Распоряжение Правительства РФ от 18 января 2003 г. N 69-р стр. 4

Лесным кодексом Российской Федерации вводятся условия, когда арендаторы лесных участков, ведущие заготовку древесины, должны организовать охрану, защиту и воспроизводство лесов на арендуемой территории и нести бремя соответствующих затрат. Вместе с этим существенно расширяются права арендаторов - вместо разрешительных документов (лесорубочных и лесных билетов) вводится заявительная система, при которой арендатор декларирует свои намерения по использованию арендуемого лесного участка.
Переход на аукционную систему предоставления лесных участков будет способствовать повышению уровня транспарентности и конкуренции на рынке лесных ресурсов, повысит заинтересованность субъектов Российской Федерации в процессе управления лесами.
Важной задачей в сфере управления лесами является разработка оптимальной государственной политики ценообразования на используемые лесные ресурсы, прежде всего на древесину. Эта политика должна удовлетворять следующим целям:
стимулировать устойчивое развитие отечественного производства по глубокой переработке древесины;
обеспечивать покрытие расходов по воспроизводству вырубаемых насаждений;
служить источником доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Стратегическим направлением совершенствования ценообразования на лесные ресурсы является формирование условий, необходимых для возникновения добросовестной конкуренции. Эти условия должны быть сформированы с учетом того, что практически все леса в нашей стране находятся в федеральной собственности при федеративном устройстве государства и негосударственной собственности на средства производства в лесопромышленном секторе экономики.
В целях стимулирования инвестиционной активности в лесном секторе целесообразно разработать порядок, предусматривающий более гибкие принципы установления платежей за лесные ресурсы, включая формирование механизмов установления ставок арендной платы на рентной основе и определения ее размера с учетом затрат на выполнение лесохозяйственных работ.

VI. Участие в международном сотрудничестве в области лесного хозяйства

Осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов связано с выполнением соответствующих международных обязательств страны. Конкретными задачами международной деятельности в этой области на ближайшую перспективу являются:
анализ опыта проведения реформ в лесном секторе экономики в странах с различными формами собственности на леса и использование полученных результатов при дальнейшем реформировании лесного хозяйства Российской Федерации;
усиление представительства и влияния Российской Федерации в таких международных организациях, как Форум ООН по лесам, Конференция министров по защите лесов Европы, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) и другие;
предоставление в соответствии с международными договорами Российской Федерации международному сообществу актуальной, точной, совместимой с форматами ФАО информации о лесных ресурсах Российской Федерации и об их использовании;
борьба с нелегальными рубками в рамках решений Санкт-Петербургской министерской конференции по проблемам правоприменения и управления в лесном секторе Европы и Северной Азии (ЕСА ФЛЕГ);
признание международным сообществом российской системы добровольной лесной сертификации и увеличение объемов работ по добровольной лесной сертификации в Российской Федерации;
активизация работ по лесовосстановлению и лесоразведению в рамках Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата;
разработка и реализация комплексных программ изучения и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем;
развитие международного сотрудничества по проблемам экологического мониторинга с использованием дистанционного зондирования и геоинформационных систем;
содействие мировой общественности в вопросах пропаганды бережного сохранения и использования лесных ресурсов, сотрудничество по популяризации лесных профессий путем проведения различных международных конкурсов.

