Правила устройства электроустановок (ПУЭ)7-ое издание(утв. приказом Минэнерго РФ от 20 июня 2003 г. N 242) стр. 17

со стороны входа до полотна двери или выступающих частей стены не менее: 0,6 м - для трансформаторов мощностью до 0,63 МВ х А;
0,8 м - для трансформаторов до 1,6 МВ х А и 1 м - для трансформаторов мощностью более 1,6 МВ х А.
4.2.218. Пол камер масляных трансформаторов должен иметь 2%-ный уклон в сторону маслоприемника.
4.2.219. В камерах трансформаторов могут устанавливаться относящиеся к ним разъединители, предохранители и выключатели нагрузки, вентильные разрядники, ОПН, заземляющие дугогасящие реакторы, а также оборудование системы охлаждения.
4.2.220. Каждая камера масляных трансформаторов должна иметь отдельный выход наружу или в смежное помещение категорий Г или Д.
4.2.221. Расстояние по горизонтали от проема ворот трансформаторной камеры встроенной или пристроенной ПС до проема ближайшего окна или двери помещения должно быть не менее 1 м.
Выкатка трансформаторов мощностью 0,25 МВ х А и более из камер во внутренние проезды шириной менее 5 м между зданиями не допускается. Это требование не распространяется на камеры, выходящие в проходы и проезды внутри производственных помещений.
4.2.222. Вентиляционная система камер трансформаторов должна обеспечивать отвод выделяемого ими тепла (4.2.104) и не должна быть связана с другими вентиляционными системами.
Стенки вентиляционных каналов и шахт должны быть выполнены из материалов с пределом огнестойкости не менее 45 мин.
Вентиляционные шахты и проемы должны быть расположены таким образом, чтобы в случае образования или попадания в них влаги, она не могла стекать на трансформаторы, либо должны быть применены меры для защиты трансформатора от попадания влаги из шахты.
Вентиляционные проемы должны быть закрыты сетками с размером ячейки не более 1х1 см и защищены от попадания через них дождя и снега.
4.2.223. Вытяжные шахты камер масляных трансформаторов, пристроенных к зданиям, имеющих кровлю из горючего материала, должны быть отнесены от стен здания не менее чем на 1,5 м или же конструкции кровли из горючего материала должны быть защищены парапетом из негорючего материала высотой не менее 0,6 м. Вывод шахт выше кровли здания в этом случае необязателен.
Отверстия вытяжных шахт не должны располагаться против оконных проемов зданий. При устройстве выходных вентиляционных отверстий непосредственно в стене камеры они не должны располагаться под выступающими элементами кровли из горючего материала или под проемами в стене здания, к которому камера примыкает.
Если над дверью или выходным вентиляционным отверстием камеры трансформатора имеется окно, то под ним следует устраивать козырек из негорючего материала с вылетом не менее 0,7 м. Длина козырька должна быть более ширины окна не менее чем на 0,8 м в каждую сторону.
4.2.224. Трансформаторы с принудительной системой охлаждения должны быть снабжены устройствами для автоматического пуска и останова системы охлаждения.
Автоматический пуск должен осуществляться в зависимости от температуры верхних слоев масла и, независимо от этого, по току нагрузки трансформатора.
4.2.225. При применении вынесенных охладительных устройств они должны размещаться так, чтобы не препятствовать выкатке трансформатора с фундамента и допускать проведение их обслуживания при работающем трансформаторе. Поток воздуха от вентиляторов дутья не должен быть направлен на бак трансформатора.
4.2.226. Расположение задвижек охладительных устройств должно обеспечивать удобный доступ к ним, возможность отсоединения трансформатора от системы охлаждения или отдельного охладителя от системы и выкатки трансформатора без слива масла из охладителей.
4.2.227. Охладительные колонки, адсорберы и другое оборудование, устанавливаемое в системе охлаждения Ц (OFWF), должны располагаться в помещении, температура в котором не снижается ниже +5°С.
