существующие и перспективные виды услуг и формы обслуживания;
основные типы поселений и иерархические уровни обслуживания.
4.4 Норма расчета вместимости учреждений социального обслуживания устанавливается на 1 тыс. маломобильных граждан.
Расчетные единицы в зависимости от вида обслуживания выражаются либо натурально (места, койки, посты, посадочные места, квартиры), либо в виде посещений и обращений МГ, либо в численности обслуживающего персонала (социальные работники, консультанты).
4.5 Расчет сети учреждений социального обслуживания населения рекомендуется производить для двух видов территориального планирования муниципальных образований:
в составе схем территориального планирования муниципального района или городского округа (выявляется пропорция в развитии сети стационарных учреждений центрального и остальных поселений района, округа);
в составе генерального плана поселения определяются перечни, специализация, вместимость, тип здания, размер участка, местоположение социальных учреждений в пределах элементов планировочной структуры - квартал, микрорайон и др.
4.6 При формировании системы и типов учреждений, кроме дифференцированного учета потребностей в социальном обслуживании, необходимо также учитывать способность МГ к самообслуживанию согласно таблице 1.
Таблица 1 - Классификация МГ по степени самообслуживания
Индекс | Характеристика МГ по степени самообслуживания | % к итогу | |
в городских поселениях | в сельских поселениях | ||
МГ-1 | Способные к полному самообслуживанию | 55 | 35 |
МГ-2 | Способные к частичному самообслуживанию | 37 | 54 |
МГ-3 | Не способные к самообслуживанию | 8 | 11 |
4.7 Маломобильные граждане по семейному статусу разделяются на:
одиноких, не имеющих родственников или отдельно проживающих, а также семьи из двух пенсионеров. Данные группы МГ составляют в среднем в городских поселениях 45%, в сельских - 70%,
семейных, проживающих совместно с другими родственниками и имеющих возможность получать от них частичную социальную поддержку (55% и 30% соответственно).
4.8 Потенциальными клиентами системы социального обслуживания при отсутствии конкретных обследований согласно данным ЦИЭТИН [5] и ОOO "ИОЗ" можно считать 70% МГ (т.е. 700 чел. на 1 тыс. МГ) в городских поселениях и 55% МГ (т.е. 550 чел. на 1 тыс. МГ) - в сельских.
4.9 Маломобильные граждане с различной способностью самообслуживания и различным семейным статусом формируют шесть расчетных подгрупп:
МГо −1 - одинокие, с полным самообслуживанием;
МГс −1 - семейные, с полным самообслуживанием;
МГо −2 - одинокие, с частичным самообслуживанием;
МГс −2 - семейные, с частичным самообслуживанием;
МГо −3 - одинокие, не способные к самообслуживанию;
МГс −3 - семейные, не способные к самообслуживанию.
Расчетная численность нуждающихся в социальном обслуживании по указанным шести подгруппам принимается согласно таблице В.2.
4.10 Объекты социального обслуживания семей с детьми с ограниченными умственными и физическими возможностями учитывают в настоящем своде правил в рамках социально-реабилитационных отделений (СРО) и подразделений абилитации детей на базе комплексных центров социального обслуживания, однако могут проектировать в виде отдельных реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, центров социальной помощи семье и детям, а также на базе других учреждений, оказывающих абилитационные и другие услуги детям в соответствии с ГОСТ Р 52888.
5 Расчет учреждений социального обслуживания
5.1 Общие принципы и правила расчета
5.1.1 Для проектирования системы социального обслуживания МГ требуются следующие исходные материалы:
удельный вес МГ от численности населения - для принятия решения о соотношении надомных и дневных нестационарных форм обслуживания (представляют органы статистики);
группировка МГ по способности самообслуживания и семейному статусу - для определения приоритетов форм обслуживания (органы здравоохранения и соцзащиты);
перечень и перспективы сохранения и использования существующих учреждений, состав оказываемых ими услуг;
территориальная дислокация учреждений социального обслуживания, удаленность от жилых комплексов, от остановок общественного транспорта и улично-дорожной сети - для соблюдения их доступности (органы соцзащиты и архитектуры).
5.1.2 Норма расчета учреждения обслуживания определяется по формуле
Hj=П(j)Ки(j), (5.1)
где Hj - норма расчета j-го учреждения, выраженная j-й единицей вместимости на 1 тыс. МГ;
П(j) - потребность, выраженная в j-х учреждениях, в j-х единицах вместимости на 1 тыс. МГ;
Ки(j) - коэффициент пребывания клиента в учреждении в течение одного года.
5.1.3 Коэффициент пребывания МГ в учреждениях рекомендуется принимать с учетом сроков пребывания в учреждениях клиентов Ки(j):
Ки=0,25-1,0 для учреждений долгосрочного обслуживания - пребывание МГ от 3 до 12 месяцев в году;
Ки=0,077-0,25 для учреждений среднесрочного обслуживания - пребывание МГ от 1 до 3 месяцев в году;
Ки<0,077 для учреждений краткосрочного обслуживания - обслуживание МГ менее одного месяца в году.
Примечание - Особую группу составляют учреждения специального обслуживания граждан без определенного места жительства со сроком пребывания от одного раза в сутки до 6 месяцев в году (Ки=0,003-0,5).
5.1.4 Нормы расчета учреждений социального обслуживания для городских и сельских поселений, полученные по формуле (5.1), приведены в таблице Г.1.
5.1.5 Расчет потребности в кадрах административного аппарата и методического отдела центров социального обслуживания приведен в [6], часть из которых приведена в таблице Е.1.
5.1.6 В зависимости от задач градостроительного планирования применяется один из двух методов:
расчет суммарной вместимости учреждений всех видов социального обслуживания;
определение количества объектов и мест их размещения.
5.2 Расчет суммарной вместимости учреждений
5.2.1 Суммарная вместимость учреждений социального обслуживания населения определяется потребностью в следующих видах услуг:
социально-бытовые; социально-медицинские;
медико-социальные (на базе системы здравоохранения);
социально-реабилитационные (включая абилитацию, оздоровление, досуг);