Описание текущей ситуации, характеристика основных проблем.
В настоящее время в Санкт-Петербурге действует двухуровневая (городская и районная) система учреждений социального обслуживания.
В Санкт-Петербурге функционирует 18 стационарных учреждений, оказывающих социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам. Действующая коечная мощность таких учреждений составляет 7381 койко-место. Районная система социального обслуживания включает 57 учреждений, в том числе Комплексные центры социального обслуживания населения, Центры социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, Центры социальной помощи семье и детям, Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, Кронштадтский дом ночного пребывания. В целях профилактики бездомности во всех районах Санкт-Петербурга в комплексных центрах социального обслуживания населения созданы отделения социальной помощи лицам без определенного места жительства, в том числе в 13 районах Санкт-Петербурга функционируют отделения социальной помощи лицам без определенного места жительства, включающие дома ночного пребывания для бездомных на 282 койко-места.
Для улучшения демографической ситуации и увеличения рождаемости установлены следующие меры социальной поддержки семей, имеющих детей: ежемесячные пособия на ребенка, единовременная компенсационная выплата при рождении ребенка, ежегодная компенсационная выплата на детей из многодетных семей, и другие.
В Санкт-Петербурге решается проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 01.01.2011 общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 14685 человек, из них 9935 детей в настоящее время находятся на воспитании в семьях. На содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, а также на детей, переданных на воспитание в приемные семьи, ежемесячно выплачиваются денежные средства (в 2010 году размер выплаты составил 5978 рублей на каждого ребенка).
Контроль работы учреждений образования Санкт-Петербурга, в части оказания услуг питания школьникам, является важной социальной задачей. В 2010 году проведено более 700 проверок, в ходе которых в 344 учреждениях образования Санкт-Петербурга были выявлены нарушения обязательных требований организации социального питания.
По состоянию на 01.07.2011 в Санкт-Петербурге в неблагоустроенном жилищном фонде Санкт-Петербурга (отсутствие ванных комнат, горячего водоснабжения, водопровода) проживает 8,3 процента населения (405161 человек).
В целях достижения стандартов проживания в части, касающейся обеспечения населения Санкт-Петербурга банными услугами, существенным является наличие их ценовой и территориальной доступности.
В настоящее время банные услуги жителям Санкт-Петербурга оказывают 380 организаций банного хозяйства, в том числе, 25 организаций (37 бань), предоставляющих населению Санкт-Петербурга услуги по регулируемым тарифам, обеспечивающим доступность таких услуг малообеспеченным слоям населения города (от 10 до 35 рублей).
К числу основных проблем развития сферы социального обеспечения населения относятся:
наличие очередей в действующие стационарные учреждения социального обслуживания населения;
высокий износ зданий и недостаточная укомплектованность кадрами учреждений социального обслуживания населения;
сложности в трудоустройстве неконкурентоспособных категорий населения, в первичном трудоустройстве молодых специалистов, людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также наличие несоответствия между потребностями рынка труда и выпускниками учебных заведений Санкт-Петербурга;
низкий уровень (менее 73 процентов) обеспеченности дачных объединений инженерной и социальной инфраструктурой на нормативном уровне.
Задачи:
развитие системы социальной защиты населения;
укрепление и поддержка института семьи, материнства, отцовства и детства;
содействие обеспечению занятости населения;
обеспечение оказания социальных и бытовых услуг (в том числе: организация горячего питания школьников, оказание доступности и качества банных и ритуальных услуг);
обеспечение инженерной и социальной инфраструктурой садоводческих и дачных некоммерческих объединений;
развитие городской инфраструктуры в социальной сфере.
Основные направления деятельности по задаче "Развитие системы социальной защиты населения":
проведение капитального ремонта и реконструкция зданий действующих учреждений стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
развитие системы учреждений социальной защиты населения, в том числе строительство новых учреждений стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
увеличение численности работников учреждений социальной защиты, относящихся к основному персоналу;
повышение заработной платы работников учреждений социальной защиты, относящихся к основному персоналу;
разработка и внедрение современных технологий социального обслуживания, таких как: услуги сиделок, социальное такси, "тревожная кнопка" для пожилых людей и инвалидов;
обеспечение выполнения предписаний органов государственного пожарного надзора в государственных учреждениях;
оказание мер социальной поддержки отдельным категориям граждан Санкт-Петербурга и адресная социальная помощь, за счет средств городского бюджета в соответствии с принятыми Законами Санкт-Петербурга;
создание доступной среды жизнедеятельности для маломобильных групп населения;
создание системы специализированного жилья для проживания граждан, нуждающихся в специальной социальной защите;
открытие в комплексных центрах социального обслуживания населения новых отделений социальной помощи лицам без определенного места жительства, включающие дома ночного пребывания, а также центров социальной адаптации для бездомных.
Основные направления деятельности по задаче "Укрепление и поддержка института семьи, материнства, отцовства и детства":
индексация и увеличение выплат семьям, имеющим детей.
Основные направления деятельности по задаче "Содействие обеспечения занятости населения":
оказание услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации граждан;
увеличение занятости населения за счет организации оплачиваемых общественных работ, в том числе временных;
организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.
Основные направления деятельности по задаче "Обеспечение оказания социальных и бытовых услуг (в том числе: организация горячего питания школьников, оказание доступности и качества банных и ритуальных услуг)":
повышение уровня организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга;
повышение эффективности проведения контрольных мероприятий в системе социального питания в Санкт-Петербурге;
повышение эффективности лабораторного контроля качества и безопасности продовольственных товаров, сырья и готовой продукции в системе социального питания;
сохранение ценовой доступности банных услуг;
приведение объектов банного хозяйства в надлежащее техническое и санитарно-эпидемиологическое состояние;
сохранение количества помывочных мест, повышение качества и территориальной доступности банных услуг;
выполнение работ по реконструкции и комплексному благоустройству кладбищ Санкт-Петербурга.
Основные направления деятельности по задаче "Обеспечение инженерной и социальной инфраструктурой садоводческих и дачных некоммерческих объединений":
содействие формированию инфраструктуры социального жизнеобеспечения и отдыха, условий общественной безопасности для горожан ведущих садоводческие (дачные) хозяйства;
обеспечение экологической, санитарно-гигиенической и пожарной безопасности жителей Санкт-Петербурга ведущих садоводческие (дачные) хозяйства и создание соответствующей материально-технической базы;
обустройство территорий и развитие инженерной инфраструктуры жизнеобеспечения садоводческих (дачных) хозяйств;