Заборы могут не предусматриваться для закрытых ПС, а также для столбовых, мачтовых и комплектных ПС наружной установки с высшим напряжением до 35 кВ при условии соблюдения требований 4.2.132.
4.2.42. На территории ОРУ, ПС и электростанций следует предусматривать устройства по сбору и удалению масла (при наличии маслонаполненного оборудования) с целью исключения возможности растекания его по территории и попадания в водоемы.
4.2.43. Расстояния от электрооборудования до взрывоопасных зон и помещений следует принимать по гл.7.3.
4.2.44. На ПС применяются постоянный и переменный оперативные токи.
Переменный ток должен применяться во всех случаях, когда это возможно и ведет к упрощению и удешевлению электроустановок при обеспечении необходимой надежности их работы.
Открытые распределительные устройства
4.2.45. В ОРУ 110 кВ и выше должен быть предусмотрен проезд для передвижных монтажно-ремонтных механизмов и приспособлений, а также передвижных лабораторий.
4.2.46. Соединения гибких проводов в пролетах должно выполняться опрессовкой с помощью соединительных зажимов, а соединения в петлях у опор, присоединение ответвлений в пролете и присоединение к аппаратным зажимам - опрессовкой или сваркой. При этом присоединение ответвлений в пролете выполняется, как правило, без разрезания проводов пролета.
Пайка и скрутка проводов не допускаются.
Болтовые соединения допускаются только на зажимах аппаратов и на ответвлениях к разрядникам, ОПН, конденсаторам связи и трансформаторам напряжения, а также для временных установок, для которых применение неразъемных соединений требует большого объема работ по перемонтажу шин.
Гирлянды изоляторов для подвески шин в ОРУ могут быть одноцепными. Если одноцепная гирлянда не удовлетворяет условиям механических нагрузок, то следует применять двухцепную.
Разделительные (врезные) гирлянды не допускаются, за исключением гирлянд, с помощью которых осуществляется подвеска высокочастотных заградителей.
Закрепление гибких шин и тросов в натяжных и подвесных зажимах в отношении прочности должны соответствовать требованиям, приведенным в 2.115.
4.2.47. Соединения жестких шин в пролетах следует выполнять сваркой, а соединение шин соседних пролетов следует выполнять с помощью компенсирующих устройств, присоединяемых к шинам, как правило, сваркой. Допускается присоединение компенсирующих устройств к пролетам с помощью болтовых соединений.
Ответвления от жестких шин могут выполняться как гибкими, так и жесткими, а присоединение их к пролетам следует выполнять, как правило, сваркой. Присоединение с помощью болтовых соединений разрешается только при обосновании.
4.2.48. Ответвления от сборных шин ОРУ, как правило, должны располагаться ниже сборных шин.
Подвеска ошиновки одним пролетом над двумя и более секциями или системами сборных шин не допускается.
4.2.49. Нагрузки на шины и конструкции от ветра и гололеда, а также расчетные температуры воздуха должны определяться в соответствии с требованиями строительных норм и правил. При этом прогиб жестких шин не должен превышать 1/80 длины пролета.
При определении нагрузок на конструкции дополнительно следует учитывать вес человека с инструментами и монтажными приспособлениями при применении:
натяжных гирлянд изоляторов - 2,0 кН;
поддерживающих гирлянд - 1,5 кН;
опорных изоляторов - 1,0 кН.
Тяжение спусков к аппаратам ОРУ не должно вызывать недопустимых механических напряжений и недопустимого сближения проводов при расчетных климатических условиях.
4.2.50. Расчетные механические усилия, передающиеся при КЗ жесткими шинами на опорные изоляторы, следует принимать в соответствии с требованиями гл.1.4.
4.2.51. Коэффициент запаса механической прочности при нагрузках, соответствующих 4.2.49, следует принимать:
для гибких шин - не менее 3 по отношению к их временному сопротивлению разрыва;
для подвесных изоляторов - не менее 4 по отношению к гарантированной минимальной разрушающей нагрузке целого изолятора (механической или электромеханической в зависимости от требований стандартов на примененный тип изолятора);
для сцепной арматуры гибких шин - не менее 3 по отношению к минимальной разрушающей нагрузке;
для опорных изоляторов жесткой ошиновки - не менее 2,5 по отношению к гарантированной минимальной разрушающей нагрузке изолятора.
4.2.52. Опоры для крепления шин ОРУ должны рассчитываться как промежуточные или концевые в соответствии с гл.2.5.
4.2.53. Компоновки ОРУ 35 кВ и выше рекомендуется выполнять без верхнего яруса шин, проходящего над выключателями.
4.2.54. Наименьшие расстояния в свету между неизолированными токоведущими частями разных фаз, от неизолированных токоведущих частей до земли, заземленных конструкций и ограждений, а также между неизолированными токоведущими частями разных цепей следует принимать по табл.4.2.5 (рис.4.2.3-4.2.12).
