СТО Газпром 2-1.19-059-2006 «Инструкция по расчету и нормированию выбросов АГНКС» стр. 2

5.2 Методическая основа нормирования выбросов объектов распределения газа - законы Российской Федерации [1, 3], технические регламенты, стандарты, действующие нормативные, инструктивные и методические материалы Ростехнадзора, МПР России и Роспотребнадзора.
5.3 Целью нормирования выбросов является ограничение вредного воздействия на атмосферный воздух объектов распределения природного газа путем:
- разработки для АГНКС и для каждого источника выбросов предельно допустимых выбросов (ПДВ) - годовых (в тоннах в год) и контрольных (в граммах в секунду), обеспечивающих соблюдение санитарно-гигиенических нормативов;
- установления при необходимости для отдельных источников временно согласованных выбросов (ВСВ) - годовых (в тоннах в год) и контрольных (в граммах в секунду);
- установления технических нормативов выбросов (ТНВ) оборудования, отражающих максимальную массу выброса вредного вещества, отнесенную к единице сырья, топлива, продолжительности работы оборудования, мощности и других показателей, позволяющих проводить сравнение применяемых технологий с точки зрения экологичности и соответствия передовому научно-техническому уровню.
5.4 Нормативы выбросов (ПДВ) пересматриваются не реже одного раза в пять лет [4].
5.5 Нормативы ПДВ (ВСВ) оформляются в виде проекта нормативов ПДВ (ВСВ) в соответствии с [21] и требованиями стандартов и иных действующих нормативных документов в области охраны окружающей среды (пример составления проекта нормативов ПДВ для типовой АГНКС приведен в приложении Б) и устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха [1] (Ростехнадзор).
5.6 Несоблюдение нормативов выбросов является нарушением природоохранного законодательства.
5.7 Нормативы выбросов являются основой:
- для оценки соблюдения АГНКС законодательства об охране атмосферного воздуха;
- получения разрешения на выброс;
- проведения ведомственного экологического контроля.
5.8 Расчет нормативов (мощности) выбросов (г/с) и разработка воздухоохранных мероприятий проводятся исходя из максимальной фактически достигнутой производительности технологического оборудования (с учетом плановых ремонтов) и/или максимальной проектной.
5.9 Годовые нормативы выбросов (т/год) рассчитываются по планируемой (на период действия ПДВ) максимальной нагрузке и непревышающей максимальную проектную.
5.10 Для строящихся объектов соблюдение нормативов ПДВ должно быть обеспечено к моменту ввода в эксплуатацию.
5.11 В проекте нормативов ПДВ выполняется оценка влияния выбросов объекта на состояние атмосферного воздуха на основе расчета рассеивания выбросов и сопоставления полученных расчетных концентраций:
- в местах проживания - с гигиеническими нормативами качества атмосферного воздуха;
- в других местах - с установленными для этих мест экологическими нормативами качества атмосферного воздуха, если таковые не установлены, нормирование осуществляется по техническим нормативам выбросов.
До утверждения технических нормативов выбросов сопоставление ведется на границе СЗЗ (в соответствии с санитарной классификацией предприятия) с гигиеническими нормативами качества атмосферного воздуха (максимально-разовая ПДК, ОБУВ).

6 Характеристика объектов как источников загрязнения атмосферы и нормируемые выбросы

6.1 Автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) предназначены для получения сжатого природного газа, используемого в качестве моторного топлива; для заправки газобаллонных автомобилей и передвижных автогазозаправщиков сжатым природным газом.
АГНКС оснащена оборудованием, предназначенным для очистки, компримирования (сжатия), осушки, аккумулирования, редуцирования давления и заправки сжатым природным газом автотранспорта с определенным давлением, необходимой степенью очистки.
6.2 На АГНКС осуществляются следующие технологические операции:
- очистка газа от механических примесей и от конденсата;
- компримирование;
- адсорбционная осушка;
- аккумулирование;
- редуцирование;
- заправка газобаллонного автотранспорта.
6.3 Нормированию подлежат выбросы загрязняющих веществ [5, 6, 7] от установленного технологического оборудования, перечень которых представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух на АГНКС
КодНазвание веществаПДКм.р (ОБУВ)Источник выделенияМетодика расчета и контроля
0410Метан50мг/м3Технологическое оборудованиеНастоящий стандарт
1716Одорант-СПМ5 · 10-5мг/м3
продукты сгорания природного газа:
0301Диоксид азота0,2мг/м3Котельная[15]
0304Оксид азота0,4мг/м3
0330Диоксид серы0,5мг/м3
0337Оксид углерода5мг/м3
0703Бенз/а/пирен1 · 10-6мг/м3
6.4 Нормальный технологический процесс на АГНКС допускает возможность выброса загрязняющих веществ в атмосферу:
- природного газа (включая одорант-СПМ), величина которого зависит от типа установленного технологического оборудования;
- продуктов сгорания природного газа (при наличии отопительных котлов).
6.5 Источниками выделения природного газа на АГНКС являются:
- емкость шланга газозаправочной колонки или заправочной рампы;
- предохранительные клапаны;
- сепараторы, адсорберы, аккумуляторы;
- аварийные утечки из запорной арматуры или технологического оборудования при их неисправностях.
Источниками выбросов природного газа являются:
- свеча газозаправочной колонки;
- свечи технологического оборудования.
6.6 Источниками выделения продуктов сгорания природного газа на АГНКС могут быть водонагревательные котлы малой производительности.
6.7 Залповые (кратковременные) выбросы природного газа учитываются в годовых нормативах выбросов.
В проектах нормативов ПДВ дается расчетная оценка воздействия залповых выбросов на атмосферный воздух (мощность выбросов в г/с и приземное максимальное загрязнение в ближайшей жилой застройке).
6.8 Аварийные выбросы не нормируются. Организуется учет фактических аварийных выбросов за истекший год, включаемых в годовую отчетность по форме № 2-ТП (воздух). Для предупреждения аварийных выбросов разрабатываются и проводятся профилактические мероприятия.
Для предупреждения и своевременной ликвидации аварийных выбросов (утечек) предусмотрен систематический контроль герметичности оборудования, арматуры, сальниковых уплотнений, сварных и фланцевых соединений, трубопроводов, контроль загазованности помещений с помощью газоанализаторов - сигнализаторов.
6.9 Постоянные неорганизованные выбросы на АГНКС (включая и от запорно-регулирующей арматуры) отсутствуют. Эксплуатация негерметичной запорной арматуры в соответствии с [8] запрещается.
6.10 При проведении расчетов рассеивания загрязняющих веществ в соответствии с [9] максимальный уровень загрязнения определяется для условий полной загрузки технологического оборудования и их нормальной работы, а также при условии, что залповые выбросы одновременно не производятся. Уровень загрязнения атмосферы рассчитывается отдельно для каждого вредного вещества.