Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 40 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031003 Суде стр. 3

способностью анализировать судебно-экспертную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-19);
способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-20);
способностью обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты, публикации по результатам выполненных исследований (ПК-21);
в области профилактической деятельности:
способностью выявлять на основе анализа и обобщения экспертной практики причины и условия, способствующие совершению правонарушений, разрабатывать предложения, направленные на их устранение (ПК-22).
Специализация N 1 "Криминалистические экспертизы".
Профессионально-специализированные компетенции, которыми в соответствии со специализацией должен обладать выпускник, определяются вузом.
Специализация N 2 "Инженерно-технические экспертизы":
способностью применять методики инженерно-технических экспертиз и исследований в профессиональной деятельности (ПСК-2.1);
способностью при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях применять инженерно-технические методы и средства поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования материальных объектов для установления фактических данных (обстоятельств дела) в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве (ПСК-2.2);
способностью оказывать методическую помощь субъектам правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства инженерно-технических экспертиз и современным возможностям использования инженерно-технических знаний в судопроизводстве (ПСК-2.3).
Специализация N 3 "Экспертизы веществ, материалов и изделий":
способностью применять методики экспертиз и исследований веществ, материалов и изделий (ПСК-3.1);
способностью при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях применять специальные, физические, химические и физико-химические методы в целях поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования материальных объектов для установления фактических данных (обстоятельств дела) в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве (ПСК-3.2);
способностью оказывать методическую помощь субъектам правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства экспертиз веществ, материалов и изделий и современным возможностям исследования этих объектов для получения доказательственной и розыскной информации (ПСК-3.3).
Специализация N 4 "Экономические экспертизы":
способностью применять методики экономических экспертиз и исследований в профессиональной деятельности (ПСК-4.1);
способностью при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях применять методы и средства судебно-экономических экспертиз в целях обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования объектов (первичных и отчетных документов, отражающих хозяйственные операции и содержащих информацию о наличии и движении материальных и денежных средств) для установления фактических данных (обстоятельств дела) в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве (ПСК-4.2);
способностью оказывать методическую помощь субъектам правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства экономических экспертиз и современным возможностям использования экономических знаний в судопроизводстве (ПСК-4.3).
Специализация N 5 "Речеведческие экспертизы":
способностью в профессиональной деятельности применять методики экспертиз и исследований речи, зафиксированной на любом материальном носителе в любой форме (рукописной, машинописной, электронной, звучащей) (ПСК-5.1);
способностью при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях применять методы и средства речеведческих экспертиз в целях обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования объектов - речевых произведений - для установления фактических данных (обстоятельств дела) в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве (ПСК-5.2);
способностью оказывать методическую помощь субъектам правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства речеведческих экспертиз и консультации по современным возможностям исследования речевых произведений, вовлекаемых в сферу судопроизводства в качестве документов, вещественных доказательств, а также иных материалов дела (ПСК-53).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ подготовки специалиста

6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура (физическая подготовка - для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах);
учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) дальнейшего продолжения обучения по образовательным программам послевузовского профессионального образования (аспирантура, адъюнктура).
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Иностранный язык", "Философия", "История", "Теория государства и права".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, допускается исключение данной дисциплины.
Таблица 2

Структура ООП подготовки специалиста

Код
УЦ
ООП
Учебные циклы (разделы) и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость
(зачетные единицы)*(1)
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
С.1
Гуманитарный, социальный и экономический цикл
30 - 39*(2)
