Решение Челябинской городской Думы от 24 июня 2003 г. N 27/2 "Об утверждении Правил охраны и содержания зеленых насаждений в городе Челябинске" стр. 2

Уничтожение зеленых насаждений - повреждение зеленых насаждений, повлекшее прекращение роста.
Снос зеленых насаждений - снос (пересадка) деревьев, кустарников, цветников, газонов, выполнение которого объективно необходимо в целях обеспечения условий для размещения тех или иных объектов строительства, обслуживания инженерного благоустройства, надземных коммуникаций, создания качества окружающей среды, отвечающего нормативным требованиям инсоляции жилых и общественных помещений, оформленный в установленном порядке.
Компенсационное озеленение - воспроизводство зеленых насаждений взамен снесенных, уничтоженных или поврежденных.
Компенсационная стоимость - стоимостная оценка зеленых насаждений, устанавливаемая для учета их ценности при сносе, повреждении или уничтожении, включая расходы на создание и содержание зеленых насаждений и оценку экологического ущерба.
Орган управления зеленым фондом - структурное подразделение Администрации города Челябинска, на которое правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления возложено выполнение функций комплексного управления зеленым фондом города, охраны, защиты и воспроизводства зеленых насаждений.
Муниципальный орган по защите зеленых насаждений - муниципальное учреждение (предприятие), на которое правовым актом Администрации города возложено выполнение административно-хозяйственных функций в области охраны и защиты зеленых насаждений.

III. Управление зеленым фондом города

4. Основными принципами муниципального управления зеленым фондом являются:
1) обеспечение охраны, защиты и развития зеленого фонда города, как одного из важнейших факторов создания и поддержания благоприятных экологических условий жизни, труда и отдыха городского населения;
2) научно обоснованное формирование и содержание зеленых насаждений, входящих в зеленый фонд города, с учетом эколого-градостроительных норм и социально-демографических требований;
3) неотвратимость ответственности за нарушение природоохранительного законодательства и обязательность возмещения ущерба, причиненного зеленому фонду города;
4) экономическое стимулирование деятельности по развитию зеленого хозяйства, в том числе по производству семенного и посадочного материала, искусственного грунта, компостированию лиственного опада, древесных остатков, зеленому строительству;
5) совершенствование структуры органов муниципального управления зеленым фондом города;
6) гласность и взаимодействие с общественными организациями и населением в решении вопросов по сохранению, восстановлению и развитию зеленого фонда города.
5. Зеленый фонд на территории города Челябинска находится в ведении органов местного самоуправления города Челябинска.
6. Комплексное управление зеленым фондом осуществляется органом управления зеленым фондом - структурным подразделением Администрации города. К компетенции органа управления зеленым фондом относится:
1) подготовка предложений по совершенствованию нормативной правовой и инструктивной методической базы по сохранению, восстановлению и развитию зеленого фонда города;
2) выполнение функций управления по городским и отраслевым целевым программам, направленным на сохранение, восстановление и развитие зеленого фонда города Челябинска;
3) координация деятельности структурных подразделений Администрации города, администраций районов в городе, муниципальных учреждений и предприятий и организация взаимодействия с государственными природоохранными органами по сохранению, восстановлению и развитию зеленого фонда города;
4) научно-методическое обеспечение мероприятий по сохранению, восстановлению и развитию зеленого фонда города;
5) подготовка предложений по формированию зеленого фонда города, включению (изъятию) озелененных территорий в зеленый фонд города;
6) участие в разработке и реализации перспективного Плана озеленения города (в составе Генерального плана города);
7) администрирование доходов, поступающих в бюджет города от оплаты компенсационной стоимости за снос, уничтожение, повреждение зеленых насаждений, и расходов бюджета города на компенсационное озеленение, подготовка бюджетных заявок по финансированию мероприятий по сохранению, восстановлению и развитию зеленого фонда в пределах средств, предусмотренных в бюджете города на эти цели;
8) подготовка предложений по экономическому стимулированию предприятий, организаций, специализирующихся в области зеленого хозяйства и зеленого строительства, организация конкурсов муниципального заказа на выполнение работ по зеленому строительству;
9) информирование населения о состоянии зеленого фонда города;
10) оформление сноса, пересадки, обрезки зеленых насаждений, оценка зеленых насаждений, контроль за проведением компенсационного озеленения;
11) подготовка документации на закрепление за гражданами и юридическими лицами, собственниками, пользователями и арендаторами озелененных территорий для охраны, содержания и ухода за зелеными насаждениями;
12) координация деятельности муниципальных служб зеленого хозяйства;
13) ведение паспортизации и мониторинга зеленого фонда;
14) выдача условий на освоение озелененных территорий при осуществлении градостроительной деятельности, согласование проектов размещения капитальных и некапитальных сооружений на озелененных территориях, согласование проектов озеленения;
15) согласование правоустанавливающих документов на оборот участков озелененных территорий;
16) организация работ по зеленому строительству и реконструкции зеленых насаждений;
17) участие в комиссиях по приемке объектов зеленого строительства, а также иных объектов строительства, включающих элементы благоустройства и озеленения;
18) организация мероприятий по охране и содержанию зелёных насаждений в границах городского округа.

