Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2011 г. N 81"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 034600 Рекреация и спортивно стр. 3

готовностью подчинять личностные интересы потребностям занимающихся, общественным и корпоративным интересам с целью успешной реализации спортивного, туристского и рекреационно-оздоровительного продукта (ПК-19);
способностью реализовать технологии турагентской и туроператорской деятельности (ПК-20);
готовностью к организации и обеспечению контроля качества оказываемых туристско-рекреационных услуг (ПК-21);
готовностью практически осуществить маркетинг и реализовать технику продаж туристских и рекреационных услуг (ПК-22);
способностью пользоваться русским и иностранным языками, как средством профессионального делового общения (ПК-23);
готовностью организовывать и проводить рекреационно-оздоровительные, физкультурно-массовые, туристские, краеведческие и спортивные мероприятия в учреждениях образовательного, культурно-досугового, санаторно-курортного, рекреационно-оздоровительного и туристско-краеведческого профиля (ПК-24);
способностью (в рамках должностных функций) работать с финансово-хозяйственной документацией в сфере рекреации, санаторно-курортного комплекса и туризма (ПК-25);
способностью конструировать и продвигать туристско-оздоровительный продукт и циклы обслуживания туристов (ПК-26);
способностью конструировать циклы оздоровительно-рекреационного обслуживания различных социально-демографических групп населения и туристов (ПК-27);
готовностью планировать и организовывать деятельность населения по применению различных ценностей и средств туризма и краеведения, рекреации и реабилитации в целях укрепления здоровья и социальной адаптации личности (ПК-28);
готовностью разрабатывать программы, режимы занятий по спортивно-оздоровительному туризму, двигательной рекреации и реабилитации населения, подбора соответствующих средств и методов их реализации по циклам занятий различной продолжительности (ПК-29);
научно-исследовательская деятельность:
способностью определять цели и задачи исследования (ПК-30);
способностью использовать современные методы исследования проблем сферы рекреации и туризма (ПК-31);
способностью на практике применять адекватные поставленным задачам методы и методики исследования (ПК-32);
способностью на практике исследовать рынок туристских и рекреационно-оздоровительных услуг и их потребителей (ПК-33);
готовностью обрабатывать, анализировать и оформлять результаты исследований, используя компьютерную технику и компьютерные программы (ПК-34).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата

6.1. ООП бакалавриата предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
учебная и производственная практики;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность, расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре.
Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык", "Педагогика" и "Психология".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", в том числе для лиц, занимающихся туризмом и рекреативно-оздоровительной деятельностью.
Таблица 2

Структура ООП бакалавриата

Код УЦ ООП
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
Б.1
Гуманитарный, социальный и экономический цикл
39-43
Базовая часть
18-22
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основные категории и понятия социально-гуманитарных дисциплин; историю и культуру России и мировой цивилизации; способы сочетаемости лексических единиц и основных словообразовательных моделей; общие закономерности, объективные связи обучения, воспитания и развития личности; условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; основные категории и понятия психологической науки, иметь представление о предмете и методе психологии, о месте психологии в системе наук и ее основных отраслях; основные функции психики, ориентироваться в основных проблемах психологической науки; основные потребности человека, эмоции и чувства; основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп; характерные признаки переходной экономики; понимать суть и приводить примеры либерализации, структурных и институциональных преобразований;уметь: использовать языки культур, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу; выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся отношения к культурно-историческим ценностям; анализировать основные психолого-педагогические проблемы личности и социума; выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; владеть понятийно-категориальным аппаратом педагогической науки, инструментарием педагогического анализа и проектирования; выделять (определять) элементы традиционной, централизованной (командной) и рыночной системе смешанной экономике; анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики; отредактировать текст, ориентированный на ту или иную форму речевого общения;владеть: понятийно- категориальным аппаратом социально-гуманитарных наук; инструментарием психолого-педагогической диагностики и анализа; навыками речевой деятельности, в том числе основами публичных выступлений и речевого этикета; навыками коммуникации; навыками практического использования историко-культурологических и философских знаний; формами деловой переписки, иметь представление о форме договоров, контрактов, патентов; базовыми навыками подготовки текстовых документов в управленческой деятельности; навыком работы со словарем (читать транскрипцию, различать прямое и переносное значение слов, находить перевод фразеологических единиц); основами реферирования и аннотирования литературы по специальности.ИсторияФилософия Иностранный языкПсихология ПедагогикаОК-1 - 10,ПК-9 - 11,ПК-19
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
19-23
Б.2.