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:предметную область, систему, содержание и взаимосвязь основных принципов, законов, понятий и категорий гуманитарных и социальных наук, их роль в формировании ценностных ориентации в социальной и профессиональной деятельности;принципы, закономерности, тенденции развития бытия природы, общества, человека, познавательной деятельности; мировоззренческие, методологические и логические основы лексический и грамматический минимум, в объеме, необходимом для работы с иноязычными текстами профессиональной направленности и осуществления взаимодействия на иностранном языке;особенности юридической лексики; правила составления и оформления текстов деловых бумаг и служебных документов; нормы официально-делового стиля, специфику письменного делового общения;психологические требования к личности сотрудника правоохранительных органов;этические и психолого-педагогические основы формирования антикоррупционного поведения сотрудников правоохранительных органов;психологические основы профессионального общения сотрудников правоохранительных органов; причины конфликтов в профессиональной деятельности и психологические основы их предупреждения и разрешения;уметь:использовать принципы, законы и методы гуманитарных и социальных наук для решения социальных и профессиональных задач;применять понятия с чётко определённым содержанием; устанавливать логический смысл суждения; пользоваться логическими правилами ведения диалога и дискуссии;оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;оценивать факты и явления профессиональной деятельности с нравственной точки зрения; осуществлять с позиции этики и морали выбор норм поведения в конкретных служебных ситуациях; давать нравственную оценку коррупционным проявлениям и другим нарушениям норм профессиональной этики; соблюдать правила вежливости и культуры поведения в профессиональной деятельности;читать и переводить иноязычную литературу по профилю подготовки, взаимодействовать и общаться на иностранном языке;правильно употреблять юридическую лексику в деловой речи; составлять тексты различных видов деловых бумаг и служебных документов в соответствии с языковыми и стилистическими нормами, правильно оформлять их; правильно строить общение с коллегами в служебном коллективе и с гражданами; диагностировать причины конфликта, вырабатывать и применять стратегии поведения в ходе конфликтного поведения, использовать различные методы и способы предотвращения и позитивного разрешения конфликтов;владеть:основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием знаний гуманитарных и социальных наук;навыками научного мышления, использования приёмов логического построения рассуждений, распознавания логических ошибок в материалах судебно-следственной, оперативно-служебной и других видов профессиональной деятельности; навыками публичного выступления;юридической терминологией;навыками работы с законодательными и другими нормативными правовыми актами;навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали; навыками антикоррупционного поведения; навыками толерантного поведения; навыками поведения в служебном коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами служебного и общего этикета;одним из иностранных языков на уровне бытового общения и основ профессиональной коммуникации;навыками составления деловых бумаг и служебных документов;навыками позитивного общения в процессе профессиональной деятельности, выстраивания социальных и профессиональных взаимодействий с учетом этнокультурных конфессиональных различий;навыками установления психологического контакта, визуальной психодиагностики и психологического воздействия, правильного поведения в конфликтной ситуации.
26 - 35*(2)
Иностранный языкФилософияИсторияТеория государства и праваЛогика*(3)Психология в профессиональной деятельности*(3)Русский язык в деловой документации*(3)Профессиональная этика и служебный этикет*(3)ОК-1 - ОК-16
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
3 - 12*(2)
С.2
Математический и естественнонаучный цикл
27 - 36*(2)
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:Знать:математические методы, используемые в судебно-экспертных исследованиях; основные принципы и правила хранения, поиска, обработки, передачи компьютерной информации; состав, функции и конкретные возможности аппаратно-программного и математического обеспечения в процессе решения задач профессионально-служебной деятельности; состав, функции и конкретные возможности справочно-информационных, информационно-поисковых систем и систем поддержки принятия экспертных решений;классификацию и общую характеристику методов и технических средств, применяемых при проведении экспертных исследований, методику применения естественнонаучных методов и криминалистических средств, их возможности при обнаружении, фиксации, изъятии и исследовании объектов судебной экспертизы;основные методы и способы защиты информации;уметь:использовать естественнонаучные методы и средства для обнаружения, фиксации и изъятия объектов и их предварительного исследования, интерпретировать результаты применения естественнонаучных методов для решения задач судебных экспертиз; обеспечивать защиту служебной информации;владеть:навыками компьютерной обработки служебной документации, статистической информации и деловой графики, навыками работы с информационно-поисковыми и справочно-информационными системами;навыками применения технических средств и естественнонаучных методов при производстве криминалистических экспертных исследований;навыками исследования объектов с использованием приборов и инструментальной базы;навыками использовании средств и методов обеспечения информационной безопасности.
18 - 27*(2)
Математика и информатикаЕстественнонаучные методы судебно-экспертных исследованийКомпьютерные технологии в экспертной деятельностиОК-15,ОК-16,ПК-3
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза).
