Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2009 г. N 709"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (к стр. 4

быть готовым к обеспечению высокой социальной культуры своего участия в социально-инженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения (ПК-30);
быть способным учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы (ПК-31);
быть готовым к разработке инновационных социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики, обеспечения социального благополучия, медико-социальной помощи (ПК-32);
быть способным участвовать в пилотных проектах по созданию инновационных площадок учреждений в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы (ПК-33);
быть готовым разрабатывать комплексные и индивидуальные социальные проекты для привлечения дополнительных финансовых средств (фандрайзинг) (ПК-34);
быть способным создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей (ПК-35).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата

6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2

Структура ООП бакалавриата

Код УЦ ООП
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
Б.1.
Гуманитарный, социальный и экономический циклБазовая частьВ результате изучения базовой частицикла обучающийся должен:Знать:- основные этапы истории развития общества, его социальной культуры;- специфику социокультурного развития своей страны, региона проживания;- основные философские течения и социологические школы;- основы иностранного языка;- основы современного русского языка;- основы общей и социальной психологии;- основы современного медицинского знания;- основные концепции социальной структуры, стратификации, социальной мобильности, эволюции психических свойств личности;- основы современной концепции развития социального государства;- основы социальной работы для ее последующего изучения как научной теории, общественного феномена, социальной деятельности и учебной дисциплины.Уметь:- давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам,происходящим в обществе;- учитывать специфику социального здоровья и социокультурного развития объекта социальной помощи;- логически обосновывать высказанное положение;- читать специальную литературу на иностранном языке;- понимать потребности общества, личности и возможности социокультурного знания в решении возникающих индивидуально-личностных и социальных проблем;- использовать механизмы социально-педагогического, медико-социального, социального и психологического патронажа, регуляции социального действия и взаимодействия;- выделять различные социальные, медико-социальные и психологические проблемы, возникающие у клиентов;- осуществлять самоконтроль за состоянием организма и использовать средства физической культуры для оптимизации собственной работоспособности.Владеть:- историческими методами анализа социальных явлений и процессов;- общефилософскими методами анализа;- навыками разговорной речи на иностранном языке;- понятийным аппаратом современной психологии, социальной медицины и социологии, способами самостоятельной работы с психологической, медицинской и социологической литературой;- методами социологического, медико-социального и социально-психологического анализа социальных явлений и процессов;- основными навыками и умениями, необходимыми для реализации практики психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы.
30-35
20-35
ИсторияФилософияИностранный языкРусский язык и культура речиПсихологияСоциологияВведение в профессиюСоциальная работаОсновы социального государства и гражданского обществаОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-11ОК-13ОК-18ОК-19ОК-20
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
Б.2.
Математический и естественнонаучный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:Знать:- основы аналитической геометрии, линейной алгебры, дифференциальных и интегральных исчислений;- основные характеристики процессов сбора, передачи, поиска, обработки и накопления информации;- основные модели научных картин мира;- базовые понятия экологии и социального здоровья;- современные стратегии экологически сбалансированного развития общества, обеспечения здоровья человека.Уметь:- использовать математические модели явлений и процессов в социальной работе;- использовать языки программирования;- использовать базы данных по социальной работе;- обосновывать выбор теоретико-методологических основ исследования явлений и процессов в сфере социального обслуживания в контексте различных моделей научных картин мира;- использовать в своей работе объективные оценки медико-социальных и социально-экологических последствий принимаемых решений.Владеть:- математическими методами исследования в социальной работе;- навыками работы в локальной и глобальной сети;- методиками анализа явлений и процессов в сфере социального обслуживания в соответствии с выбранной моделью научной картины мира;- навыками исследования медико-социальных и социально-экологических проблем в современном обществе.
65-75
15-20
МатематикаИнформатикаСовременная научная картина мираСоциальная экологияОК-1ОК-3ОК-10ОК-13ОК-17ПК-4ПК-5ПК-9
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
Б.3.
Профессиональный циклБазовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:Знать:- основы современной теории социальной культуры, истории ее развития в современном обществе;- основы современной теории социального благополучия, качества жизни, физического, психического и социального здоровья;- структуру и особенности, основы культуры коммуникативных процессов в современном обществе;- основные концепции и теории в области психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы;- основные технологии и области применения психосоциальной работы, социальной медицины;- опыт развития социального партнерства и социальной работы в России и других странах;- источники права, систему права и систему законодательства в России;- содержание экономических процессов, протекающих в сфере социального обслуживания населения;- основные технологии обеспечения социального благополучия, физического, психического и социального здоровья;- сущность и формы проявления социального конфликта в современных условиях общественной и личной жизни;- закономерности, особенности возникновения и развития социальных конфликтов в российском обществе;- общенаучные и специальные методы исследования в социальной работе;- основные категории и понятия социального управления и социального обслуживания;- основы стандартизации в социальной работе;- этические и медицинские основы социальной работы;- основные подходы к рассмотрениюместа социальной педагогики и психологии в системе социального знания;- структуру современного культурологического знания;- историю развития и особенности современного социального образования.