Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009) "Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 августа 2005 г. N 217) стр. 2

Таблица 1
Код ОКПСорт, класс, вид топлива
02 5160
02 5161вид I, класс 3, класс 4
02 5162вид I, класс 0, класс 1, класс 2
02 5163вид I, сорт А, сорт В, сорт С, сорт D, сорт Е, сорт F
02 5170
02 5171вид II, класс 3, класс 4
02 5172вид И, класс 0, класс 1, класс 2
02 5173вид II, сорт А, сорт В, сорт С, сорт D, сорт Е, сорт F
02 5180
02 5181вид III, класс 3, класс 4
02 5182вид III, класс 0, класс 1, класс 2
02 5183вид III, сорт А, сорт В, сорт С, сорт D, сорт Е, сорт F

4 Условные обозначения

Пример записи продукции при заказе и в технической документации:
"Топливо дизельное ЕВРО по ГОСТР 52368-2005 (ЕН 590:2009)
- Сорт А (В, С, D, E, F), вид I (вид II, вид III)
- класс 0 (1, 2, 3, 4), вид I (вид II, вид III)".

5 Технические требования

5.1 Топливо должно соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготовляться по технологии, утвержденной в установленном порядке.
5.2 По физико-химическим и эксплуатационным показателям топливо должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.
Таблица 2 - Требования к топливу
Наименование показателя
Значение
Метод испытания
1 Цетановое число*(1) не менее
51,0
По [1], [2] или ГОСТ Р 52709, ГОСТР ЕН 15195
2 Цетановый индекс*(2), не менее
46,0
По [3],[4]
3 Плотность при 15°С, кг/м3
820-845
По [5], [6], [7], [8] или ГОСТР 51069, ГОСТ Р ИСО 3675-2007
4 Полициклические ароматические углеводороды*(3), % (по массе), не более
8,0
По [9], [10], ГОСТ Р ЕН 12916
5 Содержание серы, мг/кг, не более, для
топлива:По [11], [12], [13], [14], [15], [16], [17]
вид I
350,0
или ГОСТ Р 51947
вид II
50,0
По [13], [14], [15], [16], ГОСТ Р 52660, ГОСТ Р ЕН ИСО 20846
вид III*(4)
10,0
По [14], [15], [16], ГОСТ Р 52660, ГОСТ Р ЕН ИСО 20846 и [51]
6 Температура вспышки в закрытом тигле, °С, выше
55
По [18], [19] или ГОСТ 6356, ГОСТ Р ЕН ИСО 2719
7 Коксуемостью %-ного остатка разгонки*(5), % (по массе), не более
0,30
По [20], [21], [22] или ГОСТ 19932
8 Зольность, % (по массе), не более
0,01
По [23], [24] или ГОСТ 1461
9 Содержание воды, мг/кг, не более
200
По [25]
10 Общее загрязнение, мг/кг, не более
24
По [26]
11 Коррозия медной пластинки (3 ч при 50°С)*(6), единицы по шкале
Класс 1
По [27], [28]
12 Окислительная стабильность:По ГОСТ Р ЕН ИСО 12205, [29], [30]
общее количество осадка, г/м3, не более
25
13 Смазывающая способность:По [31], [32], ГОСТ Р ИСО 12156-1
скорректированный диаметр пятна износа при 60°С, мкм, не более
460
14 Кинематическая вязкость при 40°С, мм2/с
2,00-4,50
По [33], [34] или ГОСТ 33
15 Фракционный состав:По [35], [36] или ГОСТ 2177 (метод А), ГОСТ Р ЕН ИСО 3405
при температуре 250°С , % (по объему), менее
65
при температуре 350°С, % (по объему), не менее
85
95% (по объему) перегоняется при температуре, °С, не выше
360
16 Содержание метиловых эфиров жирных кислот*(7) % (по объему), не более
7,0
По [37]
*(1) Для топлива, получаемого прямой перегонкой нефти, допускается на месте производства заменять определение цетанового числа по ГОСТ 3122 и [1] расчетным методом цетанового индекса по [3].*(2) Для расчета цетанового индекса необходимо определить точки отгона 10%, 50% и 90% (по объему).*(3) Показатель "полициклические ароматические углеводороды" определяют по [9] как разность значений общего содержания ароматических углеводородов и моноароматических углеводородов.*(4) Топливо вида III с содержанием серы не более 10 мг/кг в сопроводительных документах допускается обозначать как "не содержащее серы".*(5) Предельное значение для показателя "коксуемость 10%-ного остатка разгонки" определяют до введения присадки, улучшающей воспламенение. Наличие присадки определяют по [38]. Использование присадок не освобождает изготовителя от соблюдения требований к коксуемости 10%-ного остатка разгонки не более 0,30% (по массе) до введения присадок.*(6) Показатель "коррозия медной пластинки" допускается определять по ГОСТ 6321 с нормой "выдерживает".*(7) Показатель "содержание метиловых эфиров жирных кислот" определяется только при их введении в топливо.Качество метиловых эфиров жирных кислот должно соответствовать требованиям [39]. Значения показателей прецизионности методов испытания при введении метиловых эфиров жирных кислот указаны в приложении А.Идентификацию и разделение метиловых эфиров жирных кислот проводят по [40].
5.3 Климатические условия и методы испытаний
Топливо для умеренных климатических условий должно соответствовать требованиям, указанным в таблицах 2 и 3.
Таблица 3 - Требования к топливу для умеренного климата
Наименование показателя
Значение для сорта
Метод испытания
А
В
С
D
Е
F
Предельная температура фильтруемости, °С, не выше
5
0
-5
-10
-15
-20
По [41] или ГОСТ 22254
Топливо для холодного и арктического климата должно соответствовать требованиям, указанным в таблицах 2 и 4.
Таблица 4 - Требования к топливу для холодного и арктического климата
Наименование показателя
Значение для класса
Метод испытания
0
1
2
3
4
1 Предельная температура фильтруемости °С, не выше
-20
-26
-32
-38
-44
По [41] или ГОСТ 22254
2 Температура помутнения, °С, не выше
-10
-16
-22
-28
-34
По [42]
3 Плотность при 15°С, кг/м3
800 - 845
800 - 845
800 - 840
800 - 840
800 - 840
По [5], [6], [7], [8] или ГОСТ Р 51069, ГОСТ Р ИСО 3675
4 Кинематическая вязкость при 40°С, мм2/с
1,50 - 4,00
1,50 - 4,00
1,50 - 4,00
1,40 - 4,00
1,20 - 4,00
По [33], [34] или ГОСТ 33
5 Цетановое число*, не менее
49,0
49,0
48,0
47,0
47,0
По [1], [2] или ГОСТ 3122
6 Цетановый индекс**, не менее
46,0
46,0
46,0
43,0
43,0
По [3], [4]
7 Фракционный состав:до температуры 180°С, % (по объему), не более
10
10
10
10
10
По [35], [36] илиГОСТ 2177 (метод А), ГОСТ Р ЕН ИСО 3405
до температуры 340°С, % (по объему), не менее
95
95
95
95
95
8 Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже
55
55
40
30
30
По ГОСТ Р ЕН ИСО2719 или [18], [19], ГОСТ 6356
* См. сноску *(1) к таблице 2.
2) См. сноску *(2) к таблице 2.
5.4 Рекомендации по сезонному применению топлива приведены в приложении Г.