3 - 12*(2)
С.3
Профессиональный цикл
202 - 211*(2)
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности;характеристику наиболее важных природных явлений и производственной деятельности человека, вызывающих возникновение чрезвычайных ситуаций; основные мероприятия и правила поведения в чрезвычайных ситуациях; методы и средства само- и взаимопомощи при различных видах травм, ранений и отравлениях;правовые, теоретические, методические и организационные основы судебной экспертизы;систему методов и средств судебно-экспертных исследований, закономерности следообразования; методики производства судебных экспертиз и исследований; современные возможности криминалистических и иных судебных экспертиз;методы судебной фотографии, технические средства и приемы фиксации, иллюстрирования и исследования доказательств, принципы действия технических средств видеозаписи, порядок, тактику использования видеозаписи в правоохранительной деятельности;особенности обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования различных видов материальных следов и объектов в ходе осмотров мест происшествий, других процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий по различным категориям преступлений;правовую и нормативную базу криминалистической регистрации, ее систему и содержание;основные положения отраслевых юридических наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в отдельных отраслях материального и процессуального права;понятие и категории криминалистики, технические средства и методы, тактику производства отдельных следственных действий; основы методики раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений;сущность и содержание коррупции как социально-правового явления;детерминанты коррупции, особенности их проявления в механизме преступного поведения; правовые, организационные и тактические основы предупреждения коррупции в правоохранительных органах; основные направления профилактики коррупционного поведения сотрудников и служащих правоохранительных органов;теоретические основы и содержание науки управления, организацию системы управления в экспертных учреждениях;научные основы делопроизводства в сфере деятельности различных учреждений; нормативно-правовое и организационное обеспечение делопроизводства;основные направления и особенности правоохранительной деятельности и ее роль и место в укреплении законности и правопорядка; организационно-правовые основы, роль и место правоохранительных органов в системе государственных органов Российской Федерации;уметь:оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях, обморожениях, тепловом и солнечном ударах, при поражении электрическим током; пользоваться приборами дозиметрического контроля, средствами химической и радиационной разведки; пользоваться современными экспертными технологиями при производстве судебных экспертиз и исследований; применять средства и методы судебной фотографии и видеозаписи для решения задач фиксации обстановки мест происшествий, фиксации и исследования доказательств;применять криминалистические и иные научно-технические методы и средства обнаружения, фиксации, изъятия и сохранения следов и иных материальных объектов, проводить их предварительное исследование в ходе расследования преступлений;составлять учетно-регистрационную документацию для использования в современных криминалистических учетах;проводить судебные экспертизы и исследования, направленные на решение идентификационных и диагностических задач;осуществлять анализ и оценку следовой информации;устанавливать, исходя из материальной обстановки места происшествия, способ действий правонарушителя и сведения о его приметах;самостоятельно составлять и оформлять заключения эксперта и специалиста, справки о предварительном исследовании;выявлять обстоятельства, способствующие преступности, планировать и осуществлять деятельность по профилактике преступлений и иных правонарушений;противодействовать коррупционным проявлениям в служебной деятельности;разграничивать функции и сферы деятельности различных правоохранительных органов;владеть:навыками пользования первичными средствами пожаротушения и эвакуации; способами самоспасения и спасения пострадавших при стихийных бедствиях, авариях (катастрофах) на транспорте и на производственных объектах, при пожаре;понятийным аппаратом судебной экспертизы и профессиональной лексикой судебного эксперта;логическими рассуждениями при аргументации выводов по результатам экспертных исследований;навыками применения специальных методов судебной фотографии и видеозаписи для фиксации и исследования материальных следов при производстве судебных экспертиз и процессуальных действий;навыками применения приемов, средств и методов работы с материальными следами для получения розыскной и доказательственной информации;навыками ведения экспертно-криминалистических учетов и использования справочно-информационных и информационно-поисковых систем судебно-экспертного назначения;методиками решения диагностических и идентификационных задач при производстве судебных экспертиз и исследований;навыками ведения делопроизводства в судебно-экспертных учреждениях, регистрации и учета документов, контроля их исполнения;навыками выявления и устранения причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям.
133 - 142*(2)
Безопасность жизнедеятельностиТеория судебной экспертизыСудебная фотография и видеозаписьУчастие специалиста в процессуальных действияхТрасология и трасологическая экспертизаТехнико-криминалистическая экспертиза документовУголовное правоУголовный процессКриминалистикаГражданское правоГражданский процессАдминистративное правоОсновы управленияПравоохранительные органыОК-1,ОК-5,ОК-6,ОК-9,ОК-10,ОК-15,ОК-16ПК-1 - ПК-22
Специализация*(4)
Специализация N 1 "Криминалистические экспертизы"*(5)ПСК-1.1ПСК-1.2ПСК-1.3
Специализация N 2 "Инженерно-технические экспертизы"С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:знать:современные возможности судебных инженерно-технических экспертиз, методов и методик их производства; особенности использования специальных инженерно-технических знаний в целях получения розыскной и доказательственной информации при производстве процессуальных действий;уметь:проводить судебные инженерно-технические экспертизы и исследования с использованием современных экспертных технологий;применять при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях инженерно-технические методы и средства поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования материальных объектов;владеть:навыками применения инженерно-технических методов и средств, а также методиками решения простых и сложных, прямых и обратных диагностических задач при производстве судебных инженерно-технических экспертиз и исследований, в том числе связанных с механизмом возникновения и развития пожара, дорожно-транспортного происшествия, сбоя работы компьютерной системы.Судебные инженерно-технические экспертизы*(3)Судебная пожарно-техническая экспертиза*(3)Судебная автотехническая экспертиза*(3)Судебная компьютерно-техническая экспертиза*(3)Судебная экспертиза веществ, материалов и изделий*(3)ПСК-2.1ПСК-2.2ПСК-2.3