Естественнонаучный и математический цикл
26-30
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: понятийный аппарат дисциплин естественнонаучного цикла; способы хранения, обработки и представления информации; основные методы математического анализа; рекреационные и туристские ресурсы, индустрию и инфраструктуру рекреации и туризма; микрохозяйственную систему рекреации и туризма, туристской и рекреационной деятельности; географию центров различных видов туризма, рекреационных систем и подсистем;уметь: применять естественнонаучные знания в деятельности; использовать методы математического анализа; использовать стандартное программное обеспечение и периферийное оборудование; применять функции, принципы и методы создания страноведческих и рекреационных баз данных; использовать примеры рекреалогического и туристско-страноведческого анализа современного состояния и перспектив развития рекреационных систем и туризма по избранным территориям;владеть: методами и средствами сбора, обобщения и использования информации; основными методами математического анализа; методиками оценки развития и состояния рекреационных систем и туризма; методами анализа спроса и формирования предложений туристских, рекреационно-реабилитационных и туристских услуг на макро-региональном и региональном уровнях.
16-20
МатематикаИнформатикаГеография рекреационных систем и туризмаОбщая экологияНаучно-методическая деятельностьОК-9 - 10ПК-1ПК-8ПК-10ПК-16 - 17ПК-20 - 22
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
8-12
Б.3
Профессиональный цикл
138-142
Базовая часть ОбщепрофессиональнаяВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: понятийный аппарат дисциплин базовой части профессионального цикла; историю, теорию и методику рекреации и спортивно-оздоровительного туризма; организационно-экономические, медико-биологические и психологические основы, технологию проведения занятий, мероприятий по основным видам туризма; историю, закономерности принципы и методы отечественной и зарубежных систем рекреативно-оздоровительной деятельности и туризма, их роль и место в общей системе рекреации, санаторно-курортного профиля, туризма и краеведения; важнейшие методы проведения педагогического и медико-биологического контроля, профилактику травматизма; психолого-педагогические, социально-психологические и медико-биологические закономерности развития физических качеств и двигательных умений субъектов профессиональной деятельности; психические особенности людей разного возраста и пола, социально-психические особенности групп людей, команд, психолого-педагогические средства и способы организации и управления индивидом, группой людей, командой; организационную структуру профессиональной деятельности в сфере санаторно-курортного профиля, рекреации, туризма и краеведения; психолого-педагогические основы организации учебно-воспитательной рекреативно-оздоровительной работы по туризму; пути приобщения различных социально-демографических групп населения к рекреативно-оздоровительным формам занятий и туризмом; технологию организационно-методической и основы управленческой работы в области рекреации, туризма и краеведения, в санаторно-курортных учреждениях; основные направления туристской деятельности и их содержание (туроперейтинг, менеджмент, анимация); основные природные лечебные и краеведческие ресурсы: их общую характеристику и критерии оценки, географию использования в санаторно-курортной практике физиотерапевтических и бальнеологических средств физической рекреации и реабилитации средствами физической культуры и туризма; факторы, определяющие профессиональное мастерство бакалавра по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму; психолого-педагогические особенности профессионального общения; вопросы анимационной деятельности ее цели и задачи, анимацию отдельных типов и видов рекреации и туризма; уметь: определять цели и задачи рекреационной и туристской деятельности как факторов гармонического развития личности, укрепления здоровья человека; планировать уроки, занятия, мероприятия и другие формы рекреативно-оздоровительной туристской деятельности с учетом возраста и пола занимающихся, санитарно-гигиенических основ, климатических, региональных и национальных особенностей; применять в профессиональной деятельности современные методы, приемы, технические средства (аудивизуальную технику, тренажеры, микропроцессорную технику); оказывать первую медицинскую помощь при проведении рекреативных форм занятий, обеспечении