Принят Государственной Думой 18 мая 2012 года
Одобрен Советом Федерации 30 мая 2012 года
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) Антарктика - район южнее шестидесятой параллели южной широты, включая все шельфовые ледники;
2) Договор об Антарктике - Договор об Антарктике, заключенный в городе Вашингтоне 1 декабря 1959 года;
3) система Договора об Антарктике - Договор об Антарктике, Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике, заключенный в городе Мадриде 4 октября 1991 года, Конвенция о сохранении тюленей Антарктики, заключенная в городе Лондоне 1 июня 1972 года, Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики, заключенная в городе Канберре 20 мая 1980 года, а также рекомендации, меры и решения консультативных совещаний по Договору об Антарктике и меры по сохранению, принимаемые Комиссией по сохранению морских живых ресурсов Антарктики, созданной в соответствии с Конвенцией о сохранении морских живых ресурсов Антарктики;
4) деятельность в Антарктике - любая деятельность, осуществляемая российскими гражданами, российскими юридическими лицами в Антарктике и регулируемая международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
5) оператор - российский гражданин или российское юридическое лицо, организующие и осуществляющие деятельность в Антарктике, в том числе с участием иностранных граждан, и (или) иностранных юридических лиц, и (или) лиц без гражданства, на основании разрешения на осуществление деятельности в Антарктике (государственный оператор, негосударственный оператор);
6) государственный оператор - оператор, назначенный Правительством Российской Федерации для организации и осуществления деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации, в том числе в целях выполнения международных обязательств Российской Федерации;
7) негосударственный оператор - оператор, организующий и осуществляющий деятельность в Антарктике в инициативном порядке;
8) разрешение на осуществление деятельности в Антарктике (далее также - разрешение) - документ, выданный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и устанавливающий требования и условия, в соответствии с которыми может осуществляться деятельность оператора в Антарктике;
9) наблюдатель - должностное лицо, на которое решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти возложены функции по контролю за соблюдением установленных разрешением требований к осуществлению деятельности в Антарктике и условий ее осуществления;
10) чрезвычайная экологическая ситуация - инцидент, который оказывает любое значительное и вредное воздействие на окружающую среду Антарктики или создает неотвратимую угрозу такого воздействия;
11) ответные действия - разумные (целесообразные, практически осуществимые, пропорциональные) меры, которые должны быть предприняты или совершены после возникновения чрезвычайной экологической ситуации в целях предотвращения, минимизации или ограничения масштаба воздействия этой чрезвычайной экологической ситуации и которые с этой целью могут включать в себя очистку территории Антарктики в соответствующих обстоятельствах, а также определение масштаба этой чрезвычайной экологической ситуации и ее воздействия.
Статья 2. Правовое регулирование деятельности в Антарктике
1. Отношения, возникающие при осуществлении деятельности в Антарктике российскими гражданами и российскими юридическими лицами, регулируются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права международными договорами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Отношения, указанные в части 1 настоящей статьи и не урегулированные международными договорами Российской Федерации, регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 3. Принципы осуществления деятельности в Антарктике
Деятельность в Антарктике осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) использование Антарктики исключительно в мирных целях;
2) взаимовыгодное международное сотрудничество в Антарктике;
3) свобода научных исследований в Антарктике;
4) охрана окружающей среды Антарктики, а также зависящих от нее и связанных с ней экологических систем.
Статья 4. Государственное регулирование деятельности в Антарктике
Государственное регулирование деятельности в Антарктике включает в себя:
1) определение и реализацию основных направлений развития деятельности в Антарктике;
2) назначение государственных операторов и обеспечение их деятельности;
3) организацию и проведение инспекций в Антарктике, в том числе инспекций расположенных в Антарктике станций, установок и оборудования, а также морских судов и воздушных судов в пунктах разгрузки и погрузки грузов или персонала в Антарктике в соответствии со статьей VII Договора об Антарктике;
4) регулирование деятельности в Антарктике операторов и контроль за их деятельностью;
5) установление требований к обеспечению безопасности деятельности в Антарктике, а также к финансовому обеспечению безопасности такой деятельности;
6) установление ответственности российских граждан и российских юридических лиц за нарушение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении ими деятельности в Антарктике.
Статья 5. Организация деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации
1. Определение основных направлений развития деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации и деятельности федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на обеспечение участия Российской Федерации в деятельности органов и организаций системы Договора об Антарктике, осуществляется Правительством Российской Федерации.
2. Развитие деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации обеспечивают уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, а также государственные операторы.
3. На основании предложений уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти Правительство Российской Федерации принимает решения об организации и о проведении инспекций в Антарктике, в том числе инспекций расположенных в Антарктике станций, установок и оборудования, а также морских судов и воздушных судов в пунктах разгрузки и погрузки грузов или персонала в Антарктике в соответствии со статьей VII Договора об Антарктике.
4. Организацию и проведение научных исследований в Антарктике (в том числе географических, гидрологических, геофизических, геологических, геохимических исследований), мониторинг окружающей среды Антарктики, обеспечение деятельности российских антарктических станций и сезонных полевых баз в форме зимовочных и сезонных экспедиций Российской антарктической экспедиции осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
5. В целях организации деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти определяет государственного оператора, обеспечивающего деятельность Российской антарктической экспедиции, в том числе создание и функционирование необходимых для осуществления ее деятельности объектов инфраструктуры Российской антарктической экспедиции (далее - уполномоченный государственный оператор).
6. Российская антарктическая экспедиция осуществляет деятельность в Антарктике от имени уполномоченного государственного оператора.
7. Параметры деятельности в Антарктике Российской антарктической экспедиции (в том числе ее численность и транспортное обеспечение) и план мероприятий по обеспечению ее деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
8. Финансирование деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации Российской антарктической экспедиции осуществляется за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период на указанные цели, а также за счет иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
9. Объекты инфраструктуры, используемые Российской антарктической экспедицией, должны иметь информационные знаки, которые указывают на принадлежность таких объектов к Российской Федерации и порядок нанесения которых устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
10. Лицам, входящим в состав Российской антарктической экспедиции, включая членов экипажей морских судов и воздушных судов, предоставляются следующие гарантии и компенсации, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации для лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера:
1) районный коэффициент к заработной плате;
2) процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в Антарктике.
11. Размер и порядок выплаты районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в Антарктике устанавливаются Правительством Российской Федерации.
12. Лицам, входящим в состав Российской антарктической экспедиции, включая членов экипажей морских судов и воздушных судов, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью сорок четыре календарных дня.
13. Лица, входящие в состав Российской антарктической экспедиции, обеспечиваются бесплатным питанием, вещевым довольствием и лекарственными средствами по нормам, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.