Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 20 февраля 2013 г. N 80 "Об основных направлениях работы с кадрами в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации"

Действующий

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 20 февраля 2013 г. N 80 "Об основных направлениях работы с кадрами в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации"

Успешная реализация стоящих перед прокуратурой Российской Федерации задач по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства возможна только на основе высокого профессионализма, честности и неподкупности работников, их независимости и беспристрастности, способности принципиально отстаивать свою позицию в соответствии с законом, противостоять любым попыткам неправомерного вмешательства в служебную деятельность.
В связи с этим проводимая руководителями и кадровыми подразделениями органов и учреждений прокуратуры работа по подбору и расстановке кадров, воспитанию работников и повышению их профессионального уровня является одним из важнейших условий обеспечения эффективной деятельности российской прокуратуры в современных условиях.
Продолжают оставаться актуальными вопросы совершенствования форм и методов отбора кандидатов для поступления на службу и выдвижения на вышестоящие должности, повышения требований к уровню их подготовки.
Непринятие прокурорами ряда субъектов Российской Федерации и приравненными к ним прокурорами специализированных прокуратур надлежащих мер к формированию действенного кадрового резерва приводит к длительному незаполнению вакантных должностей прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур. Представляемые кандидаты на должности прокуроров городов и районов не всегда соответствуют предъявляемым требованиям. Ошибки при оценке личных и деловых качеств работников, отсутствие необходимой помощи в период становления в должности во многом являются причиной их увольнения или перевода на нижестоящие должности спустя непродолжительное время после назначения.
Растет и число увольнений молодых специалистов со стажем работы до трех лет.
Просчеты в воспитательной работе и отсутствие надлежащего контроля со стороны некоторых руководителей ведут к тому, что отдельные работники недобросовестно относятся к исполнению своих служебных обязанностей, нарушают трудовую дисциплину, злоупотребляют служебным положением, совершают другие проступки, порочащие честь прокурорского работника.
В этой связи требуется принятие дополнительных мер, направленных на повышение качества работы с кадрами. Необходимо проводить последовательную работу по обновлению кадрового состава органов прокуратуры, обеспечивая разумное сочетание опытных и молодых работников, по ротации руководящих кадров, длительное время находящихся на одних и тех же должностях. Стимулированию эффективной профессиональной деятельности, сокращению оттока квалифицированных кадров, формированию позитивной мотивации к службе во многом должны способствовать сбалансированная дисциплинарная практика, обеспечивающая разумный баланс в применении мер поощрения и дисциплинарного воздействия, а также улучшение условий труда.
Постоянное внимание следует уделять вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений.
В целях повышения эффективности кадровой работы, усиления персональной ответственности руководителей органов, учреждений прокуратуры и работников кадровых подразделений за ее результаты, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Первому заместителю, заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации работу с кадрами рассматривать как один из главных инструментов повышения результативности деятельности системы прокуратуры в современных условиях. Постоянно совершенствовать эту работу. Анализировать ее состояние с учетом результатов прокурорской деятельности.
Считать состояние работы с кадрами одним из основных критериев оценки деятельности руководителя органа прокуратуры любого уровня.
Особое внимание уделять подбору и расстановке кадров, формированию у подчиненных работников необходимых профессиональных и моральных качеств. профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Исходить из того, что одним из наиболее важных элементов кадровой политики является воспитательная работа, которая должна проводиться в полном соответствии с Концепцией воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.03.2010 N 114.
Уделять повышенное внимание непосредственной работе с людьми, вникать в имеющиеся у них проблемы, проявлять заинтересованность в их решении. Оказывать помощь в становлении молодых специалистов и впервые назначенных руководителей.
Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур систематически рассматривать вопросы организации работы с кадрами на заседаниях коллегий.
2. Главному управлению кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур:
2.1. Обеспечить тщательный отбор кандидатов на службу в органы прокуратуры в целях исключения возможности принятия недобросовестных и некомпетентных лиц. Наряду с выпускниками высших учебных заведений в качестве кандидатов для приема на службу рассматривать лиц, обладающих необходимыми профессиональными качествами, имеющих жизненный и практический опыт.
Работу по подбору кандидатов осуществлять в тесном взаимодействии с руководителями отраслевых подразделений, прокурорами городов, районов и приравненными к ним прокурорами специализированных прокуратур.
Проводить в обязательном порядке психологический отбор лиц, впервые поступающих на службу в органы прокуратуры, а также кандидатов для поступления на учебу в Академию Генеральной прокуратуры Российской Федерации, институты прокуратуры и другие юридические вузы по целевым направлениям органов прокуратуры.
Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур при формировании резерва кандидатов для поступления на службу в органы прокуратуры и при назначении на должности помощников (старших помощников) прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур строго руководствоваться требованиями Квалификационной характеристики, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02.11.2011 N 378.
На должности прокурорских работников в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, аппараты прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур прежде всего принимать лиц, имеющих достаточный стаж службы в органах или учреждениях прокуратуры, опыт организаторской работы, подготовки правовых актов, организационно-распорядительных документов или информационно-аналитических материалов по отдельным направлениям прокурорской деятельности.
2.2. Включать в резерв кадров для выдвижения на руководящие должности, в том числе с учетом рекомендаций аттестационных комиссий, наиболее опытных, профессионально подготовленных, инициативных работников, обладающих организаторскими способностями, добросовестно исполняющих возложенные на них обязанности, требования к служебному поведению и готовых при необходимости к переезду в другую местность для прохождения дальнейшей службы.
Обеспечивать подготовку по индивидуальным планам лиц, зачисленных в резерв, в целях повышения их деловой квалификации и профессионального мастерства. Работу с резервом кадров проводить в тесном взаимодействии с отраслевыми подразделениями прокуратур.
2.3. В целях повышения эффективности деятельности органов прокуратуры и профилактики коррупционных правонарушений практиковать ротацию руководителей прокуратур, находящихся в должности более десяти лет, рассматривая в каждом конкретном случае вопрос об их перемещении с учетом профессиональных и деловых качеств, а также личных обстоятельств.