Специализация N 3 "Экспертизы веществ, материалов и изделий"С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:знать:современные возможности судебных экспертиз веществ, материалов и изделий, физических, химических и физико-химических методов и специальных методик их производства; особенности поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования веществ и материалов в микроколичествах (микрообъектов) и в макроколичествах;уметь: проводить судебные экспертизы и исследования веществ, материалов и изделий, выбирая при этом оптимальные с точки зрения сохранности объектов средства и методы; применять при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях физические, химические и физико-химические методы и средства поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования объектов в микро- и макроколичествах;владеть:экспертными методиками решения диагностических и идентификационных задач экспертиз и исследований веществ, материалов и изделий, навыками работы на приборах и оборудовании, используемых в этих целях.Судебная экспертиза металлов, сплавов и изделий из них*(3)Судебная экспертиза лакокрасочных материалов и лакокрасочных покрытий*(3)Судебная экспертиза волокнистых материалов и изделий из них*(3)Судебная экспертиза нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов*(3)Судебная экспертиза наркотических средств и психотропных веществ*(3)Судебная экспертиза пластмасс, резин и изделий из них*(3)ПСК-3.1ПСК-3.2ПСК-3.3
Специализация N 4 "Экономические экспертизы"С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:знать:современные возможности судебных экономических экспертиз, методов и методик их производства; особенности использования специальных экономических знаний в целях получения розыскной и доказательственной информации при производстве процессуальных действий;уметь:проводить с использованием современных экспертных технологий судебные экономические экспертизы и исследования; применять при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях экономические методы и средства в целях обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования объектов (первичных и отчетных документов, отражающих хозяйственные операции и содержащих информацию о наличии и движении материальных и денежных средств);владеть:навыками применения экономического анализа, расчетно-аналитических и экономико-математических методов, а также методиками решения специфических задач судебно-экономических экспертиз.Судебно-бухгалтерская экспертиза*(3)Судебная финансово-экономическая экспертиза*(3)Судебная налоговая экспертиза*(3)Бухгалтерский учёт и отчётность*(3)Аудит*(3)ПСК-4.1ПСК-4.2ПСК-4.3
Специализация N 5 "Речеведческие экспертизы"С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:знать:особенности конфликтогенных ситуаций и ситуаций, порождающих споры и конфликты;современные возможности судебных речеведческих экспертиз и исследований речи, зафиксированной на любом материальном носителе в любой форме (рукописной, машинописной, электронной, звучащей), методов и методик их производства;уметь:проводить судебные речеведческие экспертизы и исследования с использованием методов разрешения коммуникативных споров; применять методы и средства речеведческих экспертиз для обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования объектов - речевых произведений - в целях получения розыскной и доказательственной информации при производстве процессуальных действий;владеть:навыками применения методов и методик решения диагностических и идентификационных задач судебных речеведческих экспертиз, навыками работы на оборудовании для исследования звучащей речи.Судебное речеведение*(3)Лингвистическая конфликтология*(3)Судебно-лингвистическая экспертиза*(3)Судебная автороведческая экспертиза*(3)Судебная фоноскопическая экспертиза*(3)ПСК-5.1ПСК-5.2ПСК-5.3
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
64 - 73*(2)
С.4
Физическая культура (Физическая подготовка)
2
ОК-12
С.5
Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа*(6)(практические умения и навыки определяются ООП вуза)
14 - 16
ОК-1 - ОК-16,ПК-1 - ПК-22
С.6
Итоговая государственная аттестация (включая защиту выпускной квалификационной работы)
8 - 10
ОК-1 - ОК-16,ПК-1 - ПК-22
Общая трудоемкость основной образовательной программы
300
______________________________
*(1) Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестаций.
*(2) Трудоемкость учебного цикла ООП подготовки специалиста (далее - УЦ) может изменяться за счет перераспределения зачетных единиц в пределах заданных интервалов, при этом суммарная трудоемкость базовых составляющих УЦ С.1, С.2 и С.3 должна составлять не менее 70 процентов от общей трудоемкости указанных УЦ.
*(3) Количество и перечень учебных дисциплин носят рекомендательный характер.
*(4) Суммарная трудоемкость дисциплин специализации должна составлять не более 25 процентов от общей трудоемкости базовой части УЦ С.3.
*(5) Количество, перечень и содержание учебных дисциплин специализации определяются вузом самостоятельно.
*(6) Для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, продолжительность практик может быть увеличена при сохранении трудоемкости в зачетных единицах, определенной ФГОС ВПО по специальности.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Специализация ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной ООП ВПО. Требования к результатам освоения и структуре ООП подготовки специалиста в части специализации для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, определяются (устанавливаются) данными образовательными учреждениями.
Высшие учебные заведения обязаны обновлять основные ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Если ООП связана с освоением учебного материала, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, условия ее реализации должны соответствовать следующим требованиям: