СТО 221 НОСТРОЙ 1.0-2012 Система стандартизации национального объединения строителей Основные положения стр. 2

4.3. Стандартизация в НОСТРОЙ осуществляется в соответствии с принципами:
      • приоритетного добровольного использования СРО и членами СРО при организации и выполнении работ (оказании услуг) требований и рекомендаций документов Системы стандартизации;
      • обязательного выполнения СРО и членами СРО требований стандартов СТО НОСТРОЙ, утвержденных на общем собрании СРО в соответствии со статьей 55.10 «Градостроительного кодекса Российской Федерации», если иное не установлено в конкретном стандарте;
      • максимального учета интересов СРО и членов СРО при разработке документов Системы стандартизации;
      • недопустимости установления таких требований в стандартах НОСТРОЙ, а также в стандартах СРО, которые противоречат обязательным требованиям технических регламентов, сводов правил и национальных стандартов;
      • открытости участия в разработке документов Системы стандартизации для всех заинтересованных сторонних организаций;
      • доступности документов Системы стандартизации, в том числе их проектов, а также информации о них;
      • централизации направления официальных экземпляров документов Системы стандартизации, изменений и поправок к ним в СРО;
      • обеспечения условий для единообразного применения документов Системы стандартизации.

5. Структура Системы стандартизации НОСТРОЙ, основные функции участников

5.1. Участниками Системы стандартизации являются:
      • руководящий орган Системы стандартизации;
      • комитеты НОСТРОЙ;
      • исполнители работ по стандартизации;
      • службы стандартизации СРО;
      • ответственные по стандартизации;
      • пользователи документов.
5.2. Участники Системы стандартизации взаимодействуют с:
      • национальным органом Российской Федерации по стандартизации (далее – национальный орган по стандартизации);
      • федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию;
      • федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие сводов правил в строительстве и актуализацию строительных норм и правил;
      • федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимающими решения в области технического регулирования;
техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство» и другими техническими комитетами по стандартизации в сфере деятельности НОСТРОЙ и его членов;
      • международными и региональными организациями по стандартизации, профильными техническими комитетами этих организаций;
      • национальными организациями по стандартизации зарубежных
стран;
      • структурными подразделениями аппарата и комитетами НОСТРОЙ, СРО и членами СРО;
      • сторонними организациями, использующими документы Системы стандартизации при выполнении работ в сфере интересов НОСТРОЙ, СРО и (или) членов СРО.
5.3. Участники Системы стандартизации осуществляют следующие основные функции.
5.3.1. Руководящий орган Системы стандартизации:
        • формирование и управление Системой стандартизации, в том числе организация разработки и актуализации комплекса основополагающих стандартов Системы стандартизации;
        • общее руководство деятельностью Системы стандартизации;
        • обеспечение участия НОСТРОЙ в работах по техническому регулированию, проводимых в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, в том числе в разработке технических регламентов, национальных стандартов и сводов правил, стандартов НОСТРОЙ, в соответствии с требованиями Федерального закона [2];
        • организация и координация деятельности участников Системы стандартизации;
        • подготовка, оформление и согласование проектов решений Совета НОСТРОЙ об утверждении и введении в действие документов Системы стандартизации, изменений и поправок к ним;
        • представление на утверждение Совету НОСТРОЙ документов Системы стандартизации, изменений и поправок к ним;
        • организация согласования с Национальным объединением СРО, основанном на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и Национальным объединением СРО, основанном на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, совместных стандартов национальных объединений, изменений и поправок к ним;
        • представление на утверждение руководящим органам Национального объединения СРО, основанного на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и Национального объединения СРО, основанного на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, совместных стандартов национальных объединений, изменений и поправок к ним;
        • организация и проведение планирования разработки документов по техническому регулированию и стандартизации, формирование и подготовка проекта Программы стандартизации Национального объединения строителей (далее также Программа стандартизации) и представление его на утверждение Совету НОСТРОЙ;
        • контроль выполнения Программы стандартизации и подготовка сводного отчета Совету НОСТРОЙ о ходе его реализации с предложениями по уточнению;
        • сбор, обобщение и экспертиза предложений комитетов и координаторов НОСТРОЙ, СРО, членов СРО и сторонних организаций к проекту Программы стандартизации;