VII. Механизм реализации Концепции и ожидаемые результаты

Для решения задач по развитию лесного хозяйства необходимо осуществить комплекс мероприятий, направленных на совершенствование и развитие нормативной базы в области лесного хозяйства и лесопользования, управления лесами, межведомственной и межрегиональной координации в сфере лесных отношений, повышение эффективности деятельности по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, научное и кадровое обеспечение лесного хозяйства и расширение участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в области лесного хозяйства.
План мероприятий по реализации настоящей Концепции до 2010 года представлен в приложении.
Предполагается разработать ряд нормативных правовых актов, направленных на регулирование следующих вопросов:
эффективный контроль за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий в области лесных отношений;
эффективное использование лесов на праве аренды лесных участков и на основе договора купли-продажи лесных насаждений;
обеспечение благоприятного инвестиционного климата при использовании лесов, привлечение дополнительных финансовых средств, развитие конкурентной среды в лесном секторе экономики;
обеспечение эффективного экономического механизма использования лесов;
обеспечение защиты деятельности государственных лесных инспекторов при пресечении нелегальных рубок и иных нарушений лесного законодательства;
оценка экономического и экологического потенциала лесных участков.
Основными инструментами реализации настоящей Концепции должны стать целевые программы регионального уровня.
Выполнение плана мероприятий по реализации настоящей Концепции до 2010 года позволит обеспечить:
устойчивое развитие лесного хозяйства;
существенное улучшение состояния лесов;
увеличение поступления платежей за использование лесов в бюджеты всех уровней;
улучшение условий труда работников лесного хозяйства, создание дополнительных рабочих мест;
защиту прав инвесторов и иных пользователей лесными участками, что объективно будет способствовать снижению рисков хозяйственной деятельности, повышению эффективности функционирования лесного сектора экономики и увеличению производства его продукции.
Приложение
к Концепции развития лесного хозяйства
Российской Федерации до 2010 года
от 28 сентября 2007 г. N 1305-р

План мероприятий по реализации Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 года