6 Красители и маркеры

Допускается применение красителей, кроме зеленого и голубого цвета и маркеров.

7 Присадки

Для улучшения эксплуатационных свойств топлив допускается использовать присадки, не причиняющие вреда здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений.
Топливо не должно содержать металлосодержащие присадки.

8 Значения показателей прецизионности методов испытаний

Методы испытаний, на которые даны ссылки в стандарте, включают показатели прецизионности. В спорных случаях при интерпретации результатов испытаний следует использовать ГОСТ Р 8.580 и [43].

9 Требования безопасности

9.1 Топливо является малоопасной жидкостью и по степени воздействия на организм человека относится к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007.
9.2 Топливо раздражает слизистую оболочку и кожу человека, вызывая ее поражение и возникновение кожных заболеваний. Постоянный контакт с топливом может вызвать острые воспаления и хронические экземы.
9.3 Предельно допустимая концентрация паров углеводородов в воздухе рабочей зоны - 900/300 в соответствии с требованиями ГН 2.2.5.1313 [44].
Содержание углеводородов в воздухе рабочей зоны определяют газохроматографическим методом по МУ 5923 (выпуск 12) [45] или аналогичным метрологически аттестованным методом.
Контроль содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны осуществляется по Р 2.2.755 [46].
9.4 В соответствии с ГОСТ 12.1.044 топливо представляет собой легковоспламеняющуюся жидкость с температурой самовоспламенения 310°С; температурные пределы распространения пламени: нижний - 69°С, верхний - 105°С. Взрывоопасная концентрация паров топлива в смеси с воздухом 2% - 3%(по объему).
9.5 При загорании топлива применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену; при объемном тушении - углекислый газ, составы СЖБ и "3,5", перегретый пар.
9.6 В помещениях для хранения и использования топлива запрещается использовать открытый огонь; электрические сети и искусственное освещение должны быть взрывозащищенного исполнения.
При работе с топливом не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.
9.7 Емкости и трубопроводы, предназначенные для хранения и транспортирования топлива, должны быть защищены от статического электричества в соответствии с ГОСТ 12.1.018.
9.8 При разливе топлива необходимо собрать его в отдельную тару, а место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытой площадке место разлива необходимо засыпать песком с последующим его удалением и обезвреживанием в соответствии с СанПин 2.1.7.1322 [47].
9.9 Помещения для работ с топливом должны быть оборудованы общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, отвечающей требованиям ГОСТ 12.4.021. Места интенсивного выделения паров топлива должны быть оборудованы местными отсосами.
В помещениях для хранения топлива не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом и другие окислители.
9.10 При работе с топливом применяют индивидуальные средства защиты по ГОСТ 12.4.011, ГОСТ 12.4.103, ГОСТ 12.4.111, ГОСТ 12.4.112 и типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.
В местах с концентрацией паров топлива, превышающей предельно допустимую концентрацию, необходимо применять фильтрующие противогазы марки ПФМГ с коробкой БКФ и шланговые противогазы марки ПШ-1 или аналогичные, указанные в ГОСТ 12.4.034.
9.11 При работе с топливом необходимо соблюдать правила личной гигиены.
9.12 При попадании топлива на открытые участки тела необходимо его удалить и обильно промыть кожу теплой мыльной водой; при попадании на слизистую оболочку глаз необходимо обильно промыть глаза теплой водой.
Для защиты кожи рук применяют защитные рукавицы по ГОСТ 12.4.010, мази и пасты по ГОСТ 12.4.068, а также средства индивидуальной защиты рук по ГОСТ 12.4.020.
9.13 Все работающие с топливом должны в установленном порядке проходить предварительные (при приеме на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с приказом Минздрава России.

10 Охрана окружающей среды

10.1 С целью охраны атмосферного воздуха от загрязнений выбросами вредных веществ должен быть организован контроль за содержанием предельно допустимых выбросов в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02.
Содержание алканов в приземном слое на границе санитарно-защитной зоны с учетом рассеивания не должно превышать 1,0 в соответствии с ГН 2.1.6.1338 [48].