11. Уполномоченные органы размещают заказы на выполнение ЛПО в порядке, установленном Лесным кодексом (статьи 78-80).
12. Заказчиками на выполнение работ по ЛПО (далее - Заказчики) выступают:
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по организации и обеспечению охраны, защиты и воспроизводства которых передано в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
- Федеральное агентство лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по организации и обеспечению охраны, защиты и воспроизводства которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
13. Исполнителями работ являются организации, в установленном порядке выигравшие конкурс (далее - Исполнители).
2. Планирование лесопатологических обследований
14. В соответствии с пунктом 14 Правил санитарной безопасности в лесах граждане и юридические лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения признаков появления вредителей, болезней, неблагополучного состояния, значительного или массового повреждения или поражения, обязаны в 5-дневный срок с даты обнаружения проинформировать об этом лесничества (лесопарки) или уполномоченные органы.
15. Информация направляется в письменном виде путем заполнения листка сигнализации (приложение 1), в котором приводится вид и характер обнаруженного повреждения, поражения леса; возможная причина его возникновения; распространение и степень повреждения насаждений (определяется глазомерно); квартал, выдел или другая пространственная привязка поврежденного насаждения.
16. Учет листков сигнализации ведется в лесничествах (лесопарках) в журнале учета листков сигнализации (приложение 2). Листки сигнализации хранятся в лесничестве (лесопарке) не менее 5 лет.
17. Проверка листков сигнализации и определение необходимых мероприятий по защите лесов проводится в 30-дневный срок с даты получения информации. Если это невозможно осуществить в указанный срок по объективным причинам (окончание вегетации или перехода вредителя в фазу, недоступную для учета), то данная информация используется для планирования текущих ЛПО.
18. Кроме листков сигнализации объемы текущих ЛПО подтверждаются документами из следующих источников:
- результаты лесопатологического мониторинга;
- информация, полученная в процессе осуществления авиационных работ по охране и защите лесов;
- результаты предыдущих ЛПО.
19. При отсутствии информации, указанной в предыдущем пункте, для планирования текущих ЛПО в зависимости от зоны лесопатологической угрозы используются следующие придержки:
- зона сильная лесопатологической угрозы - не менее 10 га на каждую тысячу га лесопокрытой площади;
- зона средняя лесопатологической угрозы - не менее 5 га на каждую тысячу га лесопокрытой площади;
- в зоне слабой лесопатологической угрозы планирование производится по фактической ситуации.
20. ЛПО планируются лесничествами (лесопарками) и направляются для утверждения в уполномоченные органы.
21. Объемы ЛПО включаются в лесной план и лесохозяйственный регламент лесничеств (лесопарков). Изменения объемов ЛПО вносится в лесохозяйственный регламент в установленном порядке.
22. Форма плана проведения ЛПО приведена в приложении 3. Планирование проводится по видам (текущие и оперативные) и способам (наземные и дистанционные) ЛПО.
23. При размещении заказа на проведение ЛПО к конкурсной документации прилагается техническое задание. В техническом задании на проведение ЛПО указывается:
- перечень участков, подлежащих обследованию;
- способы, методы и виды работ;
- сроки проведения ЛПО;
- подлежащие учету показатели санитарного и лесопатологического состояния, заполняемые полевые формы;
- требуемая точность учетов.
3. Проведение ЛПО наземными способами
3.1. Подготовительные работы
24. Проведение ЛПО включает в себя этап подготовительных работ, на котором подбираются материалы на предстоящий объект обследования (таксационные описания, сведения о предыдущей санитарной и лесопатологической обстановке, картографический материал).
25. При ведении лесопатологических обследований используются все современные методы и средства, обеспечивающие надежность и точность получаемой лесопатологической информации, ее хранение и обработку при минимально возможных затратах труда и финансов.
26. Таксационные характеристики участков леса, в которых предполагается проведение ЛПО, заблаговременно вносятся в карточки лесопатологической таксации (приложение 4). Характеристика санитарного и лесопатологического состояния насаждений с указанием необходимых мероприятий вносится в процессе ЛПО.
3.2. Определение санитарного состояния насаждений
27. Санитарное состояние насаждений - их качественная характеристика, которая определяется по соотношению деревьев разных категорий состояния.
28. Определение санитарного состояния насаждений осуществляется путем распределения запаса на выделе (оцененного последним лесоустройством) по категориям состояния деревьев (приложение 5). Распределение по категориям состояния осуществляется для пород древостоя, составляющих три и более единиц состава.
29. Категория состояния деревьев - интегральная балльная оценка состояния деревьев по комплексу визуальных признаков (густоте и цвету кроны, наличию и доле усохших ветвей в кроне и др.) (приложение 5). Используется следующая шкала категорий состояния деревьев: 1 - здоровые (без признаков ослабления), 2 - ослабленные, 3 - сильно ослабленные, 4 - усыхающие, 5 - свежий сухостой, 6 - старый сухостой. Кроме упомянутых 6-ти основных категорий состояния деревьев, отдельно фиксируется объем (в кубометрах) ветровала, бурелома, снеговала и снеголома.
30. Предельно малой нормой захламленности, валежа (ветровала, бурелома, снеговала и снеголома), подлежащей выявлению при ЛПО является величина, вдвое превышающая естественный отпад, но не менее 10 .
31. Степень ослабления (состояние) насаждения на выделе в целом или каждой древесной породы определяется как средневзвешенная величина оценок распределения запаса деревьев разных категорий состояния. Если значение средневзвешенной величины не превышает 1,5 - насаждение относят к здоровым; 2,5 - к ослабленным; 3,5 - к сильно ослабленным; 4,5 - к усыхающим; более 4,5 - к погибшим. Средневзвешенная величина для каждой породы расчитывается по формуле:
,
где - средневзвешенная величина состояния породы,
- доля каждой категории состояния в процентах,
- индекс категории состояния дерева (1 - здоровое, 2 - ослабленное, 3 - сильно ослабленное, 4 - усыхающее, 5 - свежий и старый сухостой, ветровал, бурелом).
Средневзвешенная величина для насаждения рассчитывается по формуле:
,
где - средневзвешенная величина состояния насаждения,
- доля породы в составе древостоя,
- средневзвешенная величина состояния каждой породы.
32. При обследовании ведутся записи в карточку лесопатологической таксации, в которую вносится краткая таксационная характеристика по обследуемым лесотаксационным выделам с указанием площади (данные берутся из таксационного описания).
33. При обнаружении несоответствий фактических таксационных показателей таксационному описанию, которые могут существенно повлиять на достоверную оценку показателей лесопатологической таксации, по этому участку осуществляется таксация древостоя в соответствии с лесоустроительной инструкцией.
34. При затруднениях в глазомерном распределении деревьев каждой породы по категориям состояния, оценку целесообразно уточнять путем перечета 30-50 деревьев по непровешенной линии поперек участка по форме приложения 6. Фиксация размера пробной площади и постановка столбов в этом случае не требуется.