        • организация разработки, проведения экспертизы и согласование проектов документов Системы стандартизации НОСТРОЙ, изменений и поправок к стандартам НОСТРОЙ;
        • создание и ведение Информационного фонда НОСТРОЙ по техническому регулированию;
        • координация участия экспертов НОСТРОЙ, СРО и членов СРО в деятельности профильных технических комитетов по стандартизации;
        • мониторинг хода публичного обсуждения проектов технических регламентов, национальных стандартов и сводов правил, в том числе рассылка материалов в заинтересованные комитеты НОСТРОЙ, СРО, подготовка отзывов НОСТРОЙ на указанные документы.
Функции руководящего органа Системы стандартизации исполняет Департамент технического регулирования НОСТРОЙ.
5.3.2. Комитеты НОСТРОЙ в закрепленных сферах деятельности:
        • координация работ по стандартизации;
        • подготовка и представление в руководящий орган Системы стандартизации предложений в проект Программы стандартизации;
        • рассмотрение и согласование проекта Программы стандартизации;
        • участие в разработке, актуализации и пересмотре стандартов;
        • рассмотрение, подготовка отзывов и согласование проектов документов Системы стандартизации.
5.3.3. Исполнители работ по стандартизации:
        • подготовка и представление предложений в проект Программы стандартизации в руководящий орган Системы стандартизации;
        • подготовка предложений по разработке, пересмотру, изменению или отмене технических регламентов, сводов правил, национальных стандартов (ГОСТ Р), межгосударственных стандартов (ГОСТ), принятых в качестве национальных стандартов Российской Федерации, документов Системы стандартизации и представление этих предложений в руководящий орган Системы стандартизации;
        • подготовка предложений по применению международных стандартов, региональных стандартов, стандартов зарубежных стран, национальных стандартов, стандартов сторонних организаций, распространяющихся на деятельность НОСТРОЙ, СРО и членов СРО;
        • разработка проектов документов Системы стандартизации, организация и проведение их экспертиз;
        • участие в работе технических комитетов по стандартизации.
Выбор исполнителей работ по стандартизации осуществляется в установленном в НОСТРОЙ порядке.
Выполнение функций, возложенных на исполнителей работ, могут осуществлять структурные подразделения аппарата НОСТРОЙ, СРО, члены СРО и сторонние организации.
5.3.4. Службы стандартизации и ответственные по стандартизации СРО:
        • организуют рассмотрение проектов документов Системы стандартизации;
        • осуществляют подготовку отзывов и заключений на проекты документов Системы стандартизации;
        • направляют в руководящий орган Системы стандартизации предложения по разработке документов Системы стандартизации;
        • осуществляют учет, хранение, тиражирование официальных копий документов Системы стандартизации, предоставление их пользователям документов;
        • подготавливают, оформляют и организуют согласование проектов решений общего собрания СРО о введении в действие документов Системы стандартизации, изменений и поправок к ним;
        • вносят утвержденные изменения и поправки в имеющиеся документы Системы стандартизации;
        • организуют разработку и экспертизу проектов СТО СРО;
        • осуществляют учет, тиражирование и внедрение официальных экземпляров утвержденных СТО СРО;
        • осуществляют планирование работ по стандартизации в СРО, а также другие функции, определяемые руководящим органом СРО.
5.3.5. Пользователи документов:
направляют в руководящий орган Системы стандартизации замечания и предложения по внесению изменений и поправок в стандарты и рекомендации НОСТРОЙ на основе их практического применения.
5.4. Участники Системы стандартизации в своей деятельности по вопросам, входящим в их компетенцию и связанным с разработкой, согласованием и применением документов в области стандартизации, взаимодействуют (в объеме возложенных на них настоящим стандартом функций) с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, национальным органом по стандартизации, техническими комитетами по стандартизации, а также сторонними организациями (в том числе зарубежными).
5.5. Участники Системы стандартизации в своей деятельности руководствуются действующим законодательством, техническими регламентами, нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере капитального строительства и документами межведомственного характера, принимаемыми федеральными органами исполнительной власти, национальными стандартами Российской Федерации (ГОСТ Р), межгосударственными стандартами (ГОСТ), принятыми в качестве национальных стандартов в установленном порядке, строительными нормами и правилами Российской Федерации (СНиП), сводами правил, другими документами в области проектирования, строительства, эксплуатации зданий и сооружений, правилами и руководствами по предупреждению чрезвычайных ситуаций, документами в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также документами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

