,ОК-3,ОК-4,ОК-5,ОК-6,ОК-7,ОК-8,ОК-9,ОК-11,ОК-14,ОК-17,ОК-18ПК-11,ПК-14 |
Базовая часть | ||||
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:научные и философские картины мира, взаимодействие духовного, биологического и социального в человеке, его отношение к природе и обществу, движущие силы и закономерности исторического процесса.Экономические основыфункционирования предприятий АПК,организационные и управленческиеособенности функционированияпредприятий,теорию и практику менеджмента;социально-психологические основы взаимодействия в коллективе;маркетинг как инструмент рынка;уметь:пользоваться иностранным языком как средством профессионального общения;работать с нормативной документацией (ГОСТы, ОСТы, нормы и пр.);самостоятельно решать производственные организационные вопросы, критически осмысливать варианты решений;планировать работу и отвечать за результаты деятельности; организовывать работу небольшого коллектива исполнителей;использовать современные информационные технологии;работать с научной литературой и другими информационными источниками;использовать технические средства;применять расчеты, обобщать и делать выводы;владеть:иностранным языком в объеме, необходимом для получения информации из зарубежных источников;способностью выражения и обоснования позиций по этическим, морально-нравственным вопросам;теоретическими основами и практическими методами организации производственных процессов;принципами маркетинговых исследований;методами систематизации и обобщения информации по использованию ресурсов предприятия и формированию финансового результата. | ||||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
Б.2 | Математический и естественнонаучный цикл | 65-75 20-30 | МатематикаБиофизикаБиологическая химияБиологияОсновы физиологии | ОК-1,ОК-2,ОК-10,ОК-11,ОК-12,ОК-13, |
Базовая часть | ||||
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:статистические методы анализа;основы биофизики;свойства биологических систем и основные черты эволюции животных;ферментативные превращения белков, жиров и углеводов;физиологические механизмы регуляции процессов жизнедеятельности организма животных;уметь:интегрировать математические знания в другие дисциплины;принимать оптимальные решения в условиях неопределенности;моделировать производственные ситуации;сравнивать полученные данные и идентифицировать их с применяемыми методами;применять знания в области биологических и физиологических закономерностей для мониторинга окружающей среды;владеть:методами математического анализа;методами микроскопической техники;методиками работы на лабораторном оборудовании;методиками физико-химических, биологических и биохимических измерений на лабораторном оборудовании | ||||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
Б.3 | Профессиональный цикл | 115-125 | Анатомия животныхПатологическаяанатомия животныхМикробиологияТоксикологияБезопасность жизнедеятельностиПаразитарные болезниИнфекционные болезниВнутренние незаразные болезниВетеринарно-санитарная экспертизаСудебная ветеринарно-санитарная экспертизаВетеринарнаясанитария | ОК-5,ОК-6,ОК-8,ОК-9,ОК-10ОК-11ОК-15ПК-1,ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8,ПК-9,ПК-10,ПК-11,ПК-12,ПК-13,ПК-14,ПК-15,ПК-16,ПК-18,ПК-19,ПК-20 |
Базовая (общепрофессиональная) часть | 60-70 | |||
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:анатомические характеристики с учетом видовых и возрастных особенностей животных; строение и структуру тканей и органов на макро- и микроскопическом уровне в норме и патологии; морфологию и свойства возбудителей болезней, основы микробиологической диагностики и специфическую профилактику наиболее значимых инфекционных болезней;влияние токсических веществ на отдельные системы и органы животных; нормы и правила производственной безопасности;закономерности развития эпизоотологического процесса инфекционных и паразитарных болезней, патогенеза и патологических изменений в органах и тканях при незаразных болезнях, мероприятия по борьбе и профилактике с ними;ветеринарно-санитарные требования при заготовке и транспортировке продуктивных животных, отправляемых на убой;порядок сдачи-приема продуктивных животных на перерабатывающие предприятия;ветеринарно-санитарную экспертизу туш и органов при инфекционных и инвазионных болезнях и болезнях незаразной этиологии;ветеринарно-санитарную экспертизу мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, птицы, рыбы и рыбных продуктов;современные методы исследования арбитражных вопросов по определению качества сырья и продуктов животного происхождения, проведение судебно-токсикологического анализа;средства и методы дезинфекции, дезинсекции и дезодорации.Уметь:определять видовую принадлежность по анатомическим признакам;проводить микробиологические исследования; проводить определения токсических веществ в продуктах убоя животных; проводить обследования животных с целью выявления болезней инфекционной, паразитарной, незаразной этиологии;проводить контроль качества продуктов животноводства, осуществлять производственный ветеринарно-санитарный контроль в колбасных, консервных цехах, при промысле и переработке рыбы и других гидробионтов, при переработке диких промысловых животных, на рынках; диагностировать возбудителей пищевых токсикозов и токсикоинфекций; проводить ветеринарно-санитарный надзор при импорте и экспорте сырья и продуктов животного происхождения;анализировать полученные результаты исследований;использовать дезинфицирующие средства и ветеринарно-санитарную дезинфекционную технику на перерабатывающих предприятиях.Владеть:техническими приемами бактериологических исследований;методами диагностики и анализа токсикозов, методами определения токсических веществ в сырье и продуктах животного происхождения;методами патоморфологической диагностики незаразных, инфекционных, паразитарных болезней; методами определения патогенных микроорганизмов;методами диагностики паразитозов;основными методами профилактики болезней продуктивных животных и птиц различной этиологии;патологоанатомической техникой вскрытия трупов животных различных видов, основными методами клинического обследования животных; лабораторными методами контроля сырья и продуктов животного происхождения;методами судебной ветеринарно-санитарной экспертизы сырья и продуктов животного происхождения;методами утилизации биоотходов, в том числе при чрезвычайных ситуациях (землетрясение, острые эпизоотии и др.) | ||||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки) | ||||
Б.4 | Физическая культура | 2 | ОК-16 | |
Б.5 | Учебная и производственная практики | 12-15 | ОК-З, ОК-4, ОК-6, ПК-2ПК-13ПК-16ПК-17ПК-18,ПК-19,ПК-20 | |
практические умения и навыки определяются ООП вуза | ||||
Б.6 | Итоговая государственная аттестация | 12 | ПК-16 ПК-17 ПК-18, ПК-19 | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 240 |
_____________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата
7.1 Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 30 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется:
при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить,# обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными.
7.13. Программа бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области: физики; биологической химии; биологии; основ физиологии; микробиологии; анатомии животных; математики; безопасности жизнедеятельности; иностранного языка; философии; истории; экономики организации, основ маркетинга в перерабатывающей промышленности; патологической анатомии; токсикологии; паразитарных болезней; инфекционных болезней; ветеринарно-санитарной экспертизы с основами производственно-ветеринарного контроля; судебной ветеринарно-санитарной экспертизы; внутренних незаразных болезней; радиационной гигиены, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики включает в себя письменный отчет с отзывом руководителя предприятия. По результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка. Материалы выполнения заданий практик могут быть использованы и оформлены в соответствии с требованиями в виде темы выпускной квалификационной работы.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу по вопросам ветеринарно-санитарной экспертизы, достижения отечественной и зарубежной науки в вопросах ветеринарно-санитарного контроля сырья и продуктов животного происхождения.
участвовать в проведении научных исследований в лабораториях кафедр и научно-исследовательских институтах, принимающих участие в разработке данного стандарта;