Распоряжение от 26.07.2006 N 365-р "О выполнении в 2006 - 2012 годах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках реализации Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" стр. 114

- нормативные правовые акты и иные материалы, характеризующие зарубежный опыт регулирования рынка транспортных услуг с учетом требований безопасности дорожного движения;
- административные, экономические и прочие механизмы регулирования рынка транспортных услуг;
- данные экспертных опросов специалистов в сфере регулирования рынка и обеспечения безопасности транспортных услуг, осуществления функций контроля и надзора;
- научно-техническая литература и результаты проведенных НИР по рассматриваемой проблеме.
8. Состояние проблемы (вопроса):
Для России проблема регулирования рынка и, в частности, регулирования рынка транспортных услуг является крайне актуальной. Явно недооценивается ее системный характер, разрозненные решения в этой области, не основанные на применении оптимальных, научно обоснованных методов и механизмов регулирования рынка транспортных услуг с учетом требований безопасности дорожного движения, не дают и не могут дать необходимого результата. Отсутствие адаптированной к российским условиям системы методов и механизмов регулирования рынка транспортных услуг на федеральном и региональном уровнях, которая обеспечивала бы заинтересованность операторов в обеспечении безопасных услуг и предпочтение выбора потребителями наиболее безопасных видов транспортных услуг, в значительной степени способствовало тому, что в последние годы возрастают размеры ущерба от дорожно-транспортных происшествий и число пострадавших в результате ДТП. Так, в 2005 году социально-экономический ущерб от дорожно-транспортной аварийности составил в России 2,35% ВВП (377,5 млрд. рублей).
9. Цель работы:
Разработка эффективных методов и механизмов регулирования рынка транспортных услуг с учетом требований безопасности дорожного движения, внедрение системы методов и механизмов регулирования рынка транспортных услуг, обеспечивающей заинтересованность операторов и потребителей транспортных услуг в повышении безопасности перевозок.
10. Отличия, новизна и преимущества:
В процессе работы предполагается использовать системные методы анализа, которые позволят рассмотреть методы и механизмы регулирования рынка как единую систему, оценить их эффективность с позиций обеспечения безопасности дорожного движения, обеспечить баланс интересов производителей и потребителей услуг, выработать и принять рациональные режимы регулирования деятельности операторов автотранспортного рынка. В процессе работы предполагается разработать теоретические модели регулирования рынка и осуществить модельный эксперимент. Предполагается решать задачу с учетом оценки рисков возникновения ДТП и особенностей осуществления различных видов перевозок.
Результаты проведенных исследований будут использованы для разработки соответствующей нормативной правовой базы всех уровней государственного управления.
11. Содержание работы:
Работа включает четыре этапа.
На первом этапе (2006 г.) выполняются следующие работы:
- анализ зарубежной и отечественной практики использования методов и механизмов регулирования рынка транспортных услуг и оценка их эффективности с позиций обеспечения безопасности перевозок;
- разработка предложений по развитию и совершенствованию методов и механизмов регулирования рынка пассажирских и грузовых транспортных услуг на федеральном и региональном уровнях управления.
На втором этапе (2007 г.) выполняются следующие работы:
- исследование и оценка влияния рыночных отношений на разработку и реализацию новых форм и методов повышения безопасности дорожного движения;
- оценка результативности и эффективности применения различных методов и механизмов регионального регулирования рынков пассажирских автотранспортных услуг с учетом особенностей и уровня социально-экономического развития отдельных регионов.
На третьем этапе (2008 г.) выполняются следующие работы:
- разработка системы моделей государственного регулирования рынка транспортных услуг с учетом требований безопасности дорожного движения;
- разработка системы моделей регулирования региональных рынков пассажирских автотранспортных услуг с учетом требований безопасности дорожного движения;
- разработка предложений по совершенствованию нормативно-правового обеспечения методов и средств по регулированию рынка транспортных услуг с учетом требований безопасности дорожного движения.
На четвертом этапе (2009 - 2012 гг.) выполняются следующие работы:
- исследование и оценка влияния рыночных отношений на развитие дорожно-транспортной инфраструктуры;
- исследование влияния факторов активной и пассивной безопасности дорожного движения по определению механизмов рыночной экономики, определению структуры парка автомобилей и оптимального рынка транспортных услуг;
- оценка влияния информативности автомобиля на развитие рыночных отношений на автомобильном транспорте;
- оценка влияния рыночных отношений на распределение подвижного состава по формам собственности и субъектам рынка транспортных услуг;
- исследование и оценка влияния рыночных отношений на разработку и внедрение новых форм и методов подготовки водителей, динамику рынка подготовки водителей;
- разработка системы моделей регулирования региональных рынков грузовых автотранспортных услуг с учетом требований безопасности дорожного движения;
- оценка результативности и эффективности применения различных методов и механизмов регионального регулирования рынков грузовых автотранспортных услуг с учетом особенностей и уровня социально-экономического развития отдельных регионов;
- разработка предложений по совершенствованию регионального регулирования рынков пассажирских транспортных услуг с учетом особенностей и уровня социально-экономического развития отдельных регионов;
- разработка предложений по совершенствованию регионального регулирования рынков грузовых транспортных услуг с учетом особенностей и уровня социально-экономического развития отдельных регионов (на уровне субъектов РФ и местном уровне управления).
12. Конечный результат работы:
Научно-технический отчет, содержащий разработанную на основе анализа зарубежных и отечественных методов и механизмов регулирования рынка транспортных услуг, оценку их эффективность с позиций обеспечения безопасности перевозок, предложены модели регулирования перевозочного процесса, оптимальные с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения, а также предложения и пакет документов (в т.ч. проектов новых нормативных правовых и методических документов или изменения в действующие документы), направленные на совершенствование нормативного правового обеспечения реализации механизмов регулирования рынка транспортных услуг на федеральном, региональном и местном уровнях (по таким направлениям как страхование, техническое регулирование, сертификация, лицензирование, надзор, экономическое стимулирование и др.).
13. Область применения: сфера государственного регулирования рынка автотранспортных услуг.
14. Внедрение результатов работы:
Внедрение осуществляется путем утверждения разработанных нормативных правовых и методических документов, а также организации соответствующего информационного обеспечения и обучения специалистов (должностных лиц) предприятий автомобильного транспорта, контрольно-надзорных органов, региональных органов управления автомобильным транспортом.
15. Права сторон:
Имущественные права на созданную продукцию принадлежат Заказчику.
16. Требования к представляемой продукции:
Соответствовать условиям контракта и требованиям технического задания. Заказчику представляется научно-технический отчет с пояснительной запиской. Разработка, оформление и утверждение документов системы технического регулирования осуществляются в соответствии с ОДМ 218.1.001-2005.
17. Условия приемки работ:
Передача Заказчику оформленной научно-технической продукции осуществляется сопроводительными документами Исполнителя. При завершении оплачиваемых этапов работ Исполнитель направляет Заказчику акты сдачи-приемки научно-технической продукции с приложением к ним трех комплектов научно-технической и другой документации, предусмотренной техническим заданием и условиями контракта.
18. Стоимость работ: 20000,0 тыс. руб. (будет откорректирована по результатам конкурсных торгов).
19. Сроки выполнения работ:
Начало работ - август 2006 г.
Окончание работ - декабрь 2012 г.
20. Предмет стандартизации: отсутствует.
21. Перечень основных Исполнителей: на конкурсной основе.