IV. Право собственности на объекты зеленого фонда

7. Зеленые насаждения - деревья, кустарники, расположенные на муниципальных землях, в соответствии с гражданским законодательством являются недвижимым имуществом и находятся в собственности муниципального образования.
8. Земли общего пользования, занятые зелеными насаждениями парков, садов, скверов, пешеходных аллей, газонов и цветников, находятся в муниципальной собственности. Парки, сады, скверы, бульвары, пешеходные аллеи, газоны и цветники находятся в ведении муниципальных предприятий и учреждений. Отдельные участки парков, садов, скверов, бульваров, пешеходных аллей могут быть переданы во временное пользование или аренду без права выкупа, субаренды с целью размещения некапитальных (временных) объектов рекреационной, социальной и культурно-бытовой инфраструктуры. При передаче во временное пользование, аренду озелененных территорий общего пользования должно обеспечиваться сохранение зеленых насаждений. К пользователю, арендатору переходят права и обязанности по охране и содержанию зеленых насаждений, оформляемые договором на содержание зеленых насаждений.
9. Озелененные территории ограниченного пользования могут находиться в муниципальной, государственной и частной собственности в зависимости от субъектов прав на землю. Озелененные территории ограниченного пользования находятся в ведении собственников (пользователей) жилищного фонда, иных собственников и пользователей. Озелененные территории ограниченного пользования (внутри жилой застройки), расположенные на территориях используемых гражданами и юридическим лицами для размещения объектов жилой и общественной застройки, находятся в обороте и могут предоставляться в аренду и пользование с правом выкупа, субаренды, залога в соответствии с утвержденной градостроительной документацией.
10. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) местного значения являются собственностью муниципального образования и находятся в ведении органов местного самоуправления города Челябинска. Земельные участки в границах ООПТ местного значения и их охранных зон у собственников, пользователей и арендаторов не изымаются. В соответствии с действующим законодательством ограничиваются права собственников, землевладельцев и землепользователей по хозяйственному использованию земельных участков в границах ООПТ местного значения.
Земли, занятые ООПТ местного значения, изымаются из оборота. Отдельные участки особо охраняемых природных территорий по согласованию с государственными специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды могут быть переданы в аренду без права выкупа, субаренды, залога с целью организации рекреационного обслуживания посетителей, если предлагаемые услуги не противоречат целям создания ООПТ и не причиняют ущерб охраняемым природным комплексам и объектам.
11. Зеленые насаждения, расположенные на земельных участках, переданных в собственность граждан и юридических лиц, принадлежат им на праве собственности. Зеленые насаждения, расположенные на земельных участках, оформленных в установленном порядке собственниками помещений в многоквартирных домах, включаются в состав общего имущества многоквартирных домов, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирных домах.
Владение, пользование и распоряжение указанными зелеными насаждениями осуществляется собственниками или уполномоченными ими лицами с учетом требований по защите зеленых насаждений.
Зеленые насаждения, которые появились в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданам, юридическим лицам являются их собственностью. Владение, пользование и распоряжение такими зелеными насаждениями осуществляется собственниками по их усмотрению.

V. Права и обязанности городского населения по охране и использованию зеленого фонда

12. Граждане имеют право:
1) свободно пребывать в садах, парках, скверах, посещать мемориальные комплексы и другие территории, занятые зелеными насаждениями, для удовлетворения своих рекреационных, культурно-оздоровительных и эстетических потребностей, совершать прогулки, заниматься спортом. Использование населением города территорий отдельных участков озелененных территорий специального назначения и особо охраняемых природных территорий может быть частично или полностью ограничено в соответствии с действующим законодательством;
2) получать достоверную информацию о состоянии, мерах охраны и перспективах развития зеленого фонда города;
3) участвовать в обсуждении проектов зеленого строительства, а также в разработке альтернативных проектов;
4) создавать общественные движения в защиту зеленого фонда города;
5) обращаться с письмами и заявлениями по вопросам охраны и содержания зеленых насаждений;