6. Документы Системы стандартизации НОСТРОЙ и общие требования к ним

6.1. К документам Системы стандартизации относятся:
-стандарты организаций в форме:
а)стандарты НОСТРОЙ – СТО НОСТРОЙ;
б)совместные стандарты национальных объединений – СТО ССНО; в)стандарты СРО – СТО СРО;
г)рекомендации НОСТРОЙ – Р НОСТРОЙ;
д) указатели документов по техническому регулированию и стандартизации, действующих в НОСТРОЙ.
6.1.1. Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов НОСТРОЙ установлен СТО НОСТРОЙ 1.1.
В зависимости от объекта стандартизации и аспекта стандартизации, а также содержания устанавливаемых к ним требований разрабатывают стандарты НОСТРОЙ следующих видов с учетом требований ГОСТ Р 1.0:
        • стандарты основополагающие (организационно-методические и общетехнические);
        • стандарты, устанавливающие требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям и системам инженерно-технического обеспечения), строительным конструкциям, материалам и изделиям, инженерным изысканиям, процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, сноса и утилизации;
        • стандарты, устанавливающие требования по выполнению работ или оказанию услуг в области строительства;
        • стандарты на методы контроля (испытаний, определений, измерений, анализа);
        • стандарты в области оценки соответствия;
        • стандарты на термины и определения.
П р и м е ч а н и е – Стандарты на термины и определения могут относиться как к основополагающим стандартам, так и к стандартам других видов.
6.1.1.1. Основополагающие стандарты разрабатывают для установления общих организационно-технических положений деятельности НОСТРОЙ, СРО и членов СРО, а также общетехнических требований и правил, обеспечивающих взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей строительного производства в процессах создания и использования продукции, охрану окружающей среды, безопасность продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья, имущества, повышения энергоэффективности, качества и конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и достижение других целей стандартизации, определенных в 4.1.
6.1.1.2. Стандарты на строительные материалы, конструкции и изделия разрабатывают при необходимости установления всесторонних требований к указанной продукции на уровне НОСТРОЙ.
П р и м е ч а н и е Всесторонние требования включают технические требования, требования безопасности и охраны окружающей среды, требования к порядку приемки, методам контроля, транспортированию и хранению, а при необходимости и другие требования.
6.1.1.3. В стандартах на инженерные изыскания, процессы проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) устанавливают требования к техническим и технологическим процессам (работам) по проектированию (включая изыскания), строительству, монтажу, наладке, эксплуатации, сносу и утилизации зданий и сооружений, которые осуществляются членами СРО.
В стандартах на процессы (работы) устанавливают:
          • общие требования к их проведению;
          • термины и определения;
          • классификацию;
          • требования к оборудованию, приспособлениям, инструменту и материалам, методам и средствам измерений, используемым в процессе (работе);
          • последовательность выполнения отдельных технологических операций (работ) с приведением при необходимости принципиальной технологической схемы;
          • способы и/или приемы выполнения отдельных работ в технологических процессах;
          • требования к технологическим режимам и другие нормы выполнения различного рода работ в технологических процессах;
          • допуски, припуски, напуски, которые необходимо соблюдать для оптимального проведения технологического процесса;
          • методы контроля качества;
          • требования безопасности и/или охраны окружающей среды (для технологических процессов, проведение которых связано с риском техногенных катастроф, аварий, реальной или потенциальной опасностью для жизни или здоровья человека, возможностью загрязнения окружающей среды);
          • требования по эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации продукции;
          • требования к контролю состояния объектов.
6.1.1.4. В стандартах на услуги (работы) регламентируют конкретные требования (нормы) НОСТРОЙ к данным услугам (работам), показатели качества и безопасности услуг (работ), методы контроля данных показателей.
6.1.1.5. В стандартах на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) устанавливают требования к методам контроля (испытаний) для обеспечения всесторонней и объективной проверки продукции на соответствие техническим требованиям. Если технические требования к методам контроля являются общими для нескольких групп однородной продукции, требования к которым установлены в других стандартах, то эти требования излагают в отдельном стандарте. При этом наименование классификационной группировки, охватывающей все указанные группы однородной продукции, включают в заголовок стандарта (групповой заголовок).
В обоснованных случаях в отдельном стандарте могут быть установлены один, два или несколько альтернативных методов контроля (определения, анализа или испытания на соответствие) одного показателя, широко применяемого в различных стандартах для установления технических требований к нескольким группам однородной продукции или
более высоким классификационным группировкам продукции.
6.1.1.6. Стандарты в области оценки соответствия разрабатывают для обеспечения проведения работ по оценке соответствия: зданий и сооружений (в том числе входящих в их состав сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения), строительных конструкций, материалов и изделий, результатов изыскательских и проектных работ, результатов строительства на всех этапах жизненного цикла (монтажа, наладки, эксплуатации, сноса и утилизации).
6.1.1.7. Стандарты на термины и определения разрабатывают для обеспечения единообразного толкования терминов и создания единой терминологической системы НОСТРОЙ.