Уметь:- использовать социокультурный потенциал национально-государственного управления, социально ориентированного бизнеса и гражданского общества своей страны для решения задач обеспечения благополучия населения, социальной защищенности человека, его физического, психического и социального здоровья;- формировать духовный потенциал участников программы обеспечения благополучия населения своей страны;- соотносить психологические и медико-социальные технологии с концепциями и теориями психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы;- выделять основные тенденции и этапы развития социальной работы в России и за рубежом;- юридически правильно квалифицировать обстоятельства, возникающие при осуществлении профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в сфере социального обслуживания;- оценивать экономическую и социальную эффективность деятельности в сфере социального обслуживания;- использовать основные критерии социального благополучия;- основывать выбор технологий в соответствии с эффективной моделью теории и практики социальной работы, в том числе медико-социальной помощи;- применять модели решения конфликтов в сфере социального обслуживания, развития социального партнерства;- осуществлять технологии посредничества в конфликте, их социально-психологического обеспечения;- проводить мониторинг конфликтности локальных социумов и социальной напряженности в них;- выбирать методы, соответствующие целям и задачам исследования;- использовать методы, принципы и функции социального управления в сфере социального обслуживания;- оценивать качество социального обслуживания в соответствии со стандартами;- формировать коммуникативный процесс с клиентами в сфере социального обслуживания;- давать этическую оценку профессиональной деятельности специалиста по социальной работе;- использовать социально-педагогические, медико-социальные и социально-психологические методы и технологии в практике социальной работы;- осуществлять медико-социальные и культурологические исследования;- выделять основные структурные компоненты системы социального образования, культуроцентричность основ обеспечения его качества.Владеть:- основами культуры современного социального мышления, общественной и профессиональной деятельности, социально-технологических, медико-социальных и социоинженерных практик;- способностью обеспечивать высокий уровень профессиональной и общей культуры своей деятельности как социального работника, гражданина своей страны;- методами исследования проблемного поля теории психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы;- культурологическими и медико-социальными основами организации социальной работы;- навыками сравнительного анализа общего и специфического в развитии социальной работы на разных этапах истории России и зарубежных стран;- навыками организации, планирования экономических процессов в сфере социального обслуживания;- способностью проводить исследования по выявлению уровня социального благополучия у разных групп населения;- навыками использования индивидуально-групповых технологий психосоциальной работы;- современными технологиями организации психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи;- методикой и техникой эмпирических исследований социальных конфликтов разных типов;- общими правилами и технологией диагностики конфликтов;- методами исследования практики социального управления в сфере социального обслуживания;- приемами и методами стандартизации социального обслуживания населения;- коммуникативными технологиями в сфере социального обслуживания;- основными навыками профессионального взаимодействия с клиентами и коллегами;- социально-педагогическими и медико-социальными методами и технологиями;- методиками оценки качества и эффективности социального образования.
140-145
70-75
Теория социальной работыИстория социальной работыПравовое обеспечение социальной работыЭкономические основы социальной работыСовременные теории социального благополучияБезопасность жизнедеятельностиТехнология социальной работыКонфликтология в социальной работеМетоды исследования в социальной работеУправление в социальной работеСоциальная квалиметрия,оценка качества и стандартизация социальных услугСоциальная информатикаОсновы социальной медициныЭтические основы социальной работыСоциальная педагогикаКультурологияОсновы социального образованияДеонтология социальной работыПсихология социальной работыОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-8ОК-9ОК-10ОК-12ПК-1-35
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки)
Б.4.
Физическая культура
2
ОК-7ОК-16
Б.5.
Учебная и производственная практики(практические умения и навыки определяются ООП вуза)
12-15
ПК-1 - ПК-35
Б.6.
Итоговая государственная аттестация
12
ПК-1 - ПК-35
Общая трудоемкость основной образовательной программы
240

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, которые необходимы для реализации соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий социальной сферы.
7.2. При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников ( компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных стимуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. В целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, которые устанавливаются вузом дополнительно к ООП и являются необязательными для изучения.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется:
при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные ими дисциплины (модули) становятся обязательными для изучения.
7.13. Программа бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в теоретической, организационно-технологической, социально-гуманитарной областях; а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации.
Обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.