- на причальных сооружениях перед началом навигации или после ее окончания для сезонных портов и после завершения периода наиболее интенсивной эксплуатации для портов, работающих круглогодично;
- на оградительных и берегоукрепительных сооружениях - после штормов с волнением более 5 баллов.
5.4.11 Измерения деформаций рекомендуется проводить ежегодно при периодических осмотрах сооружений в течение 5-10 лет после окончания их строительства. Измерения могут быть прекращены, если в трех последних циклах наблюдений их величина колеблется в пределах заданной точности измерений.
Измерения необходимо возобновлять в случае появления трещин в несущих конструкциях сооружений, а также при изменении режима эксплуатации (увеличение нагрузок).
5.4.12 В состав элементов сооружения, технический контроль которых осуществляется с применением методов геодезических измерений, следует включать:
- элемент обрамления по линии кордона сооружения;
- крановые пути;
- покрытие территории.
5.4.13 Контролируемыми параметрами технологических элементов являются:
- по линии кордона - прямолинейность лицевой (фасадной) кромки оголовка, высотное положение верхней поверхности оголовка;
- для крановых путей - прямолинейность осей рельсов, высотное положение головок рельсов, расстояние между осями рельсов, зазоры в стыках и смещение торцов рельсов в плане и по высоте;
- для покрытия территории - высотное положение в поперечниках.
5.4.14 Фактические значения контролируемых параметров рекомендуется определять следующими методами:
- прямолинейность - методом створных наблюдений (способ струны или оптического створа) или косвенных измерений (способы ломаного базиса, микротриангуляции, четырехугольника);
- высотное положение - методом технического нивелирования (геометрическим, тригонометрическим, гидростатическим);
- расстояние между осями рельсов крановых путей - методом непосредственных измерений (способ линейных измерений и механический способ) или косвенных измерений (способы ломаного базиса, микротриангуляции, четырехугольника);
- зазоры между рельсами и смещения рельсов в стыках - методом непосредственных линейных измерений.
5.5 Оценка технического состояния материалов конструкций
5.5.1 Оценка технического состояния материалов конструкций сооружений сводится к выявлению их дефектов - отклонений в свойствах материалов, оказывающих влияние на прочность и несущую способность элементов конструкций. Эти отклонения выявляются на расчищенных поверхностях элементов при их техническом осмотре по известным внешним признакам дефектов. Они также могут быть выявлены с помощью измерительного контроля по установленным количественным значениям показателей технического состояния материалов (физико-механических характеристик, размеров сечений и др.).
5.5.2 При регистрации дефектов материалов конструкций устанавливают их вид и объем, выявляют причину их появления, устанавливают степень их опасности и возможность их развития во времени.
5.5.3 Обследование конструкции сооружения в целях оценки технического состояния ее материалов выполняют по следующей схеме:
- тщательная расчистка поверхности элементов от обрастаний и продуктов разрушения материала;
- осмотр поверхности, измерения и описания характера и размеров повреждений по внешним признакам;
- определение прочности материалов конструкций с помощью методов неразрушающего контроля;
- определение размеров сечений несущих элементов (остаточной толщины);
- отбор проб и образцов материала с последующим определением характеристик в лабораторных условиях (при необходимости).