При этом должна быть обеспечена возможность замены адсорбента на месте.
4.2.228. Внешние маслопроводы систем охлаждения ДЦ (OFAF) и Ц (OFWF) должны выполняться из нержавеющей стали или материалов, устойчивых против коррозии.
Расположение маслопроводов около трансформатора не должно затруднять обслуживание трансформатора и охладителей и должно обеспечивать минимальные трудозатраты при выкатке трансформатора. При необходимости должны быть предусмотрены площадки и лестницы, обеспечивающие удобный доступ к задвижкам и вентиляторам дутья.
4.2.229. При вынесенной системе охлаждения, состоящей из отдельных охладителей, все размещаемые в один ряд одиночные или сдвоенные охладители должны устанавливаться на общий фундамент.
Групповые охладительные установки могут размещаться как непосредственно на фундаменте, так и на рельсах, уложенных на фундамент, если предусматривается выкатка этих установок на своих катках.
4.2.230. Шкафы управления электродвигателями системы охлаждения ДЦ (OFAF), НДЦ (ODAF) и Ц (OFWF) должны устанавливаться за пределами маслоприемника. Допускается навешивание шкафа управления системой охлаждения Д (ONAF) на бак трансформатора, если шкаф рассчитан на работу в условиях вибрации, создаваемой трансформатором.
4.2.231. Трансформаторы с принудительной системой охлаждения должны быть снабжены сигнализацией о прекращении циркуляции масла, охлаждающей воды или останове вентиляторов дутья, а также об автоматическом включении или отключении резервного охладителя или резервного источника питания.
4.2.232. Для шкафов приводов устройств регулирования напряжения под нагрузкой и шкафов автоматического управления системой охлаждения трансформаторов должен быть предусмотрен электрический подогрев с автоматическим управлением.
4.2.233. Планово-предупредительный ремонт трансформаторов на подстанциях следует предусматривать на месте их установки с помощью автокранов или (и) инвентарных устройств. При этом рядом с каждым трансформатором должна быть предусмотрена площадка, рассчитанная на размещение элементов, снятых с ремонтируемого трансформатора, такелажной оснастки и оборудования, необходимого для ремонтных работ.
В стесненных условиях ПС допускается предусматривать одну ремонтную площадку с сооружением к нем путей перекатки.
На ПС, расположенных в удаленных и труднодоступных районах, следует предусматривать совмещенные порталы.
На ПС напряжением 500-750 кВ, расположенных в районах со слаборазвитыми и ненадежными транспортными связями, а также на ОРУ электростанций при установке на них трансформаторов, если трансформаторы невозможно доставить на монтажную площадку гидроэлектростанций и ремонтную площадку машинного зала электростанции, для проведения планово-предупредительных ремонтных работ допускается предусматривать стационарные устройства - башни, оборудованные мостовыми кранами, с мастерской или аппаратной маслохозяйства с коллектором для передвижных установок.
Необходимость сооружения башни определяется заданием на проектирование.
4.2.234. При открытой установке трансформаторов вдоль машинного зала электростанции должна быть обеспечена возможность перекатки трансформатора к месту ремонта без разборки трансформатора, снятия вводов и разборки поддерживающих конструкций токопроводов, порталов, шинных мостов и т.п.
4.2.235. Грузоподъемность крана в трансформаторной башне должна быть рассчитана на массу съемной части бака трансформатора.
4.2.236. Продольные пути перекатки трансформаторов на подстанциях должны предусматриваться:
при наличии подъездной железной дороги;
при наличии башни для ремонта трансформаторов;
при аварийном вводе в работу резервной фазы автотрансформатора методом перекатки, если это обосновано в сравнении с другими способами.
______________________________
* В последующем тексте настоящей главы вместо слов "заземляющий нож" используется слово "заземлитель", под которым понимается как элемент аппарата, так и отдельно установленный аппарат.

Приложения

Приложение 1

Справочный материал к главе 2.5 ПУЭ. Перечень ссылочных нормативных документов

В соответствии с правилами оформления нормативных документов в тексте главы 2.5 приведены ссылки на строительные нормы и правила (СНиП) и Государственные стандарты (ГОСТ) в общем виде без указания их номеров и наименований.
Для обеспечения удобства пользования главой 2.5 и во избежание возникновения при этом ошибок ниже приводятся номера параграфов главы 2.5 и наименования и номера относящихся к ним СНиПов и ГОСТов.
┌─────────┬──────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Параграф │ Нормативные документы │
├─────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│2.5.9 │ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и│
│ │СНиП 2.03.01-84* оснований". │
│ │ │
│ │СНиП 11-23-81** "Бетонные и ж/б конструкции". │
│ │СНиП 2.02.01-83 "Стальные конструкции". │
│ │СНиП 2-25-80 "Основания зданий и сооружений". │
│ │ "Деревянные конструкции" │
├─────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│2.5.11 │СНиП 2.01.07-85* "Нагрузки и воздействия" │
├─────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│2.5.17 │СНиП 23-01-99 "Строительная климатология" │
├─────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│2.5.19 │СНиП 32-03-96 "Аэродромы" │
├─────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│2.5.25 │СНиП 2.03.11-85 "Защита строительных конструкций от│
│ │ коррозии" │
├─────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│2.5.28 │СНиП 2.01.15-90 "Инженерная защита территорий, зданий│
│ │ и сооружений от опасных геологических│
│ │ процессов" │
├─────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│2.5.38 │СНиП 23-01-99 "Строительная климатология" │
├─────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│2.5.51 │СНиП 2.01.07-85* "Нагрузки и воздействия".│
│ │СНиП 23-01-99 "Строительная климатология" │
├─────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│2.5.59 │СНиП 2.01.07-85* "Нагрузки и воздействия" │
├─────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│2.5.60 │СНиП 2.01.07-85* "Нагрузки и воздействия" │
├─────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│2.5.69 │СНиП 2.01.07-85* "Нагрузки и воздействия" │
├─────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│2.5.79 │ГОСТ 3062-80-3064-80 "Канаты стальные" │
├─────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│2.5.80 │ГОСТ 15150-69 "Машины, приборы и другие технические│
│ │ изделия. Исполнения для различных│
│ │ климатических районов категорий.│
│ │ Условия эксплуатации, хранения и│
│ │ транспортирования в части воздействия│
│ │ климатических факторов внешней среды" │
├─────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│2.5.87 │ГОСТ 22012-82 "Радиопомехи индустриальные от линий│
│ │ электропередачи и электрических│
│ │ подстанций". │
│ │СНиП II-12-77 "Защита от шума" │
├─────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│2.5.133 │СНиП 2.03.11-85 "Защита строительных конструкций от│
│ │ коррозии" │
├─────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│2.5.139 │СНиП "Строительство в сейсмических районах"│
│ │СНиП IV-7-81* │
├─────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│2.5.202 │СНиП 2.06.03-85 "Мелиоративные системы и сооружения" │
├─────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│2.5.210 │СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и│
│ │ застройка городских и сельских│
│ │ поселений" │
├─────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│2.5.215 │СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и│
│ │ сооружений" │
├─────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│2.5.218 │ГОСТ 22012-82 "Радиопомехи индустриальные от линий│
│ │ электропередачи и электрических│
│ │ подстанций" │
├─────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│2.5.256 │СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" │
│ │СНиП 2.05.11-83 "Внутрихозяйственные автодороги в│
│ │ колхозах, совхозах и др." │
├─────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│2.5.260 │ГОСТ 23457-86 "Технические средства организации│
│ │ дорожного движения" │
├─────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│2.5.262 │СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" │
│сноска │ │
├─────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│2.5.266 │СНиП 2.05.09-90 "Трамвайные и троллейбусные линии" │
├─────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│2.5.272 │ГОСТ 26600-98 "Знаки навигационных внутренних│
│ │ судоходных путей" │
├─────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│2.5.280 │СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы" │
├─────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│2.5.286 │СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы" │
├─────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│2.5.290 │СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы" │
├─────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤
│2.5.291 │СНиП 32-03-96 "Аэродромы". │
│ │СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и│
│ │ застройка городских и сельских│
│ │ поселений" │
└─────────┴──────────────────────────────────────────────────────────────┘
Приложение 2

Справочный материал к главе 4.2. ПУЭ. Перечень ссылочных нормативных документов

В соответствии с правилами оформления нормативных документов в тексте гл.4.2. приведены ссылки на строительные нормы и правила (СНиП), Государственные стандарты (ГОСТ) и Санитарные правила и нормы (СанПиН) в общем виде без указания их наименований.
Для обеспечения удобства пользования гл.4.2. и во избежание возникновения при этом ошибок ниже приводятся номера параграфов главы 4.2. и наименования и номера относящихся к ним СНиПов, ГОСТов и СанПиНов.