2.4. При решении вопросов о назначении руководителей органов прокуратуры на вышестоящие должности или о переводе их на службу в другую прокуратуру в порядке ротации совместно с представителями организационно-контрольных подразделений, а при необходимости - с участием заинтересованных отраслевых подразделений аппаратов прокуратур знакомиться с организацией их работы, личным вкладом в совершенствование стиля и методов руководства.
При выдвижении прокурорских работников для назначения на должности прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур руководствоваться требованиями Квалификационной характеристики должности прокурора города, района и приравненного к ним прокурора, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 12.08.2010 N 316. Учитывать, что назначение на указанные должности должно производиться, как правило, из числа работников, прошедших обучение в Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по программам профессиональной переподготовки.
В целях повышения профессионального уровня вновь назначенных прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур по истечении, как правило, шести месяцев службы обеспечивать прохождение ими стажировки в подразделениях вышестоящих прокуратур.
2.5. Для укрепления кадрового корпуса, решения вопросов служебного роста шире использовать возможности аттестации.
При подготовке к проведению аттестации тщательно изучать деловые и личные качества работников, особенно прокурорских работников, занимающих руководящие должности, оценивать их способности правильно решать стоящие перед органами прокуратуры задачи по укреплению законности и правопорядка.
Учитывать соблюдение прокурорскими работниками и федеральными государственными гражданскими служащими установленных законодательством запретов и ограничений, требований к служебному поведению, а также положений Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Кодекса этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры Российской Федерации.
2.6. Уделять особое внимание развитию профессиональных навыков у лиц, впервые принятых на службу в органы прокуратуры, их воспитанию.
Направлять молодых специалистов со стажем работы до трех лет в межрегиональные центры профессионального обучения прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих.
В целях формирования у прокурорских работников, впервые поступивших на службу в органы прокуратуры, необходимых для безупречного исполнения служебных обязанностей правосознания, системы ценностей и профессионально значимых свойств личности, оказания им методической и практической помощи в профессиональном становлении активно использовать институт наставничества, привлекая к этой работе наиболее опытных прокурорских работников со стажем, как правило, не менее пяти лет.
Обучение и воспитание молодых специалистов проводить в прокуратурах городов, районов и приравненных к ним специализированных прокуратурах под руководством прокуроров соответствующих прокуратур, в аппаратах прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур - под руководством начальников отраслевых структурных подразделений на основании утвержденных ими индивидуальных планов.
2.7. Во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2010 N 195 "О мерах по совершенствованию взаимодействия с общественными организациями ветеранов и пенсионеров прокуратуры" поддерживать постоянное тесное взаимодействие с общественными организациями ветеранов органов и учреждений прокуратуры.
Активнее привлекать ветеранов к работе по подбору, воспитанию и обучению прокурорских кадров, обеспечивая преемственность поколений, сохранение наследия прокуратуры России, развитие ее традиций.
3. Руководителям органов и учреждений прокуратуры принимать меры по укреплению трудовой и служебной дисциплины, активнее используя методы морального и материального поощрения для стимулирования добросовестного исполнения служебных обязанностей. При реализации предоставленных полномочий обеспечивать разумный баланс в применении взысканий и поощрений.
В обязательном порядке учитывать длительное, безупречное и эффективное исполнение служебных обязанностей при назначении на вышестоящую должность, присвоении классного чина, поощрении.
Осуществлять своевременную организацию проверок сообщений о совершенных работниками органов прокуратуры правонарушениях, в том числе коррупционного характера, принятие по ним решений о привлечении виновных к установленной законом ответственности.
Обеспечивать соблюдение прокурорскими работниками и федеральными государственными гражданскими служащими органов прокуратуры ограничений и запретов, исполнение ими обязанностей, установленных федеральными законами "О противодействии коррупции", "О прокуратуре Российской Федерации", "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Не допускать возможности возникновения конфликта интересов в процессе деятельности органов и учреждений прокуратуры, в том числе при организации проверочных мероприятий, определении объектов проверок, назначении работников прокуратур и распределении их обязанностей. Своевременно принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого являются подчиненные работники.
Регулярно (не реже одного раза в полугодие) анализировать практику привлечения прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих органов прокуратуры к ответственности за совершение коррупционных правонарушений. С учетом результатов анализа принимать конкретные меры по профилактике таких правонарушений.
4. Главному управлению кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в целях обеспечения высокого уровня профессионализма работников органов прокуратуры более эффективно использовать действующую систему их подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки (обучение в базовых прокуратурах, в межрегиональных центрах профессионального обучения прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих, в Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации, участие в работе постоянно действующих семинаров, конференций, стажировку в структурных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур, самостоятельную учебу по индивидуальным планам).
Особое внимание уделять глубокому изучению федерального законодательства, приказов Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности, методик проведения прокурорских проверок. Развивать и активнее внедрять новые формы обучения, приближая учебу к практической деятельности.
Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур лично контролировать работу по профессиональной подготовке кадров, систематически анализируя и обобщая ее состояние.
При рассмотрении вопроса о продвижении по службе прокурорских работников учитывать результативность прохождения ими обучения по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки и способность применять полученные знания и навыки на практике.
Повышение квалификации прокурорских работников организовывать по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.
Ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, руководителям межрегиональных центров профессионального обучения прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих обеспечить на постоянной основе совершенствование учебных программ и форм обучения с учетом анализа правоприменительной практики и потребностей органов прокуратуры.