досуговой и туристской деятельности; разрабатывать и внедрять на предприятиях, фирмах, учреждениях, местах массового отдыха программы и планы развития рекреационно-оздоровительных и физкультурно-реабилитационных форм занятий физическими упражнениями и туризмом; использовать накопленные в области рекреалогии, туризма и краеведения духовных ценностей, полученные знания об особенностях личности занимающихся для воспитания патриотизма, формирования здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях; использовать педагогические, медико-биологические методы контроля состояния занимающихся под влиянием на них различных нагрузок и в зависимости от результатов контроля корректировать их; оказывать первую доврачебную помощь; организовать аварийно-спасательные работы до прибытия подразделений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ); использовать в профессиональной деятельности передовые приемы обучения и воспитания; использовать компьютерную технику для решения конкретных задач рекреативно-оздоровительной направленности; корректировать собственную преподавательскую, инструкторскую и организаторскую деятельность в зависимости от результатов контроля за деятельностью занимающихся; использования различные виды рекламы рекреационных форм занятий и туризма, их специфику в зависимости от объекта рекламы и изменения конъюнктуры; разрабатывать содержание и проводить комплексные туристские поездки, массовые туристские слеты и соревнования, походы и экскурсии; разрабатывать содержание и реализовывать анимационные программы в процессе рекреативно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельности содержательного досуга и отдыха; разрабатывать и составлять финансовую отчетность, заключать договора на аренду, приобретать инвентарь и оборудование; организовывать и проводить в доступных формах научные исследования в сфере профессиональной деятельности;владеть: методикой определения эффективности средств и методов рекреации и туризма людей разного возраста и пола; приемами, мерами, обеспечивающими безопасность жизнедеятельность в процессе туристской и рекреативно-оздоровительной деятельностью; умениями изучать коллектив и индивидуальные особенности занимающихся рекреативными формами физическими упражнениями и туризмом, использовать полученную информацию при построении и планировании занятий; приемами выживания в природной среде в условиях аварийных ситуаций; методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях в области рекреации, туризма и краеведения приемами агитационно-пропагандистской работой по вовлечению населения к занятиям физкультурно-рекреационной и туристско-краеведческой деятельности; образной эмоциональной речью, как средством воздействия на занимающихся, использовать приемы межличностных отношений и общения в коллективе; навыками самоанализа собственной личности в тесной связи с духовной культурой; методическими приемами проведения экскурсий и выставок; техникой безопасности при занятиях рекреативно-оздоровительной, реабилитационной и туристско-краеведческой направленности.
63-67
Безопасность жизнедеятельности РекреалогияКурортологияФизиология человекаАнатомия и морфология человекаМониторинг физического состояния человекаТеория и методика физической культурыЭкономика рекреации и туризмаОсновы спортивно-оздоровительного туризмаОсновы менеджмента рекреации и туризмаФизическая реабилитацияМаркетинг рекреации и туризмаБазовые виды физкультурной рекреацииОК-3ОК-9 - 10ПК-1 - 15ПК-16 - 29ПК-30 - 34
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
71-75
Б.4
Физическая культура
2
Б.5
Учебная и производственная практики(практические умения и навыки определяются ООП вуза)
24
Б.6
Итоговая государственная аттестация
7
Общая трудоемкость основной образовательной программы
240
______________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке программ бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности и социализации личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 27 академических часов.
В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. При проведении практических занятий по базовым дисциплинам физкультурно-спортивной деятельности и практическим дисциплинам спортивной направленности профиля подготовки в целях соблюдения техники безопасности количество обучающихся на одного преподавателя должно составлять не более восьми человек.
7.9. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.10. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.