В случае, если в установках, расположенных в высокогорье, расстояния между фазами увеличиваются по сравнению с приведенными в табл.4.2.5 по результатам проверки на корону, соответственно должны быть увеличены и расстояния до заземленных частей.
![]() | |
1360 × 826 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1391 × 1422 пикс.   Открыть в новом окне |
Таблица 4.2.5.
Наименьшие расстояния в свету от токоведущих частей до различных элементов ОРУ (подстанций) 10-750 кВ, защищенных разрядниками, и ОРУ 220-750 кВ, защищенных ограничителями перенапряжений*(5), (в знаменателе) (рис.4.2.3-4.2.12)
┌───────┬───────────────────┬─────────┬──────────────────────────────────────────────────────┐
│ Номер │ Наименование │Обозначе-│ Изоляционное расстояние, мм, для номинального │
│рисунка│ расстояния │ ние │ напряжения, кВ │
│ │ │ ├─────┬─────┬──────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┤
│ │ │ │до 10│ 20 │ 35 │ 110 │ 150 │ 220 │ 330 │ 500 │ 750 │
├───────┼───────────────────┼─────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│ 4.2.3 │От токоведущих│ А_ф-з │ 200 │ 300 │ 400 │ 900 │1300 │1800 │2500 │3750 │5500 │
│ 4.2.4 │частей, элементов│ │ │ │ │ │ │-----│-----│-----│-----│
│ 4.2.5 │оборудования и│ │ │ │ │ │ │ - │ - │ - │ - │
│ │изоляции, │ │ │ │ │ │ │1200 │2000 │3300 │5000 │
│ │находящихся под│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │напряжением, до│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │протяженных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │заземленных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │конструкций и до│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │постоянных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │внутренних │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ограждений высотой│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │не менее 2 м, а│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │также до│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │стационарных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │межячейковых │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │экранов и│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │противопожарных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │перегородок │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───────┼───────────────────┼─────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│ 4.2.3 │От токоведущих│А_ф-з(1) │ 200 │ 300 │ 400 │ 900 │1300 │1600 │2200 │3300 │5000 │
│ 4.2.4 │частей, элементов│ │ │ │ │ │ │-----│-----│-----│-----│
│ │оборудования и│ │ │ │ │ │ │ - │ - │ - │ - │
│ │изоляции, │ │ │ │ │ │ │1200 │1800 │2700 │4500 │
│ │находящихся под│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │напряжением, до│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │заземленных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │конструкций: │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │головка │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │аппарата-опора, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │провод-стойка, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │траверса, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │провод-кольцо, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │стрежень │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───────┼───────────────────┼─────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│ 4.2.3 │Между токоведущими│ А_ф-ф │ 220 │ 330 │ 440 │ 100 │1400 │2000 │1800 │4200 │8000 │
│ 4.2.4 │частями разных фаз │ │ │ │ │ │ │-----│-----│-----│-----│
│4.2.11 │ │ │ │ │ │ │ │ - │ - │ - │ - │
│ │ │ │ │ │ │ │ │1600 │2200 │3400 │6500 │
├───────┼───────────────────┼─────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│ 4.2.5 │От токоведущих│ Б │ 950 │1050 │ 1150 │1650 │2050 │2550 │3250 │4500 │6300 │
│ 4.2.7 │частей, элементов│ │ │ │ │ │ │-----│-----│-----│-----│
│ │оборудования и│ │ │ │ │ │ │ - │ - │ -- │ - │
│ │изоляции, │ │ │ │ │ │ │2000 │3000 │4100 │5800 │
│ │находящихся под│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │напряжением, до│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │постоянных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │внутренних │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ограждений высотой│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │до 1,6 м и до│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │транспортируемого │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │оборудования │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───────┼───────────────────┼─────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│ 4.2.8 │Между токоведущими│ В │ 960 │1050 │ 1150 │1650 │2050 │3000 │4000 │5000 │7000 │
│ │частями разных│ │ │ │ │ │ │-----│-----│-----│-----│
│ │цепей в разных│ │ │ │ │ │ │ - │ - │ -- │ - │
│ │плоскостях при│ │ │ │ │ │ │2400 │3500 │3950 │6000 │
│ │обслуживаемой │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │нижней цепи и│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │неотключенной │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │верхней │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───────┼───────────────────┼─────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│ 4.2.6 │От неогражденных│ Г │2900 │3000 │ 3100 │3600 │4000 │4500 │5000 │6450 │8200 │
│4.2.12 │токоведущих частей│ │ │ │ │ │ │-----│-----│-----│-----│
│ │до земли или до│ │ │ │ │ │ │ - │ - │ - │ - │
│ │кровли зданий при│ │ │ │ │ │ │3900 │4700 │6000 │7200 │
│ │наибольшем │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │провисании проводов│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───────┼───────────────────┼─────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│ 4.2.8 │Между токоведущими│ Д(1) │2200 │2300 │ 2400 │2900 │3300 │3600 │4200 │5200 │7000 │
│ 4.2.9 │частями разных│ │ │ │ │ │ │-----│-----│-----│-----│
│ │цепей в разных│ │ │ │ │ │ │ - │ - │ - │ - │
│ │плоскостях, а также│ │ │ │ │ │ │3200 │3800 │4700 │6500 │
│ │между токоведущими│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │частями разных│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │цепей по│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │горизонтали при│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │обслуживании одной│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │цепи и│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │неотключенной │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │другой │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───────┼───────────────────┼─────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│4.2.10 │От токоведущих│ Д │2200 │2300 │ 2400 │2900 │3300 │3800 │4500 │5750 │7500 │
│4.2.12 │частей до верхней│ │ │ │ │ │ │-----│-----│-----│-----│
│ │кромки внешнего│ │ │ │ │ │ │ - │ - │ - │ - │
│ │забора или до│ │ │ │ │ │ │3200 │4000 │5300 │6500 │
│ │здания и сооружения│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───────┼───────────────────┼─────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│4.2.11 │От контакта и ножа│ Ж │ 240 │ 365 │ 485 │1100 │1550 │2200 │3100 │4600 │7500 │
│ │разъединителя в│ │ │ │ │ │ │-----│-----│-----│-----│
│ │отключенном │ │ │ │ │ │ │ - │ - │ - │ - │
│ │положении до│ │ │ │ │ │ │1800 │2600 │3800 │6100 │
│ │ошиновки, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │присоединенной ко│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │второму контакту │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
└───────┴───────────────────┴─────────┴─────┴─────┴──────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┘
*(1) Для элементов изоляции, находящихся под распределенным потенциалом, изоляционные расстояния следует принимать с учетом фактических значений потенциалов в разных точках поверхности. При отсутствии данных о распределении потенциала следует условно принимать прямолинейный закон падения потенциала вдоль изоляции от полного номинального напряжения (со стороны токоведущих частей) до нуля (со стороны заземленных частей).
*(2) Расстояние от токоведущих частей или элементов изоляции (со стороны токоведущих частей), находящихся под напряжением, до габаритов трансформаторов, транспортируемых по железнодорожным путям, допускается принять менее размера Б, но не менее размера A_ф-з(1).
*(3) Расстояния А_ф-з, А_ф-з(1), и А_ф-ф для ОРУ 220 кВ и выше, расположенных на высоте более 1000 м над уровнем моря, должны быть увеличены в соответствии с требованиями государственных стандартов, а расстояния А_ф-ф, В и Д(1) должны быть проверены по условиям ограничения короны.
*(4) Для напряжения 750 кВ в таблице даны расстояния А_ф-ф между параллельными проводами длиной более 20 м; расстояния А_ф-ф, между экранами, скрещивающимися проводами, параллельными проводами длиной до 20 м для ОРУ 750 кВ с разрядниками равны 7000 мм, а для ОРУ 750 кВ с ОПН - 5500 мм.
*(5) Ограничители перенапряжений имеют защитный уровень ограничения коммутационных перенапряжений фаза - земля 1,8 U_ф.
4.2.55. Наименьшие расстояния в свету при жестких шинах (см. рис.4.2.3.) между токоведущими и заземленными частями А_ф-з и между токоведущими частями разных фаз А_ф-ф следует принимать по табл.4.2.5, а при гибких (см. рис.4.2.4) - следует определять следующим образом:
1 1
А = А + а; А = А + а; А = А + а,
ф-з.г ф-з ф-з ф-з.г ф-ф.г ф-ф
где a = f sina; f - стрела провеса проводов при температуре +15°С, м; а = arc tg P/Q; Q - расчетная нагрузка от веса провода на 1 м длины провода, даН/м; Р - расчетная линейная ветровая нагрузка на провод, даН/м; при этом скорость ветра принимается равной 60% значения, выбранного при расчете строительных конструкций.
4.2.56. Наименьшие допустимые расстояния в свету между находящимися под напряжением соседними фазами в момент их наибольшего сближения под действием токов КЗ должны быть не менее приведенных в табл.2.5.17, принимаемым по наибольшему рабочему напряжению.
В гибкой ошиновке, выполненной из нескольких проводов в фазе, следует устанавливать внутрифазовые дистанционные распорки.
4.2.57. Наименьшие расстояния от токоведущих частей и изоляторов, находящихся под напряжением, до постоянных внутренних ограждений должны быть (табл.4.2.5, рис.4.2.5);