СТО МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ 71.12.12 ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ В ОБЛАСТИ ГЕОЛОГИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ГЕОРАДАРА стр. 2

– перемещать георадар ручной транспортировкой (скорость 2 – 5 км/ч) на участках (1-2 км) по ровной местности в продольном направлении, по местности, имеющей неровное покрытие и косогорной местности – в продольном и поперечном направлении;
– вести контрольные записи в дневнике в свободной форме (№ линии, направление движения георадара, под каким файлом записана информация), хранить дневник для фиксирования информации о работах;
– вести запись информации в файл, в зависимости от выбранного режима работы и учитывая особенности ПО георадара;
– устанавливать метки для «привязки» радарограммы к ситуации (километровые знаки, пересечения, остановки, автозаправочные станции, водопропускные трубы и т.д.), а также для обозначения помех (автомобили, ЛЭП и др.), которые оказывают влияние на показания георадара.
2.2.2. Инженер-геолог при выполнении площадной съемки на полевом этапе инженерно-геологических работ дополнительно п. 2.2.1. должен:
– разбить исследуемую территорию при помощи веревки и колышков на линии, равные по ширине, ширине применяемой антенны;
– перемещать прибор вдоль натянутой веревки;
– исследовать таким образом всю поверхность участка.
2.2.3. Инженер-геолог при выполнении поисковых работ по обнаружению различных объектов и аномальных зон с использованием георадара дополнительно п. 2.2.1. должен:
– определить цель выполнения работ согласно требованиям Технического задания:
а) оценка зоны контакта фундаментной плиты и подстилающих ее грунтов, обнаружение пустот под фундаментной плитой. Результат при обнаружении – в зоне контакта при наличии воздушной полости произойдет значительное увеличение амплитуды отраженного сигнала, так как материалы бетон и воздух являются сильно контрастными по электрофизическим свойствам;
б) выявление особенностей геологического строения площадки работ;
в) определение суффозионных процессов и пустот на дорогах;
г) картирование протяженных локальных объектов;
д) локализация зон с изменениями по электрофизическим свойствам;
е) локализация увлажненных зон строительных конструкций и, как следствие, низкое качество гидроизоляции бетона;
ж) определение слоев дорожной одежды и различных конструкций на транспортных сооружениях;
з) определение характера армирования различных строительных конструкций и сооружений.
– проводить работы в соответствии с поставленной целью.
2.2.4. Инженер-геолог после завершения работ с использованием георадара должен привлечь буровую бригаду для производства контрольного бурения, если иное не предусмотрено Техническим заданием. Порядок выполнения контрольных бурений:
2.2.4.1. Инженер-геолог при выполнении контрольных бурений, в случае, если сведения о строении среды неизвестны, может выполнять контрольные бурения до начала сканирования. Для этого он должен:
– записать радарограмму на коротком участке (п. 2.2.1.);
– выделить на радарограмме однородный участок;
– отметить его на местности и произвести бурение (п. 2.2.4.2.);
– внести коррективы в начальные параметры георадара, провести сканирование местности (п. 2.2.1.)
2.2.4.2. Инженер-геолог при проведении контрольных бурений должен:
– определить частоту контрольных бурений, исходя из грунтово-гидрогеологических условий и требований Технического задания, возможно руководствуясь СП 11-105-97, для каждой категории сложности инженерно-геологических условий;
– рекомендуется использовать для отбора керна бурильную установку/агрегат (при глубине скважин более 6 м) мотобур (при глубине скважин до 6 м) или ручной бур геолога (при глубине скважин 1,5 - 2 м); либо любую из перечисленных, имеющуюся в распоряжении бригады технику.
– производить бурение горных выработок преимущественно в тех местах, которые вызывают затруднения при интерпретации;
– определить глубину залегания определенных пластов по результатам произведенного бурения;
– определить диэлектрическую проницаемость материалов и грунта каждого слоя по полученным данным;
– выполнить градуировку шкалы глубин на записанных радарограммах в целях уменьшения погрешности измерений при интерпретации полученных радарограмм.
2.2.4.3. Инженер-геолог при выполнении контрольных бурений на автомобильных дорогах, должен:
а) сделать не менее 2-5 контрольных скважин на 1 км дороги (в зависимости от грунтово-гидрогеологических условий и степени однородности обследуемого участка) для обеспечения минимальной погрешности определения глубины заложения и толщины слоев (до 2%);
б) сделать не менее 1-2 контрольных скважин на 1 км дороги для обеспечения минимальной погрешности до 5%;
в) сделать не менее 1-2 контрольных скважин на 3-5 км дороги для обеспечения минимальной погрешности до 10%.
2.2.5. Инженер-геолог после завершения полевого этапа работ должен перенести данные, полученные в ходе работ, из памяти прибора на рабочий ПК при помощи специальных программ передачи данных, прилагаемых к комплекту прибора, или универсальных программ, используемых для обработки.
2.3. Камеральный этап инженерно-геологических работ. Порядок проведения
2.3.1. Инженер-геолог после переноса данных с прибора на ПК в сроки от 2 (двух) рабочих дней, в зависимости от объема работ, должен выполнить камеральную обработку данных.
2.3.2. Инженер-геолог при выполнении камеральной обработки материалов, согласно требованиям Технического задания, должен:
– удалить нежелательный сигнал (шум) из данных и улучшить, таким образом, интерпретации данных;
– устранить геометрические ошибки и представить более точную пространственную и глубинную интерпретацию;
– преобразовать временные показатели в показатели глубины и предоставить точную информацию в разделах глубины;
– произвести горизонтальную интерпретацию данных;
– провести измерение шага дискредитации;
– учесть особенности рельефа поверхности наблюдения;
– восстановить метки и установить неравномерности движения по профилю;
– провести вертикальную или горизонтальную частотную фильтрацию;
– выполнить регулировку усиления;
– восстановить истинные (полученные в процессе регистрации с учетом параметров регистрации) амплитуды сигнала;