Приказ Минтранса РФ от 16 января 2012 г. N 6"Об утверждении Федеральных авиационных правил "Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации"

В соответствии с пунктом 105 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 14, ст. 1649; 2011, N 37, ст. 5255; 2011, N 40, ст. 5555), приказываю:
Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации".
Министр
И.Е. Левитин
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 марта 2012 г.
Регистрационный N 23577

Федеральные авиационные правила "Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации"

I. Общие положения

1. Настоящие Федеральные авиационные правила "Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации" (далее - Правила), разработанные в соответствии с пунктом 105 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 14, ст. 1649; 2011, N 37, ст. 5255; 2011, N 40, ст. 5555) (далее - Федеральные правила), определяют организацию планирования использования воздушного пространства Российской Федерации.
2. Настоящие Правила обязательны для исполнения органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) и пользователями воздушного пространства.
3. Организация планирования использования воздушного пространства включает в себя:
получение и обработку центрами Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее - Единая система) информации о планах использования воздушного пространства, информации о ходе их выполнения, а также другой информации по вопросам разрешительного и уведомительного порядка использования воздушного пространства;
процедуры стратегического, предтактического и тактического (текущего) планирования использования воздушного пространства, координирования использования воздушного пространства с целью его распределения по месту, времени и высоте между всеми заинтересованными пользователями воздушного пространства, а также обеспечения организации потоков воздушного движения;
взаимодействие центров Единой системы между собой, с органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства, с органами противовоздушной обороны в части осуществления контроля за соблюдением требований Федеральных правил.
4. Главный центр Единой системы и зональный центр Единой системы выполняют стратегическое, предтактическое и тактическое (текущее) планирование и координирование использования воздушного пространства.
Главный центр Единой системы координирует деятельность зональных центров Единой системы.
5. Зональный центр Единой системы выполняет стратегическое, предтактическое и тактическое (текущее) планирование и координирование использования воздушного пространства, а также осуществляет координацию деятельности органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) в зоне Единой системы по вопросам организации использования воздушного пространства.
6. Районный центр Единой системы, наделенный соответствующим правом планирования использования воздушного пространства согласно перечню зон и районов Единой системы, выполняет предтактическое и тактическое (текущее) планирование, координирование использования воздушного пространства, а также осуществляет координацию деятельности по вопросам организации использования воздушного пространства:
районных центров Единой системы и вспомогательных районных центров Единой системы, функционирующих в его районе ответственности;
органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства, выделенных в качестве вспомогательных пунктов управления государственной авиацией;
органов обслуживания воздушного движения, предоставляющих полетно-информационное обслуживание в классе G;
органов обслуживания воздушного движения аэродромов и посадочных площадок в районе ответственности.
7. Стратегическое, предтактическое и тактическое (текущее) планирование использования воздушного пространства, а также координирование использования воздушного пространства осуществляются на основании информации:
сообщений о планах (расписаниях, графиках) использования воздушного пространства, включая сообщения о планах международных полетов воздушных судов и внутренних полетов воздушных судов по маршрутам обслуживания воздушного движения, полетов воздушных судов вне маршрутов обслуживания воздушного движения и использования зон ограничения полетов;
о разрешениях (выданных соответствующими федеральными органами исполнительной власти) на выполнение международных полетов и об аннулировании таких разрешений;
о запретах и ограничениях на использование воздушного пространства;
о разрешениях на использование воздушного пространства в запретных зонах и зонах ограничения от лиц, в интересах которых установлены такие зоны, и об аннулировании таких разрешений;
о движении воздушных судов в воздушном пространстве;
о начале и окончании деятельности по использованию воздушного пространства, не связанной с выполнением полетов воздушных судов.
8. Для обеспечения процесса планирования использования воздушного пространства в центрах Единой системы организуется авиационная наземная сеть передачи данных и телеграфных сообщений, телефонная сеть связи общего пользования, телефонная и (или) телеграфная сеть связи ограниченного доступа, сеть Интернет, а также обеспечивается прием информации на бумажном носителе, включая факсимильное сообщение.
Планирование использования воздушного пространства в центрах Единой системы, оснащенных комплексами средств автоматизации планирования использования воздушного пространства, осуществляется с использованием указанных комплексов.
9. Органам обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства, физическим и юридическим лицам, организующим и осуществляющим деятельность по использованию воздушного пространства, надлежит своевременно и в полном объеме предоставлять центрам Единой системы информацию, касающуюся деятельности по использованию воздушного пространства.
10. Координирование использования воздушного пространства обеспечивает оптимальное и гибкое его использование и включает в себя:
обеспечение безопасности использования воздушного пространства при изменениях воздушной, метеорологической и аэронавигационной обстановки через реализацию полномочий центров Единой системы по перераспределению воздушного пространства в соответствии с государственными приоритетами;
своевременное введение и снятие запретов и ограничений в оптимальных объемах воздушного пространства, связанных с временными и местными режимами, а также кратковременными ограничениями;
предоставление возможности использования воздушного пространства зон ограничения полетов, действия которых ограничивается временным периодом.
11. В ходе планирования использования воздушного пространства обеспечивается организация потоков воздушного движения на маршрутах обслуживания воздушного движения и в районах гражданских аэродромов, включая аэродромы совместного базирования.
12. Для обеспечения организации потоков воздушного движения применяются информирующие и регулирующие меры в случаях:
достижения предельных значений объемов воздушного движения относительно заявленной пропускной способности органов обслуживания воздушного движения, предоставляющих районное диспетчерское обслуживание, диспетчерское обслуживание подхода и аэродромное диспетчерское обслуживание, либо значений, их превышающих;
сокращения пропускной способности воздушного пространства вследствие ограничения его использования, связанного с реализацией государственных приоритетов в использовании воздушного пространства, а также с изменением метеорологической обстановки или другими факторами, влияющими на безопасность полетов.
Применение информационных и регулирующих мер направлено на поддержание безопасных и упорядоченных потоков воздушного движения, а также управление пропускной способностью органов обслуживания воздушного движения.
13. Стратегическое, предтактическое и тактическое (текущее) планирование использования воздушного пространства, координирование использования воздушного пространства осуществляются авиационным персоналом главного центра, зонального центра и районного центра Единой системы круглосуточно, при этом используется всемирное скоординированное время.