┌──────────────────────────────────────┬────────────┬───────────────────┐
│ │ Срок │ Ответственные │
│ │ реализации │ исполнители │
├──────────────────────────────────────┴────────────┴───────────────────┤
│ I. Нормативная правовая деятельность │
├────┬─────────────────────────────────┬────────────┬───────────────────┤
│ 1. │Подготовка и принятие нормативных│ 2007 год │органы │
│ │правовых актов субъектов│ │государственной │
│ │Российской Федерации, необходимых│ │власти субъектов │
│ │для реализации Лесного кодекса│ │Российской │
│ │Российской Федерации │ │Федерации │
├────┴─────────────────────────────────┴────────────┴───────────────────┤
│ II. Совершенствование государственного управления в области лесных │
│ отношений │
├────┬─────────────────────────────────┬────────────┬───────────────────┤
│ 2. │Формирование новых основных│до 1 января │МПР России │
│ │территориальных единиц управления│ 2008 г. │Рослесхоз │
│ │в области использования, охраны,│ │Минобороны России │
│ │защиты и воспроизводства лесов -│ │органы │
│ │лесничеств и лесопарков │ │исполнительной │
│ │ │ │власти субъектов │
│ │ │ │Российской │
│ │ │ │Федерации │
├────┼─────────────────────────────────┼────────────┼───────────────────┤
│ 3. │Преобразование лесхозов из│до 1 января │Минобороны России │
│ │государственных учреждений в иные│ 2008 г. │Рослесхоз │
│ │организационно-правовые формы │ │органы │
│ │ │ │исполнительной │
│ │ │ │власти субъектов │
│ │ │ │Российской │
│ │ │ │Федерации │
├────┼─────────────────────────────────┼────────────┼───────────────────┤
│ 4. │Контроль и надзор в установленном│2007 - 2010 │МПР России │
│ │порядке за осуществлением│ годы │Рослесхоз │
│ │уполномоченными органами│ │Росприроднадзор │
│ │государственной власти субъектов│ │ │
│ │Российской Федерации переданных│ │ │
│ │им полномочий в области лесных│ │ │
│ │отношений │ │ │
├────┴─────────────────────────────────┴────────────┴───────────────────┤
│ III. Повышение эффективности использования, охраны, защиты и │
│ воспроизводства лесов │
├────┬─────────────────────────────────┬────────────┬───────────────────┤
│ 5. │Разработка и реализация│2007 - 2010 │органы │
│ │субъектами Российской Федерации│ годы │исполнительной │
│ │региональных программ│ │власти субъектов │
│ │воспроизводства лесов │ │Российской │
│ │ │ │Федерации │
│ │ │ │МПР России │
├────┼─────────────────────────────────┼────────────┼───────────────────┤
│ 6. │Организация эффективного│2007 - 2008 │МПР России │
│ │межведомственного взаимодействия,│ годы │МВД России │
│ │а также взаимодействия с органами│ │Минсельхоз России │
│ │исполнительной власти субъектов│ │Минобороны России │
│ │Российской Федерации,│ │ФТС России │
│ │осуществляющими государственный│ │Рослесхоз │
│ │лесной контроль и надзор, по│ │ │
│ │пресечению незаконных заготовок и│ │ │
│ │оборота незаконно заготовленной│ │ │
│ │древесины и иных противоправных│ │ │
│ │посягательств в отношении лесных│ │ │
│ │участков в составе земель лесного│ │ │
│ │фонда и земель иных категорий │ │ │
├────┴─────────────────────────────────┴────────────┴───────────────────┤
│ IV. Научное и кадровое обеспечение развития лесного хозяйства │
├────┬─────────────────────────────────┬────────────┬───────────────────┤
│ 7. │Организация выполнения│2007 - 2010 │МПР России │
│ │приоритетных прикладных научных│ годы │Рослесхоз │
│ │исследований в области│ │ │
│ │использования, охраны, защиты и│ │ │
│ │воспроизводства лесов │ │ │
├────┼─────────────────────────────────┼────────────┼───────────────────┤
│ 8. │Организация подготовки и│2007 - 2009 │МПР России │
│ │повышения квалификации работников│ годы │Рослесхоз │
│ │лесного хозяйства в части│ │органы │
│ │государственного управления│ │исполнительной │
│ │лесами, развития рыночной│ │власти субъектов │
│ │экономики в лесном секторе и│ │Российской │
│ │использования ГИС-технологий │ │Федерации │
├────┴─────────────────────────────────┴────────────┴───────────────────┤
│ V. Участие в международном сотрудничестве в области лесного хозяйства │
├────┬─────────────────────────────────┬────────────┬───────────────────┤
│ 9. │Разработка и реализация│2007 - 2010 │МПР России │
│ │совместных проектов в области│ годы │Минпромэнерго │
│ │использования, охраны, защиты и│ │России │
│ │воспроизводства лесов Российской│ │МИД России │
│ │Федерации в рамках│ │Рослесхоз │
│ │Продовольственной и│ │ │
│ │сельскохозяйственной организации│ │ │
│ │ООН │ │ │
├────┼─────────────────────────────────┼────────────┼───────────────────┤
│10. │Участие в разработке│2007 - 2009 │МПР России │
│ │Добровольного кодекса по лесам в│ годы │МИД России │
│ │рамках Форума ООН по лесам │ │Рослесхоз │
├────┼─────────────────────────────────┼────────────┼───────────────────┤
│11. │Развитие международного│2007 - 2010 │МПР России │
│ │сотрудничества (на двусторонней и│ годы │Минпромэнерго │
│ │многосторонней основе) по│ │России │
│ │проблемам охраны лесов от пожаров│ │МИД России │
│ │и защиты от вредных организмов,│ │Минэкономразвития │
│ │управления лесами,│ │России │
│ │лесопатологического мониторинга│ │органы │
│ │лесов, полного использования│ │исполнительной │
│ │лесной биомассы, развития│ │власти субъектов │
│ │национальных систем добровольной│ │Российской │
│ │лесной сертификации, сохранения│ │Федерации". │
│ │биологического разнообразия в│ │ │
│ │лесах, развития лесной генетики и│ │ │
│ │селекции, борьбы с нелегальными│ │ │
│ │рубками древесины │ │ │
└────┴─────────────────────────────────┴────────────┴───────────────────┘
┌──────────────────────────────────────┬────────────┬───────────────────┐