9. Цель работы:
Снижение тяжести последствий от наездов автомобилей на ограждения различных конструкций в различных дорожных условиях.
10. Отличия, новизна и преимущества:
Впервые будут проведены аналитические исследования на основе статистических данных о тяжести последствий ДТП, связанных с наездом автомобилей на ограждения (по специально разработанной Программе).
Предусматривается развитие теоретических методов оценки взаимодействия автомобилей с ограждением на основе масштабных натурных испытаний конструкций на Полигонах России и Европы.
Разрабатываются новые принципы определения требований к удерживающей способности ограждений.
Предусматривается также развитие стендовых методов испытания конструкций с использованием теоретических методов оценки взаимодействия автомобиля с ограждением.
11. Содержание работы:
Работа включает три основных этапа.
На первом этапе работы (2006 г.) проводятся исследования, включающие:
- анализ и тенденции изменения основных показателей, характеризующих состояние безопасности дорожного движения в России и за рубежом;
- сбор и анализ статистических данных о влиянии существующих конструкций ограждений на тяжесть последствий ДТП, связанных с наездом автомобилей на ограждения;
- разработку основных принципов определения требований к удерживающей способности дорожных ограждений;
- оценку влияния ограждений, установленных на дорогах различных категорий, на тяжесть последствий ДТП.
Результатом работы данного этапа является научно-технический отчет, содержащий анализ и тенденции изменения основных показателей, характеризующих состояние безопасности дорожного движения в России и за рубежом; справочно-информационный материал о статистике наездов на боковые и фронтальные ограждения и классификацию ДТП в увязке с конструкцией ограждений, вероятностные показатели по массам транспортных средств, скоростям и углам наезда и примеры расчета требований к ограждениям на дорогах различных категорий, вероятностные показатели тяжести последствий от наезда на ограждения с характеристиками, указанными в ГОСТ Р 52289-2004.
На втором этапе работы (2007 г.) разрабатываются компьютерные программы оценки взаимодействия автомобиля с боковыми барьерными ограждениями (включая концевые участки), то же - с боковыми парапетными ограждениями, то же - с фронтальными.
Результатом работы являются программные продукты и рекомендации по проектированию ограждений (с методикой расчета).
На третьем этапе работы (2008 г.) на основе полученных результатов исследований выполняются опытно-конструкторские работы. Разрабатываются новые конструкции боковых и фронтальных ограждений с малой вероятностью высокой тяжести последствий ДТП и их сертификация:
- проектирование стенда для сертификационных стендовых испытаний новых элементов новых конструкций. Результатом работы являются рабочие чертежи стенда;
- изготовление стенда. Результатом работы являются приемочная документация на стенд и инструкция пользователя;
- разработка новых конструкций барьерных боковых ограждений. Результатом работы являются технические условия на 2 типа конструкций;
- разработка новых конструкций фронтальных ограждений. Результатом работы являются технические условия на 2 типа конструкций;
- сертификационные стендовые испытания элементов и конструкций. Результатом работы являются отчеты об испытаниях;
- натурные испытания ограждений на специализированном полигоне и рекомендации по их применению. Результатом работы являются отчеты об испытаниях на полигоне. Рекомендации.
На четвертом этапе работы (2009 - 2012 гг.) осуществляется опытное внедрение новых ограждений (с низкими последствиями наезда) при строительстве и ремонте федеральных автомобильных дорог, проектные работы, изготовление и строительные работы (включая сопровождение). Результатом работы являются рабочие чертежи, акты приемки-сдачи, отчеты по сопровождению.
12. Конечный результат работы: создание новых конструкций ограждений дорожной и мостовой групп.
13. Область применения: федеральные автомобильные дороги.
14. Внедрение результатов работы: на 100 участках и объектах на Федеральной сети автомобильных дорог в течение 2009 и 2010 гг.
15. Права сторон:
Право собственности на создаваемую научно-техническую продукцию, в том числе программы для ЭВМ и базы данных, принадлежит Заказчику - Федеральному дорожному агентству.
Заказчик и Исполнитель обеспечивают охрану созданной интеллектуальной собственности.
Права на "ноу-хау" (методы, модели, информацию, идеи и др.) находятся в совместном ведении Заказчика и Исполнителя без ограничения срока.
Исполнитель имеет право публиковать научные результаты проведенных исследований.
Исполнитель по согласованию с Заказчиком осуществляет патентование (получение охранных документов) на охраноспособные объекты интеллектуальной собственности, создаваемые в рамках настоящего контракта.
16. Требования к представленной продукции:
Заказчику представляются научно-технические отчеты, рабочие чертежи, технические условия, приемочная документация, отчеты об испытаниях, отчеты по сопровождению, другая документация в соответствии с контрактом, настоящим техническим заданием и календарным планом.
Разработка, оформление и утверждение документов системы технического регулирования осуществляются в соответствии с ОДМ 218.1.001-2005.
17. Условия приемки работ:
Передача Заказчику оформленной в установленном порядке научно-технической продукции осуществляется сопроводительными документами Исполнителя.
При завершении оплачиваемых этапов работ Исполнитель представляет Заказчику проекты актов сдачи-приемки научно-технической продукции с приложением к ним трех комплектов научно-технической и другой документации, предусмотренной условиями контракта.
18. Стоимость работ:
27000,00 тыс. руб., в том числе 2006 г. - 2500,00 тыс. руб. (будет откорректирована по результатам конкурсных торгов).
19. Сроки выполнения работ:
Начало работ - август 2006 г.
Окончание работ - декабрь 2012 г.
20. Предмет нормирования (стандартизации): конструкции ограждений дорожной и мостовой групп.
21. Перечень основных Исполнителей: определяется после проведения конкурса на право заключения контракта.
22. Требования к составу Исполнителей:
Специалисты в области безопасности дорожного движения, имеющие опыт в разработке конструкций ограждений и нормативных документов в данной области.
23. Перечень рецензентов: по согласованию с Заказчиком.