II. Организация стратегического планирования использования воздушного пространства

14. Стратегическое планирование использования воздушного пространства (далее - стратегическое планирование) проводится главным центром и зональными центрами Единой системы за двое и более суток до дня использования воздушного пространства с целью согласования вопросов, связанных с организацией использования воздушного пространства, при осуществлении:
международных и внутренних полетов воздушных судов по маршрутам обслуживания воздушного движения согласно расписанию регулярных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов, выполняемых перевозчиками, имеющими соответствующие лицензии (далее - расписание регулярных воздушных перевозок);
полетов воздушных судов вне маршрутов обслуживания воздушного движения и другой деятельности по использованию воздушного пространства, не связанной с полетами воздушных судов, для обеспечения которых требуется запрещение или ограничение использования воздушного пространства.
15. На этапе стратегического планирования главный центр Единой системы:
согласовывает вопросы организации использовании воздушного пространства, касающиеся расписания регулярных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов, для чего осуществляет сбор и обобщение необходимой информации, содержащейся в сообщениях о повторяющихся планах международных полетов и внутренних полетов воздушных судов по маршрутам обслуживания воздушного движения, а также в соответствующих изменениях к ним;
принимает и обобщает информацию, содержащуюся в сообщениях о представленных планах полетов воздушных судов и других планах использования воздушного пространства на осуществление деятельности, не связанной с полетами воздушных судов, а также проверяет её соответствие установленной структуре воздушного пространства и формализации;